Стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:02, реферат

Описание работы

Интерес к проблеме стресса и стрессоустойчивости обусловлен происходящим расширением сферы деятельности человека, часто протекающей в экстремальных и сверх экстремальных условиях. Вместе с тем профессиональная деятельность современного человека сопровождается постоянным снижением доли физического труда и увеличением умственных и психических нагрузок. "Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие", - писал древнегреческий философ Аристотель. Созданные цивилизацией и научно-техническим прогрессом гиподинамия (снижение силовых нагрузок) и гипокинезия (ограничение двигательной активности) не только отрицательно влияют на системы кровообращения, дыхания, обмен веществ, опорно-двигательный аппарат, нервные и гуморальные регуляторные механизмы, но и непременно ведут к снижению реактивности организма и развитию стресса, ростом так называемых болезней стресса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 2

1. Направления и походы к изучению стресса………………………. 3

2. Ключевые терминологические понятия в определении стресса… 6

3. Здоровье, эмоции и стресс…………………………………………. 8

4. Психофизиологические механизмы стресса……………………… 9

Список литературы…………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 
Введение……………………………………………………………….. 2 
 
1. Направления и походы к изучению стресса………………………. 3 
 
2. Ключевые терминологические понятия в определении стресса… 6 
 
3. Здоровье, эмоции и стресс…………………………………………. 8 
 
4. Психофизиологические механизмы стресса……………………… 9

Список литературы…………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Интерес  к  проблеме  стресса  и  стрессоустойчивости обусловлен происходящим расширением сферы деятельности человека,  часто протекающей в экстремальных  и  сверх экстремальных  условиях. Вместе с тем профессиональная деятельность   современного  человека   сопровождается постоянным   снижением  доли   физического   труда   и увеличением умственных и психических нагрузок.  "Ничто так  не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное  физическое  бездействие",   -   писал древнегреческий    философ    Аристотель.    Созданные цивилизацией    и    научно-техническим     прогрессом гиподинамия  (снижение силовых нагрузок) и гипокинезия (ограничение   двигательной  активности)   не   только отрицательно   влияют   на   системы   кровообращения, дыхания,  обмен веществ, опорно-двигательный  аппарат, нервные  и  гуморальные регуляторные механизмы,  но  и непременно  ведут к снижению реактивности организма  и развитию   стресса,  ростом  так  называемых  болезней стресса.  Полагают,  что  к  ним  относятся  различные психосоматические    заболевания    -    невротические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, язвенная  болезнь желудка и двенадцатиперстной  кишки, нарушения    мозгового    кровообращения,    отдельные злокачественные опухоли и другие. Установлено, что эмоциональный стресс возникает  при длительных   непрерывно  повторяющихся   отрицательных эмоциональных   состояниях  субъектов,  принципиальный характер    которых   имеет   прямое    отношение    к профессиональной  деятельности ряда категорий  военных специалистов.  Их  профессиональная  деятельность,  несмотря   на  успехи  научно-технической  революции   в военном  деле, продолжает сопровождаться максимальными по  объему  и интенсивности физическими и психическими нагрузками, сложностью и многообразием решаемых  задач в условиях дефицита времени и инфор-'чации, постоянным риском и наличием угрозы жизни. Наряду    с    усложнением,    дифференциацией     и интенсификацией    военного   труда,    военнослужащие испытывают   постоянную  угрозу   воздействия   оружия противника, особенно оружия массового поражения.  Мощь данного  вида  оружия,  большое  число  прогнозируемых потерь  по сравнению с прошлыми войнами сопровождается большим    нарастанием   его   психогенного   влияния- Значимость   психогенного  воздействия   на   человека проявлялась  особенно отчетливо после  взрыва  атомных бомб,  сброшенных на японские города  в  августе  1945 года,   и   после  аварии  на  Чернобыльской   атомной электростанции в 1986 году.                                                                                                                             Стресс,   являясь  психофизиологическим   феноменом, неразрывно  сопряжен с профессиональной  деятельностью человека  и существенно влияет на ее эффективность,  в ряде  случаев  значительно снижая  ее,  а  также,  как указывалось  раньше, может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов.                                                                                                Изложенное   убедительно  подтверждает  актуальность рассмотрения  проблемы стресса и  психофизиологической защиты     или    психофизиологического    обеспечения стрессустойчивости   человека   в    повседневных    и экстремальных  условиях.  Проблема  обеспечения  стрессустойчивости   должна  решаться  с  общебиологических позиций    генеза   целостных,   системных    реакций организма.  Существует  несколько  направлений   этого решения.   Первое  из  них  связано  с   исследованием физиологических механизмов, определяющих  устойчивость к  эмоциональному  стрессу, т. е.  тех  механизмов,  с помощью   которых  сам  организм  может  противостоять развитию  эмоционального стресса и его  патологических последствий.   Второе  ~  психологическая   подготовка человека к различным стрессовым ситуациям. Третье - физиологическое  или  психофизиологическое   обеспечение стрессустойчивости. Оно является новой и перспективной отраслью  профилактической медицины. По существу,  это развитие профилактики "вглубь", что требует разработки эффективных  способов воздействия  на  физиологические функции практически здорового человека- В  предлагаемом читателю учебном пособии предпринята попытка  как  можно более полно изложить содержание  и обосновать    перспективные   пути    и    направления предотвращения,  купирования  и  коррекции   состояния эмоционального  стресса.   

  1. Направления и подходы к  изучению стресса
 

  Проблема  стресса, по существу, очень стара,  однако научное   осознание  ее  произошло  лишь  в  последние десятилетия, что находит свое отражение как в развитии современной  науки о человеке, так и  в  стремлении  к удовлетворению актуальных потребностей общества. 

 Стресс,    по   выражению   Ю.Г.   Чиркова   (1988), противоречив,   неуловим,   туманен.   Он   с   трудом укладывается  в узкие рамки определений,  мерок.  Сила его - в широте охвата жизненных проявлений, слабость - в   неопределенности,   расплывчатости   его   границ. Разработка     проблемы    стресса    (эмоционального, психического,      спортивного,     производственного, космического,  военного и др.) с  позиций  современной науки нашла свое отражение в работах, посвященных  биохимическим   (Виру А.А.,  1981;   Панин   Л.Е.,   1983; Робу А.И., 1989), физиологическим (Меерсон Ф.З.,  1981, 1988;  Федотов  В.М.,  1991), клиническим  (Горизонтов П.Д., 1976; Короленко Ц.П" 1978), психофизиологическим и   психологическим  (Китаев-Смык  Л.А.,  1983;   Космолинский Ф.П, 1976) аспектам его проявлений. 

 Большинство  зарубежных авторов также  рассматривают актуальность   данной   проблемы,   имеющей   огромное социальное и общественное значение с позиций теорий  и методов  различных  научных дисциплин  (КгоЬпе  Н.ЛУ., 1982;  Уап Ьооп О. е\. а1., 1985). Несмотря на наличие накопленного  поистине огромного  систематизированного биохимического, физиологического, психофизиологического, клинического  и экспериментального материала по проблеме  стресса,  некоторые  ее  аспекты разработаны еще  недостаточно,  а другие  только намечены для решения. В  связи  с  этим необходимо  кратко  рассмотреть наиболее  значительные научные исследования. 

 Основоположником  учения о  стрессе,  как  известно, является канадский ученый Ганс Селье. 4 июля 1936г.  В английском  журнале  "МаШге"  было  опубликовано   его письмо в редакцию "Синдром, вызываемый   различными  повреждающими  агентами",   в котором  приводились  данные  о  стандартных  реакциях организма   на   действие   различных   болезнетворных агентов.  Это  сообщение  положило  начало  учению   о стрессе,  хотя  в  отдельных,  более  ранних,  научных трудах    упоминание    о    проблеме    стресса,    с психологической  точки зрения, находим  в  работах  В. Вундта   (1880),  У.  Джемса  (1905).  Сам  же  термин "стресс" (напряжение) впервые упоминается в 1303 г.  В стихотворении   поэта   Роберта  Маннинга   "Handlying Synne":  "И  эта  мука была манной  небесной,  которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок  зим и  находящимся  в  большом стрессе". Г.  Селье  (1982) считает,  что  слово "стресс" пришло в  английский  из старофранцузского  и  средневекового   английского   и в начале  произносилось как "ди-стресс".  Первый  слог, полагает  Селье,  постепенно исчез из-за  "смазывания" или  "проглатывания". Однако, как  пишет  Ю.Г.  Чирков (1988),  кое-кто  полагает, что слово  "стресс"  имеет более   давнюю  историю  и  происходит  вовсе  не   от английского,  а  от  латинского  слова   stringere   - затягивать.  Физиологические аспекты  стресса  впервые были   освещены   У.   Кенноном   -   основоположником гомеостаза и учения о роли сим-патоадреналовой системы в   мобилизации  функций  организма  для   борьбы   за существование, а затем и Г. Селье. Кеннон еще  в  1914 г.    предвосхитил   взгляды   Селье    на    проблему  психофизиологической стрессовой реакции,  описав  один из   специфических  аспектов  стрессовой   реакции – нейроэндокринный   процесс.  Он  исследовал   феномен, который  назвал реакцией "битвы-бегства".  Центральным органом, участвующим в этой реакции, является мозговой слой     надпочечников.    Реакция     "битвы-бегства" рассматривается   им   как   мобилизация    организма, подготавливающая мыцвды к действию в ответ на воспринимаемую угрозу. Этот механизм дает возможность индивиду либо бороться с угрозой, либо бежать от нее.   А.А.  Виру  (1980) указывает на то, что в  отдельных работах   отечественных  ученых   (Сперанского   А.Д., Насонова   Д.Н.,   Александрова   М.Я.,   Цанка   А.), относящихся  к  тому же периоду, четко  прослеживаются верные  направления  в раскрытии механизмов  неспецифической  адаптации. Так, еще в 1934 г. Д.Н.  Насонов  в своих  исследованиях  показал,  что  содержимое  живой клетки  (протоплазма) поразительно однотипно реагирует на  любые  изменения окружающей среды. Этот  стереотип клетки был назван Насоновым "паранекрозом". Так фактически был открыт стресс, но не на организ-менном (Селье Г.), а на клеточном уровне. 

 В  дальнейшем  учение о стрессе получило  достаточно широкую  известность, а исследования стали проводиться систематически. Г. Селье и его сотрудники опубликовали по  проблеме стресса около двух тысяч работ. При  этом понятие "стресс" трактуется Г. Селье различно. Если  в первых  работах  под стрессом понимается  совокупность всех  неспецифических изменений,  возникающих  в  организме   под  влиянием  любых  сильных  воздействий   и сопровождающихся    перестройкой    защитных    систем организма,  то  в  более поздних грудах  под  стрессом понимается неспецифическая реакция организма на  любое предъявленное к нему требование, т. е. происходит  своего рода упрощение понятия "стресс".  

 Основное  внимание  Г.  Селье  и  его  последователи уделяли   биологическим  и  физиологическим   аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как  физиологической реакции организма,  в  частности, реакции  эндокринных желез, контролируемых  гипофизом, на   действие  различных  отрицательных  факторов.   В функциональном  и  морфологическом  отношении   стресс выражается  общим  адаптационным  синдромом,   имеющим определенные и хорошо известные стадии:  

·     реакция тревоги, во время которой сопротивление организма понижается ("фаза шока"), а затем включаются защитные механизмы; 

·     стадия  сопротивления  (резистентности),  когда напряжением  функционирования  систем  достигается приспособление организма к новым условиям; 

·      стадия   истощения,   в   которой   выявляется несостоятельность защитных механизмов и  нарастает нарушение согласованности жизненных функций. 

 Сведя  механизмы  неспецифического приспособления  к изменениям  уровней адаптационных  гормонов  в  крови, хотя  они имеют более сложную природу, Селье не  сумел избежать    некоторых   заблуждений.   Так,   наиболее существенным   недостатком  данного   факта   является отрицание  ведущей  роли центральной  нервной  системы (ЦНС)  в  генезе  стресса. Устранить  этот  недостаток помогли  советские  ученые.  Они,  развивая  учение  о стрессе, научно обосновали и признали,   что   ведущая  роль  в  генезе   стресса принадлежит не только гормональным, но и многим другим физиологическим реакциям организма, в  частности  ЦНС.  Так,  учитывая ведущую роль ЦНС в формировании  общего адаптационного     синдрома,    К.И.    Погодаев(1976) определяет   стресс  как  состояние   напряжения   или перенапряжения   процессов  метаболической   адаптации головного  мозга,  ведущих к  защите  или  повреждению организма,   на   разных   уровнях   его   организации посредством  единых нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. 

 Продолжая  дальнейшие исследования  биохимических  и физиологических  аспектов проблемы стресса,  Г.  Селье постепенно  подошел  к  изучению  еще  одной   стороны стресса - психологической.   Этому   во    многом способствовали работы ученых, обобщавших  опыт  второй мировой   войны.   Наряду  с  термином   "стресс",   в руководствах,  монографиях и статьях  все  чаще  стали применяться  такие  понятия, как  психологический  или эмоциональный    стресс.    Психическим    проявлениям синдрома,   описанного   Г.  Селье,   было   присвоено наименование "эмоциональный" стресс: Термин яркий,  но породивший  разночтение  обозначенных  им  явлений.  В содержание   этого   термина  включают   и   первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические     синдромы,    порожденные     телесными повреждениями,  и аффективные реакции при  стрессе,  и физиологические механизмы, лежащие в их основе (Китаев-Смык  Л.А.,  1983). Популяризация понятия  "стресс"  в биологии   и   медицине  и  прямое   перенесение   его физиологического  значения  в  психологию  привели   к смешению   психофизиологического  и   физиологического подходов к его изучению.  

 Первым  попытался  разграничить  физиологическое   и психологическое  понимание  стресса  Р.  Лазарус.  Он, развивая   учение   о  стрессе,  выдвинул   концепцию, согласно   которой  разграничивается   физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический  (эмоциональный) стресс, при котором  человек  (на основе   индивидуальных  знаний  и  опыта)   оценивает предстоящую  ситуацию  как  угрожающую,   трудную. В последние  годы отмечают условность полного разделения физиологического  стресса и  стресса  психического.  В физиологическом   стрессе  всегда   есть   психические элементы   и   наоборот.  Что  же  касается   терминов "психический стресс" и "эмоциональный   стресс",   то   они  часто  используются   как равнозначные, поскольку почти все ученые признают, что основной   причиной   психического  (психологического) стресса является эмоциональное возбуждение. В.Л.  Марищуком (1984, 1995) и др. высказано мнение, что   наименования  стресса  (эмоциональный,   боевой, учебный,  авиационный, спортивный и др.)  определяется содержанием  стресс-фактора. Эмо-циогенное воздействие вызывает  эмоциональный стресс, спортивные нагрузки  - спортивный  стресс, факторы полета могут вызвать  авиационный  стресс  и т. д. Но стрессом,  по  утверждению В.Л.  Марищу-ка, можно называть лишь такое  состояние, которое  характеризуется значимым выбросом  стероидных гормонов   (не   менее  чем  на  величину   вероятного отклонения  от исходных показателей). При  этом  любой стресс  является физиологическим, т. к. сопровождается различными   физиологическими   реакциями   и   всегда эмоциональным, поскольку сопровождается соответствующими   эмоциональными  переживаниями.   Он также  всегда  связан  с  разными  нейрорефлекторны-ми механизмами и различными эндокринными реакциями. 

 Согласно    Леви,   эмоциональный    стресс    можно рассматривать  как  участок  своеобразного  континуума эмоциональных    состояний,    в    котором     сдвиги физиологического гомеостаза являются самыми низкими  в условиях  полного безразличия. Приятные  и  неприятные эмоциональные  состояния сопровождаются изменениями  в уровнях физиологического гомеостаза.  

 В исследованиях  вопросов  эмоционального  стресса сначала  Леви,  а  затем  Г. Селье  все  эмоционально- стрессовые   состояния,   связанные   с   неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а  связанные с положительными эмоциональными реакциями -  как  эустресс.  Подразделив первоначальное  понятие стресса  на  две разновидности - дистресс и  эустресс,

Селье  способствовал  тому, что в  сферу  применимости этих    новых    понятий   попали   практически    все физиологические  явления, в том  числе  и  сон.  Селье пишет,  что  "даже  в  состоянии полного  расслабления спящий  человек испытывает некоторый стресс...  Полная свобода   от  стресса  означает  смерть".  При   таком расширенном  толковании  понятие  "стресс"  становится равнозначным понятию "физиологическая активность" и  в результате  теряет  объяснительную  силу,  значительно снижая   возможности  строго  исследовать   конкретные проявления адаптации с каких-либо единых   позиций.   Поэтому   вместо   того,   чтобы предлагать     какое-либо    наиболее     общепринятое определение   термина  "стресс",  сначала   резюмируем некоторые  ключевые  изменения  терминологических   понятий, которые он претерпел в научной литературе. 
 

2. Ключевые терминологические понятия в определении стресса 

 Термин "стресс" встречается в современной литературе как  обозначающий следующие понятия (Китаев-Смык Л.А., 1983): 

·    сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;  

·       сильная    неблагоприятная   для    организма физиологическая  или  психологическая  реакция  на действие стрессора; 

·    сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода; 

·    неспецифические черты (элементы) физиологических и  психологических реакций организма при  сильных, экстремальных  для  него воздействиях,  вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;  

·    неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма. 

Информация о работе Стресс