Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2 Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3 Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1 Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………..45
2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27

ГЛАВА III.
3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29
3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Диплом Люда.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

    Что бы определить эффективность проделанной  работы, мы сопоставили данные трех диагностик, а так же результаты первого и третьего этапов эмпирического исследования. Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении показателей в когнстатирующей группе: у двоих детей уровень развития самооценки повысился до высокого, у 9 – до среднего, с низким показателем детей стало меньше на 11 человек от общего числа детей в группе. В контрольной группе показатели практически не изменились.

    Для наглядности полученные результаты мы оформили в гистограмму (см. рисунок 2.)

 

     

    

    Рис. 2 Процентное соотношение  уровней развития самооценки (контрольный этап)

      Таким образом, анализ полученных результатов  свидетельствует о следующем: произошло  значительное повышение показателей  развития самооценки у детей констатирующей группы. В контрольной группе показатели не изменились; выявленные особенности развития самооценки детей констатирующей группы позволяют говорить о положительной динамике развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, посредством специально подобранной серии игр.

      Проведенный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза: об использовании  дидактических игр как эффективного средства развития свойств внимания детей, подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по эмпирической  части 
     

    Целью главы 2 было описание эмпирического исследования по проблеме развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилось на базе подготовительной к школе группы № 7 и 1 младшей № 1  МОУ ДО «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска.

    Основным  методом исследования развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста, стал психолого-педагогический эксперимент, который включал три этапа:  констатирующий, формирующий, контрольный.

    В ходе констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования проблемы нами использовались следующие методы: изучение программно-методической документации, диагностическое обследование по методикам: «Оценка уровня развития  свойств внимания» авт. Л.В.  Черемушкина, «Корректурная проба»  вариант методики Бурдона. 

      На первом этапе эмпирического  исследования мы решали задачу  диагностирования наличного уровня  развития самооценки у детей  старшего дошкольного возраста. Мы выявили уровень развития  устойчивости и распределения внимания у детей Дети №1 группы показали более высокие результаты. Количество детей, имеющих средний уровень развития свойств внимания в этой группе был больше, чем в  группе №2. Высокий уровень, по данным диагностики, отсутствовал в той и другой группах.  На основе полученных данных группа №2 была выбрана нами в качестве экспериментальной. Группа №1 была определена – контрольной.

      На этапе формирующего эксперимента  нами были подобраны игры на  развитие самооценки детей, объединенные  в две серии. Критерием подбора игр в сериях стала  сложность выполняемых заданий. Всего было проведено по 5 новых игр в каждой серии. Некоторые дидактические игры повторялись по желанию детей и инициативе педагога.

    На  контрольном этапе эмпирического  исследования мы решали задачу - диагностирования уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента. С помощью диагностических методик мы выявили уровень развития самооценки у детей контрольной и констатирующей групп. Дети констатирующей группы  показали более высокие результаты, чем дети контрольной группы. Количество детей, имеющих средний и высокий уровни развития самооценки в данной группе выше, чем в контрольной. Высокий уровень, по данным диагностики,  появился только у детей констатирующей группы.  

    Полученные  результаты в констатирующей группе позволяют   говорить о положительной динамике развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством специально подобранной серии игр, а значит о подтверждении выдвинутой нами в начале исследования гипотезе.

 

Приложение  №1 

Протокол  наблюдения

Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе группе по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)

ДОУ №7                                                                                                            Дата: 

№ п/п Умение  называть и оценивать качество личности Умение  аргументировать оценку личности сверстника Баллы Уровень
. А Б В А Б В    
1. 2 - - 2 - - 4 ВУ
2. - 1 - - 1 - 2 СУ
3. 2 - - 2 - - 4 ВУ
4. - 1 - - 1 - 2 СУ
5. 2 - - 2 - - 4 ВУ
6. - 1 - - - 0 1 НУ
7. 2 - - 2 - - 4 ВУ
8. 2 - - 2 - - 4 ВУ
9. - 1 - - 1 - 2 СУ
10. - 1 - - - 0 1 НУ
11. 2 - - 2 - - 4 ВУ
12. 2 - - 2 - - 4 ВУ
13. 2 - - 2 - - 4 ВУ
14. 2 - - 2 - - 4 ВУ
15. 2 - - 2 - - 4 ВУ
16. 2 - - - 1 - 3 ВУ
17. 2 - - 2 - - 4 ВУ
18. 2 - - 2 - - 4 ВУ
19. 2 - - 2 - - 4 ВУ
20. 2 - - 2 - - 4 ВУ
 
 
 
 

Протокол  наблюдения

Цель: изучение уровня самооценки детей раннего возраста по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)

ДОУ №7                                                                                                            Дата: 

№ п/п Умение  называть и оценивать качество личности Умение  аргументировать оценку личности сверстника Баллы Уровень
  А Б В А Б В    
1. - - 0 - - 0 0 НУ
2. - - 0 - - 0 0 НУ
3. - - 0 - - 0 0 НУ
4. - - 0 - - 0 0 НУ
5. - - 0 - - 0 0 НУ
6. - - 0 - - 0 0 НУ
7. - - 0 - - 0 0 НУ
8. - - 0 - - 0 0 НУ
9. - - 0 - - 0 0 НУ
10 - - 0 - - 0 0 НУ
11. - - 0 - - 0 0 НУ
12. - - 0 - - 0 0 НУ
13. - - 0 - - 0 0 НУ
14. - - 0 - - 0 0 НУ
15. - - 0 - - 0 0 НУ
16.      - - 0 - - 0 0 НУ
17.      - - 0 - - 0 0 НУ
18. - - 0 - - 0 0 НУ
19. - - 0 - - 0 0 НУ
20. - - 0 - - 0 0 НУ

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками