Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа
Директору фирмы, и даже простому менеджеру, будет полезна данная статья о стилях управления на предприятии. Стиль управления — это стабильная и продуманная манера поведения с подчиненными, выражающая взгляды менеджера, его индивидуальность и личные качества.
У авторитарного стиля
управления есть два основных подвида:
бюрократический и
При патерналистском стиле четко выражена иерархичность отношений, начальник предстает хозяином, в одиночку принимающим решения. Его указания подчиненные не имеют права ни проигнорировать, ни даже обсудить. Весьма часто смысл этих решений вовсе остается непонятым. Выполнение приказов руководителя строго контролируется; в зависимости от результатов труда сотрудники либо получают поощрение, либо подвергаются взысканию. Игнорирование личных качеств и служебных навыков отдельных сотрудников идет рука об руку с представлением, о полной взаимозаменяемости членов команды. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки. Лидер патерналистского стиля рассматривает всех работающих в отделе или компании сотрудников как одну семью. Сам он играет роль «отца», а остальные - роль детей, послушных или неразумных. Именно поэтому предусматривается коллективная ответственность за провалы. Более того, даже внеслужебные проблемы подчиненных (вплоть до перипетий личной жизни каждого из них) являются предметом заботы менеджера.
Демократический стиль управления
зиждется на сочетании принципа единоначалия
с активным участием подчиненных
в управлении, организации и контроле
над всей деятельностью предприятия.
Демократичный руководитель старается
сформировать у персонала командный
дух. Такой начальник обычно хорошо
осведомлен о личных качествах, навыках
работы, талантах и наклонностях каждого
из сотрудников; решения он принимает,
исходя из этой информации. При этом
обязательно учитывается и
Однако и у этого стиля управления есть несколько минусов: на обсуждение проблемы тратится значительно больше времени; работа коллектива будет успешной, только если начальник обладает недюжинным талантом говорить с людьми и убеждать их.
Вот почему на предприятиях чаще используется не сам демократический стиль, а его разновидность, получившая название кооперативного. Он сводится к следующим основным моментам:
- взаимовлияние руководителя
и сотрудников путем отказа
руководителя от части своих
компетенций по принятию
- распределение функций
и ролей с учетом
- обмен информацией происходит
не только между начальником
и подчиненным, но и между
коллегами; никаких секретов
- конфликты решаются путем
переговоров и компромиссов, односторонние
авторитарные решения
- пристальное внимание
руководителя к деятельности
членов коллектива служит
- руководитель делает
особый акцент на реализацию
личных и профессиональных
- доверие выступает необходимой
базой сотрудничества и
- приоритетом является
развитие персонала и всей
организации, процесс обучения
и повышения квалификации
Стиль кооперации является в настоящее время наиболее распространенным в большинстве западных компаний. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Индивидуально- ситуативный. Выстраивание управленческого поведения и индивидуально-ситуативного стиля руководителя зависит от социальных требований и адекватности реакций на окружающие факторы.
Человек формирует идеальный
образ определенной поведенческой
реакции через анализ поведения
модели, и далее эта информация
служит позитивным ориентиром в его
управленческой деятельности. Концепция
самооценки эффективности относится
к умению людей осознавать свои способности,
к навыкам выстраивать
Самооценка эффективности влияет на формы поведения персонала. Люди с высокой самооценкой (самоэффективностью) прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. Высокая самооценка, связанная с ожиданиями успеха, ведет к позитивному результату и способствует росту самоуважения.
Напротив, низкая самооценка, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и снижает самоуважение. Работники, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим недостаткам и в силу этого не смогут справиться с заданием.
Руководители, обладающие высокой самоэффективностью, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем. Факторы, влияющие на высокую самоэффективность выстраивания поведения, – позитивные ориентиры и соответственно на низкую эффективность – это негативные ориентиры (личные качества) руководителя. Его пессимизм и неуверенность в способности добиться успеха ослабляют мотивацию работников, мешают формировать успешное управленческое поведение.
Мысленное представление
удачного сценария включает оценку сложности
решаемой задачи и выбора механизмов
воздействия на подчиненных. Позитивные
ориентиры, определяющие успех, зависят
от уровня подготовки подчиненных. Поведение
определяется характером мотивации, а
преодоление препятствий
Можно утверждать, что именно
индивидуально-ситуативный
Индивидуально-ситуативный
стиль предполагает использование
позитивных ориентиров деятельности руководителя.
Это расширяет возможности
Позитивные ориентиры
представляют собой систему ценностей,
состоящих из потребностей и профессионализма
деятельности руководителя. Ценностью
для человека становится то, что
его влечет, обогащает материально
и духовно. Конкретное воплощение идеала
в социальном бытии означает прекращение
его существования как
Либеральный стиль управления
характеризуется отсутствием
Не существует «плохих» или
«хороших» стилей управления. Конкретная
ситуация, вид деятельности, личностные
особенности подчиненных и
Изучение литературы по практике
руководства организациями
Вопреки распространенным стереотипам
преобладающий стиль
Причинами разделения стилей руководства являются личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
1.3 Профессиональные качества руководителя
Профессионально необходимые
качества руководителя — индивидуально-личностные
и социально-психологические
Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем руководители-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.
Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.
Адекватная самооценка —
выражается в способности к
Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает руководитель в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.
Профессиональные знания.
Установлено, что по мере приближения
к вершине управленческой пирамиды
объем необходимых
Руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:
- выявлять проблему с
учетом ее взаимосвязей с