Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:45, контрольная работа
Директору фирмы, и даже простому менеджеру, будет полезна данная статья о стилях управления на предприятии. Стиль управления — это стабильная и продуманная манера поведения с подчиненными, выражающая взгляды менеджера, его индивидуальность и личные качества.
Новые условия хозяйствования,
повышение образовательного уровня
и зрелости руководителей дали мощный
толчок развитию управленческой культуры.
Управленческие службы не только коренным
образом изменили отношение к
управленческой культуре, но и заняли
активную позицию в формировании,
изменении и использовании ее
как фактора повышения
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем. Наиболее важные из них:
1) юридические нормы
2) моральные нормы —
регулируют поведение
3) организационные нормы
— устанавливают структуру
4) экономические нормы
— регулируют экономическую
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, характеризующая деятельность руководителя в рамках культуры управленческого труда:
Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.
Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:
- работа с документами;
- работа с кадрами;
- решение социально-
- решение коммерческих вопросов;
- совещания, переговоры;
- непроизводительные затраты времени;
- неуточненное время.
Руководителю, в то же время, следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время. Ведь старая истина гласит: «Кто не умеет работать, тот не умеет и отдыхать».
Культура содержания рабочего
места. Отдельные руководители считают,
что в процессе работы необходимо,
чтобы все находилось "под рукой",
и с этой целью на рабочий стол
выкладывают всю имеющуюся
Следует считать идеальным
такой порядок на рабочем столе,
когда на нем находятся лишь нужные
для работы документы. Кроме того,
в служебном помещении
Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.
Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.
Наиболее распространена практика приема посетителей в определенные дни и часы.
Культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.
Культура речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми, поэтому умение говорить является важной составной частью культуры труда руководителя.
Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя.
К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и другие.
В современном менеджменте
рассматривается множество
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и, поэтому, имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет
большое значение при рассмотрении
организации как объекта
Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
- детерминированность элементов системы;
- динамичность системы;
- наличие в системе управляющего параметра;
- наличие в системе контролирующего параметра;
- наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.
В системах управления детерминированность
(первый признак организованности системы)
проявляется в организации
Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.
Любые воздействия среды
оказывают возмущающее действие
на систему, стремясь нарушить ее. В
самой системе также могут
появиться возмущения, которые стремятся
разрушить ее «изнутри». Например, в
организации нет достаточного количества
квалифицированных кадров, отсутствует
по разным причинам ряд ответственных
работников, плохие условия работы
и т.д. К внешним возмущениям
следует отнести указы
Под воздействием таких внешних
и внутренних возмущений орган управления
любого уровня вынужден перестраиваться,
приспосабливаться к
С целью обеспечения быстрого
перестроения системы в условиях
изменения среды в системе
управления должен быть элемент, фиксирующий
факт появления возмущения; система
должна обладать минимально допустимой
инерционностью, чтобы своевременно
принимать управленческие решения,
в системе управления должен быть
элемент, фиксирующий факт упорядочения
состояния системы в
Под управляющим параметром
в системе управления следует
понимать такой ее параметр (элемент),
посредством которого можно управлять
деятельностью всей системы и
ее отдельными элементами. Таким параметром
(элементом) в социально управляемой
системе является руководитель подразделения
данного уровня. Он отвечает за деятельность
подчиненного ему подразделения, воспринимает
управляющие сигналы
При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы — позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.
Несоблюдение данного
требования, т.е. наличия управляющего
параметра, приводит к принятию субъективных
управленческих решений и так
называемому волевому стилю руководства.
Это требует четкой организационной
структуры и распределения
Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.
Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.
Итак, мы рассмотрели требования,
предъявленные к системе
Рассматривая конкретную организацию как объект исследования, необходимо фиксировать и сравнивать ее системные характеристики, это позволяет ее лучше понять.
Необходима персональная ответственность руководителей и исполнителей. При проектировании системы управления нужно четко фиксировать, кто и что делает в системе управления, кто за что отвечает.
Необходима информационная проработка системы на уровне управленческих решений.
Исследование и проектирование
должны быть непрерывным процессом.
В системе управления необходимо
предусматривать отдел или
Должна существовать четкая документация, регламентирующая деятельность организации. Зачастую Положения об отделах, должностные инструкции не конкретны и не обеспечивают персональной ответственности при принятии управленческих решений.
1.2 Стили управления трудовым коллективом
Стиль руководства - это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных, один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива.
Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
- директивный стиль (
- демократический стиль (коллегиальный);
- либеральный стиль (
Директивный стиль управления
характеризуется высокой
Авторитарный стиль
При авторитарном стиле управления руководитель пользуется в основном собственным опытом, апеллируя лишь к собственным знаниям, при этом полностью или частично игнорируя мнение подчиненных и их личные цели и интересы. Здесь чаще всего работает старый принцип «кнута и пряника»: выполнение работы обеспечивается путем исключительно взысканий или, наоборот, вознаграждений. Авторитарный руководитель не старается разъяснить сотрудникам те выгоды, какие ожидают компанию, а также их самих, в случае выполнения ими своих обязанностей. Однако не следует думать, что авторитарный стиль по природе своей порочен и не может быть использован с выгодой для компании или тех ее подразделений, где он применяется. На начальном этапе формирования организации, когда у работников отсутствуют необходимые навыки и отчетливое видение целей организации, он может оказаться весьма полезным. Впрочем, этой ситуацией практически и должно быть ограничено применение авторитарного стиля. Его основной недостаток заключается в том, что он способствует уменьшению творческой инициативы подчиненных, ухудшает социально-психологический климат, приводит к текучести кадров. Хрестоматийным для менеджмента является пример компании Генри Форда. Распространяемое в ней руководством представление о сотруднике как о «винтике машины», который всегда можно заменить на другой, в 20-х ХХ века привело к невероятной текучести кадров и падению уровня профессионализма персонала.