Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:47, курсовая работа
Вряд ли найдется человек, никогда не испытавший стресса. Особенно часто в такое состояние повергает нас быстротечное и напряженное время. Но, по-видимому, нечто подобное испытывали в экстремальных ситуациях и наши далекие предки. Иначе не объяснишь, почему древние ученые искали средства, с помощью которых человек сам себе помогал успокоиться, снять последствия стресса.
Введение
Стресс - вкус и аромат жизни /Г. Селье/
Вряд
ли найдется человек, никогда не испытавший
стресса. Особенно часто в такое
состояние повергает нас
Условия,
в которых протекает
Данная
контрольная работа посвящена снятию
стресса в нашей жизни. А для
этого сначала необходимо узнать,
каковы механизмы стресса. Какие
существуют стрессоры и как им
противостоять. Также в ней можно
найти определение понятия «
1. Стресс в нашей жизни
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье.
Что такое стресс, как он возникает и как влияет на организм человека?
Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.
Наиболее широко употребляемым определением является следующее:
"Стресс
- это напряженное состояние
Что же такое эмоциональный стресс?
Любое
событие, факт или сообщение может
вызвать стресс, т.е. стать стрессором.
Стрессорами могут быть самые
разнообразные факторы: микробы
и вирусы, различные яды, высокая
или низкая температура окружающей
среды, травма и т.д. Но оказывается,
что такими же стрессорами могут
быть и любые эмоциогенные факторы,
т.е. факторы, влияющие на эмоциональную
сферу человека. Это все, что может нас
взволновать, несчастье, грубое слово,
незаслуженная обида, внезапное препятствие
нашим действиям или стремлениям. При
этом, выступит та или иная ситуация причиной
стресса или нет, зависит не только от
самой ситуации, но и от личности, ее опыта,
ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно
большое значение имеет, конечно, оценка
угрозы, ожидание опасных последствий,
которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
В
переводе с английского стресс -
это давление, нажим, напряжение, а
дистресс - горе, несчастье, недомогание,
нужда. По словам Г. Селье Селье, Г. Стресс
без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М. : 1982.
- 287 с., стресс есть неспецифический (т.е.
один и тот же на различные воздействия)
ответ организма на любое предъявленное
ему требование, который помогает ему
приспособиться к возникшей трудности,
справиться с ней. Всякая неожиданность,
которая нарушает привычное течение жизни,
может быть причиной стресса. При этом,
как отмечает Г. Селье, не имеет значения,
приятна или неприятна ситуация, с которой
мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность
потребности в перестройке или в адаптации.
В качестве примера ученый приводит волнующую
ситуацию: мать, которой сообщили о гибели
в бою ее единственного сына, испытывает
страшное душевное потрясение. Если много
лет спустя окажется, что сообщение было
ложным и сын неожиданно войдет в комнату
целым и невредимым, она почувствует сильнейшую
радость. Специфические результаты двух
событий - горе и радость - совершенно различны,
даже противоположны, но их стрессовое
действие - неспецифическое требование
приспособления к новой ситуации - может
быть одинаковым. Многоаспектность явления
стресса у человека столь велика, что потребовалось
осуществить разработку целой типологии
его проявлений, т. е. принято разделять
стресс на два основных вида: системный
(физиологический) и психический. Поскольку
человек является социальным существом
и в деятельности его интегральных систем
ведущую роль играет психическая сфера,
то чаще всего именно психический стресс
оказывается наиболее значимым для процесса
регуляции.
1.1Механизмы стресса
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение - сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы.Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.
Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.
Во-первых,
в коре головного мозга сформировался
интенсивный стойкий очаг возбуждения,
так называемая доминанта, которая
подчиняет себе всю деятельность
организма, все поступки и помыслы
человека. Значит, для успокоения надо
ликвидировать, разрядить эту доминанту
или же создать новую, конкурирующую.
Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего
романа, просмотр кинофильма, переключение
на занятие любимым делом) фактически
направлены на формирование конкурирующей
доминанты. Чем увлекательнее дело,
на которое пытается переключиться
расстроенный человек, тем ему легче
создать конкурирующую
Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция - возбуждается одна из глубинных структур мозга - гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу - гипофиз - выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (можно вспомнить, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становиться чаще дыхание). В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь - физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.
В-третьих,
из-за того, что стрессовая ситуация
сохраняет свою актуальность (конфликт
ведь не разрешился благополучно и
какая-то потребность так и осталась
неудовлетворенной, иначе не было бы
отрицательных эмоций), в кору головного
мозга вновь и вновь поступают
импульсы, поддерживающие активность
доминанты, а в кровь продолжают
выделяться гормоны стресса. Следовательно,
надо снизить для себя значимость
этого несбывшегося желания или
же отыскать путь для его реализации.
1.2Совладание с жизненными трудностями
Совладание с жизненными трудностями -- это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют стратегии совладания с жизненными трудностями, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, совладение с жизненными трудностями -- это «поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда».
При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции -- это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля. Психологи, занимающиеся проблематикой жизненных трудностей, придерживаются разных точек зрения на эффективность стратегий совладания. Если во многих теориях учитывается, что стратегии по своей сути могут быть как продуктивными, функциональными, так и непродуктивными, дисфункциональными, то существуют авторы, с точки зрения которых, неотъемлемой характеристикой жизненных трудностей является их полезность; они определяют совладание как «адаптивные действия, целенаправленные и потенциально осознанные».
Достаточно
недавно исследователи, занимающиеся
проблематикой стратегий