Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, дипломная работа
В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2 Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3 Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1 Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………..45
2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
ГЛАВА III.
3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29
3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...
Что бы определить эффективность проделанной работы, мы сопоставили данные трех диагностик, а так же результаты первого и третьего этапов эмпирического исследования. Полученные данные свидетельствуют о значительном повышении показателей в когнстатирующей группе: у двоих детей уровень развития самооценки повысился до высокого, у 9 – до среднего, с низким показателем детей стало меньше на 11 человек от общего числа детей в группе. В контрольной группе показатели практически не изменились.
Для наглядности полученные результаты мы оформили в гистограмму (см. рисунок 2.)
Рис. 2 Процентное соотношение уровней развития самооценки (контрольный этап)
Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о следующем: произошло значительное повышение показателей развития самооценки у детей констатирующей группы. В контрольной группе показатели не изменились; выявленные особенности развития самооценки детей констатирующей группы позволяют говорить о положительной динамике развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, посредством специально подобранной серии игр.
Проведенный
анализ данных позволяет сделать вывод
о том, что выдвинутая нами гипотеза: об
использовании дидактических игр как
эффективного средства развития свойств
внимания детей, подтвердилась.
Выводы
по эмпирической
части
Целью главы 2 было описание эмпирического исследования по проблеме развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилось на базе подготовительной к школе группы № 7 и 1 младшей № 1 МОУ ДО «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска.
Основным методом исследования развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста, стал психолого-педагогический эксперимент, который включал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего и контрольного этапов эмпирического исследования проблемы нами использовались следующие методы: изучение программно-методической документации, диагностическое обследование по методикам: «Оценка уровня развития свойств внимания» авт. Л.В. Черемушкина, «Корректурная проба» вариант методики Бурдона.
На первом этапе эмпирического
исследования мы решали задачу
диагностирования наличного
На этапе формирующего
На
контрольном этапе
Полученные результаты в констатирующей группе позволяют говорить о положительной динамике развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством специально подобранной серии игр, а значит о подтверждении выдвинутой нами в начале исследования гипотезе.
Приложение
№1
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей подготовительной к школе группе по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)
ДОУ
№7
№ п/п | Умение называть и оценивать качество личности | Умение аргументировать оценку личности сверстника | Баллы | Уровень | ||||||||
. | А | Б | В | А | Б | В | ||||||
1. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
2. | - | 1 | - | - | 1 | - | 2 | СУ | ||||
3. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
4. | - | 1 | - | - | 1 | - | 2 | СУ | ||||
5. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
6. | - | 1 | - | - | - | 0 | 1 | НУ | ||||
7. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
8. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
9. | - | 1 | - | - | 1 | - | 2 | СУ | ||||
10. | - | 1 | - | - | - | 0 | 1 | НУ | ||||
11. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
12. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
13. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
14. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
15. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
16. | 2 | - | - | - | 1 | - | 3 | ВУ | ||||
17. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
18. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
19. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ | ||||
20. | 2 | - | - | 2 | - | - | 4 | ВУ |
Протокол наблюдения
Цель: изучение уровня самооценки детей раннего возраста по методике «Лесенка» (Констатирующий эксперимент)
ДОУ
№7
№ п/п | Умение называть и оценивать качество личности | Умение аргументировать оценку личности сверстника | Баллы | Уровень | ||||
А | Б | В | А | Б | В | |||
1. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
2. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
3. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
4. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
5. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
6. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
7. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
8. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
9. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
10 | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
11. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
12. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
13. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
14. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
15. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
16. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
17. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
18. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
19. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |
20. | - | - | 0 | - | - | 0 | 0 | НУ |