Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2 Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3 Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1 Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………..45
2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27

ГЛАВА III.
3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29
3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Диплом Люда.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

     Каждый  ребёнок занимает в группе определённое положение, которое выражается в  том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребёнок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и т. д.

1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста    

  

     Совместная деятельность в психологии развития понимается как деятельность, осуществляемая двумя или более участниками, каждый из которых выполняет в ней свою функцию, отличную от остальных.

     В дошкольном возрасте содержанием совместной деятельности становится моделирование  «взрослого» мира, осуществляемое в  игре, рисовании, конструировании и т. п. Взрослый, как и в раннем возрасте, задает образцы, но теперь уже не отдельных действий, а целостного поведения. Как правило, он выполняет эту функцию неосознанно. Анализ литературы показывает, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей остается еще недостаточно изученным. В частности, экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе (А.В.Запорожец, Я.З. Неверович), именно, благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психического - регуляторная.[4]. В то же время, как известно, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (Д.Б. Эльконин).[20] В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими. Ребенок может увидеть себя «глазами» других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.

Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные  роли и командуют сверстниками, а  другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли, отводимые им постоянными лидерами. Дети – «диктаторы» - чаще всего подавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированию нежелательных качеств, как, например, льстивости, пассивности. Такие ведущие представляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе (Т.А.Репина). В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работах Э.В. Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и ее самочувствием – самомнением. На этой основе порождается тенденция к завышенному или заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности.[6].

     Перспективы обогащения функциональной характеристики самооценки как регулятивного фактора отношений раскрываются в процессе игровой деятельности дошкольников.

     В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления.

     Ценность  игры в том, что она дает совершенно особый, уникальный способ освоения действительности – через действие в условных обстоятельствах. Значение игры для  формирования  личности  трудно  переоценить.  Не случайно Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». В игре как в грядущей деятельности  дошкольника осуществляются  те поступки, к которым он  будет  способен  в  реальном  поведении  лишь  через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок  не знает нового  переживания,  которое  связано  с  выполнением  эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка [п.4 c. 307].

В игровой  деятельности детей, которую взрослый не может жестко регламентировать, особенно важно научиться управлять  оценочными отношениями и таким  путем способствовать развитию самооценки дошкольников в соответствии с нравственными нормами.

     В цикле исследований, проведенных под руководством Д.Б. Эльконина, было показано влияние совместной игровой деятельности дошкольников на их умственное и личностное развитие. Дополнительное повышение развивающего эффекта совместной деятельности  было достигнуто благодаря специальным формам ее организации, когда каждого из детей побуждали менять свою позицию, занимать позицию своего партнера.

     В игре можно не только формировать  самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности [19].

     В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет  общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника.

     Взрослый - это недосягаемый эталон, а с  ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями  возникает определенное отношение  к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Важное  место в оценке сверстников в  любом возрасте занимают их деловые  качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества.  

     Большие возможности в формировании у  ребенка педагогически целесообразной самооценки имеет игра. [9].

Игра  помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок  не одинок. Бывает так, что у ребенка  уже есть негативный опыт общения  и им приходится заново учиться доверять другим.

     С помощью игры можно помочь ребенку  понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненные ситуации, игра дает бесценный опыт и может  научить гордиться собой. Она  позволяет пережить те трудности, с  которыми можно встретиться в реальной жизни, поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.

В процессе игры дети научаются правилам хорошего тона, в них культивируется культура общения. Именно в игре прививается и закладывается основа уважения к себе как к личности и понятие, что право на уважение имеет каждый.

Игра  способствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческого  потенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения принимать  самостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекции эмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать, развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства.[7].

     Анализ  литературы свидетельствует о том, что трудности ребенка старшего дошкольного возраста в игровом общении со сверстниками во многом обусловлены его высокой самооценкой и недооценкой партнеров по игре (Т.В. Антонова, К.Я. Больцис, А.А. Рояк, Т.А. Репина). В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения дошкольника. [11, с. 170]. Исполнение ребенком какой-либо роли в игре дает детям старшего дошкольного возраста возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества.

     На  протяжении всего раннего возраста у ребенка постепенно развивается  способность брать на себя роль в  игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей укол или строя гараж для машины, действует как  мама, врач или строитель. Если ребенка, катающего в коляске  куклу, спросить, кто лежит в колясочке,  малыш  скажет, что это кукла, а если поинтересоваться, кто он  сам в этой игре, он назовет свое имя. Такая игра получила название «роль в действии». После двух - двух  с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей,  шофером, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

     Игра  помогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок  не одинок. Бывает так, что у ребенка  уже есть негативный опыт общения и им приходится заново учиться доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить и обезопасить этот процесс. Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок.

Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью  ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит  в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по теоретической  части исследования

В психологической  литературе как отечественной, так  и зарубежной самооценке уделено  большое внимание. Самооценка (англ. self-esteem) в психологическом словаре рассматривается как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.

Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровню (величине) — высокая, средняя и низкая самооценка; 2) реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3) особенностям строения — конфликтная и бесконфликтная; 4) временной отнесенности — прогностическая, актуальная, ретроспективная; 5) устойчивости и др.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.

Вопросы онтогенеза самооценки, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.

    Развитие  у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятия себя в расчет (В.В. Столин); с возникновением этических инстанций, обусловливающих произвольность поведения (Л.И.Божович); с появлением представлений о своих возможностях (Х.Хекхаузен).

     В раннем возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалирует  эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка  к себе, заимствованное из отношения  взрослых (М.И.Лисина, 1986).

    Старшие дошкольники, в основном, верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают  отношение к ним со стороны  окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.[17].

    Развитие  подлинной самооценки начинается с  реалистических оценок детьми своих  умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.[27]

    Для того чтобы научиться правильно  оценивать себя, ребенок должен сначала  научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как  бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. Большие возможности в формировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки имеет игра.

    В игре у ребенка удовлетворяется  потребность в признании и  осуществляется самопознание.

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками