Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа
Директору фирмы, и даже простому менеджеру, будет полезна данная статья о стилях управления на предприятии. Стиль управления — это стабильная и продуманная манера поведения с подчиненными, выражающая взгляды менеджера, его индивидуальность и личные качества.
В проведенных исследованиях
было обнаружено, что самыми высокими
организаторскими способностями обладают
руководители, придерживающиеся коллегиального
стиля руководства в
Подструктура педагогических качеств руководителя оказывает не меньшее влияние на компоненты стиля руководства, причем она не повторяет влияния других подструктур личности, а обладает своей спецификой.
Наиболее ярко выражены педагогические качества у руководителей,
придерживающихся коллегиального стиля. Ближе к ним стоят руководители, обладающие комбинированным и коллегиально-пассивным стилями, т.е. высокие педагогические качества руководителей не противоречат формированию компонентов невмешательства в стиле руководства, если они органически сочетаются с коллегиальностью. Низкий уровень развития педагогических качеств личности, как и в случае с профессиональной компетентностью, способствует формированию директивного и попустительствующего стилей руководства. Однако тождества между этими стилями нет, так как низкая успешность таких руководителей в воспитательной работе с исполнителями объясняется разными причинами. Руководители, придерживающиеся попустительствующего стиля, не уделяют этому достаточного внимания в силу невысокой общей активности в работе, а директивные руководители недооценивают воспитательную работу в коллективе или используют педагогически необоснованные методы воздействия на исполнителей. Средним уровнем развития педагогических качеств характеризуются сторонники промежуточных - директивно-пассивного и директивно-коллегиального стилей руководства.
Подструктура коммуникативных
качеств личности обнаруживает влияние
на стили руководства близкое
по своему характеру с влиянием педагогических
качеств. Разница заключается в
том, что низкая выраженность этой подструктуры
способствует формированию только компонентов
директивности в стиле
Необходимо отметить, что ни одна из названных подструктур личности, взятая в отдельности, не может определять формирование стиля руководства. Только целостная структура оказывает формирующее влияние. При этом каждая подструктура личности руководителя вносит свой вклад, проявляясь в специфических компонентах стиля руководства.
Ситуационные факторы формирования стиля руководства
Под ситуационными факторами понимаются относительно быстро меняющиеся особенности производственной ситуации, характеризующие производство и производственный коллектив в определенный период. Дело в том, что и производство, и коллектив наряду с относительной стабильностью, обладают и высоким динамизмом, что находит выражение в изменяющихся особенностях стиля руководства.
Перед производственным коллективом, как правило, стоит ограниченный круг основных задач, которые он призван решать. Но иногда коллективу поручается новое задание, ранее не известное, которое может привести к временным изменениям в сложившемся стиле управленческих отношений. Изменения бывают более значительными, когда например осуществляется переход на новый ассортимент выпускаемой продукции. Такое явление изучалось в одном из цехов Карачаровского механического завода. Было выявлено, что в подобной ситуации в процессе выработки управленческих решений руководители стремятся к большей коллегиальности, привлекая всех своих заместителей и других специалистов, включая квалифицированных рабочих. Возрастает компонент коллегиальности и по таким параметрам руководства, как отношение руководителя к советам, возражениям и критике со стороны подчиненных, контакт с подчиненными и психологический такт в обращении с ними.
По ряду других параметров
руководства при переходе на новый
ассортимент продукции
Повышение, с одной стороны,
коллегиальности в руководстве,
а с другой — директивности
— закономерные изменения в стиле
управленческих отношений с исполнителями,
позволяющие эффективно решать новые
задачи. Невмешательство в руководстве
с такой ситуацией
Не менее важным ситуационным
фактором являются условия выполнения
задач. В отличие от решения обычных,
установившихся задач внеочередные
и тем более срочные задания
требуют изменений в стиле
руководства. Практика показывает, что
наиболее оптимальными в этом случае
являются такие изменения в стиле,
которые приводят к снижению коллегиальности
и особенно невмешательства и
повышению компонента директивности.
Оперативные управленческие решения
должны приниматься самим
К ситуационным факторам должны
быть отнесены и некоторые социально-
Ситуационные особенности являются наиболее обширной и трудно регистрируемой группой факторов, оказывающих влияние на стиль руководства. По сравнению с другими эта группа факторов в большей степени определяет динамические особенности стиля.
Таким образом, формирование
стиля руководства
Стили руководства
Стиль - одежда мысли
Честерфилд
Следующей составной частью
и главной характеристикой
Каждый руководитель в
процессе управленческой деятельности
выполняет свои обязанности в
свойственном только ему стиле. Стиль
руководства выражается в том, какими
приемами руководитель побуждает коллектив
к инициативному и творческому
подходу к выполнению возложенных
на него обязанностей, как контролирует
результаты деятельности подчиненных.
Принятый стиль руководства может
служить характеристикой
Стиль отличается устойчивостью,
которая проявляется в частом
применении разных приемов управления.
Но эта устойчивость относительна,
так как стилю обычно характерен
динамизм. Правильно выработанный стиль
руководства соответствующий
Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.
Любая управленческая деятельность
имеет и субъективную основу. Руководитель,
прежде чем принять какое - либо решение
сначала мысленно продумывает все
возможные способы воздействия
на подчиненных и выбирает в зависимости
от ситуации наиболее на его взгляд
целесообразные. И, несмотря на то, что
обязанности руководителя предписываются
должностной инструкцией, стиль
работы имеет отпечаток неповторимой
личности руководителя. Именно в стиле
руководителя проявляются его личные
качества, которые несколько изменяются
в зависимости от особенностей и
потребностей коллектива. Сильное воздействие
на стиль оказывают интеллект
и культура руководителя, уровень
профессиональной и политической подготовки,
особенности характера и
Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.
Можно выделить основные факторы,
характеризующие стиль
Требования, предъявляемые к руководителям
в отношении их компетентности,
деловитости, ответственности,
Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
Окружающая производственная
Особенности руководимого
Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация
представляет собой уникальную комбинацию
индивидов, целей и задач. Каждый
управляющий - это уникальная личность,
обладающая рядом способностей. Каждый
руководитель является творцом того
стиля управления, который он применяет
на практике. Но при этом он учитывает
множество объективных и
«Одномерные» стили руководства
Используя для анализа
различные источники можно
Изучение стиля руководства
и само возникновение этого понятия
связаны с именем известного психолога
К. Левина. В 30-е годы вместе со своими
сотрудниками провел эксперименты, и
определил три ставших
Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с рассмотрения системы Дугласа Мак Грегора. Его труды по практическому управлению содержат утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают их вести себя руководители. Подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и выполнять возложенные на него задачи. Исследования Мак Грегора показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие.