Психология стресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:59, реферат

Описание работы

Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоп-лено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концепту-альной и методологической разработки данного феномена.

Содержание

Введение 3
1. Стресс жизни. Основные причины. 4
1.1. Причины стресса... 4
1.2. Проявления стресса 6
1.3. Адаптация к стрессу 8
1.4. Профилактика стресса 8
2. Стресс – стиль жизни? 10
2.1.Стрессовый стиль жизни 10
2.2.Нестрессовый стиль жизни 10
Заключение 11
Список литературы 12

Работа содержит 1 файл

1)Психология стресса.docx

— 41.14 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение 3

1. Стресс жизни. Основные причины. 4

   1.1. Причины стресса... 4

   1.2. Проявления стресса 6

   1.3. Адаптация к стрессу 8

   1.4. Профилактика стресса 8

2. Стресс – стиль жизни? 10

   2.1.Стрессовый стиль жизни 10

   2.2.Нестрессовый стиль жизни 10

Заключение 11

Список  литературы 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема стресса в  последние годы становится одной  из самых актуальных тем в мировой  психологической науке и практике. В настоящее время, с одной  стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский  физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. - давление, напряжение), определяет стресс как "реакцию борьбы и побега". Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. «Не нервничайте», «Расслабьтесь»,— советуют нам окружающие. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Стресс - это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость.

Стресс многолик в своих  проявлениях. Он играет важную роль в  возникновении не только нарушений  психической деятельности человека или ряда заболеваний внутренних органов. Известно, что стресс может  спровоцировать практически любое  заболевание. В связи с этим в  настоящее время расширяется  потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его  предотвращения и преодоления.

Однако это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим инструментом тренировки и закаливания ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития. Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.

 

 

 

 

 

  1. Стресс жизни. Основные причины.

Стресс- обычное и часто  встречающееся явление. Мы все временами  испытываем его - может быть, как  ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в  классе, или как повышенную раздражительность  или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам  стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность  и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

 

    1.  Причины стресса.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Причины стрессов, или стрессоры, условно делят на две группы : физические и психические (сигнальные), подобно этому различают стрессы физиологические и психоэмоциональные.

К физиологическим стрессам можно отнести реакции организма  на:

  • шум;
  • охлаждение;
  • недостаток О2;
  • кровопотерю;
  • травму;
  • интоксикацию;
  • физическую нагрузку;
  • лишение пищи.

К психоэмоциональным стрессам относят реакции на сигнал опасности :

  • неожиданное прикосновение;
  • неустойчивость опоры;
  • быстрое увеличение в размерах нечетко различимого предмета;
  • одиночество или перенаселение.

У человека, кроме таких  факторов, причиной стресса могут  быть информационные перегрузки и дефицит, недостаток времени, неопределенность исхода.

В последние годы обращают внимание на производственные стрессы :

  • неопределенность трудового задания;
  • недогрузка или перегрузка;
  • ответственность за людей;
  • несправедливая оценка труда;
  • "трудное начальство"
  • плохие условия труда

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть.

Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать.

Рассмотрим те факторы, действующие  внутри организации, которые вызывают стресс.

1. Перегрузка или слишком  малая рабочая нагрузка, т.е. задание,  которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или  необоснованный уровень выпуска  продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а  также чувство безнадежности  и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает  тогда, когда к работнику предъявляют  противоречивые требования. Например, продавец может получить задание  немедленно реагировать на просьбы  клиентов, но, когда его видят  разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять  полки товаром.

Конфликт ролей может  также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания

Конфликт ролей может  также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

3. Неопределенность ролей  .

Неопределенность ролей  возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и  другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

    1. Проявление стресса.

Итак, стресс - это напряженное  состояние организма, т.е. неспецифический  ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового  напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться  на чем-то.

2. Слишком частые ошибки  в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает  чувство усталости.

5. Очень быстрая речь.

6. Мысли часто улетучиваются.

7. Довольно часто появляются  боли ( голова, спина, область желудка  ).

8. Повышенная возбудимость.

9. Работа не доставляет  прежней радости.

10. Потеря чувства юмора.

11. Резко возрастает количество  выкуриваемых сигарет.

12. Пристрастие к алкогольным  напиткам.

13. Постоянное ощущение  недоедания.

14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.

15. Невозможность вовремя  закончить работу.

В одних и тех же условиях у разных людей стрессы могут  протекать по-разному; основной "удар" может падать на разные системы: сердечно-сосудистую, пищеварительную или иммунную, что зависит, очевидно, от ряда конституциональных особенностей организма, определяемых, в частности, наследственностью. Возможно, по-видимому, и влияние особенностей самой стрессорной ситуации. Наиболее общими для любого стресса являются три его стадии, описанные Селье.

1-я из них получила название стадии беспокойства, боевой тревоги и представляет собой как бы "встряску организма", призыв "к оружию, к мобилизации нейро-эндокринных механизмов, обеспечивающих значительное преобладание реакций, дающих энергию для борьбы  или бегства.

2-я стадия стресса - стадия резистентности или адаптации - характеризуется восстановлением равновесия между ката - и анаболическими реакциями, т.е. распадом и синтезом. Это обеспечивается повышением секреции таких анаболических гормонов, как соматотропный гормон (гормон роста), инсулин. Устойчивость организма к действию стрессора при этом увеличивается, возрастает резистентность и к другим неблагоприятным воздействиям, улучшается общее самочувствие, растет уровень здоровья. Такое явление Селье назвал "эустрессом", т.е. "хорошим стрессом".

Информация о работе Психология стресса