Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2 Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3 Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1 Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………..45
2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27

ГЛАВА III.
3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29
3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Диплом Люда.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

Группа  №2 раннего возраста 

    Уровень развития самооценки     Количество  детей      % от общего количества детей
    Высокий 0 человек          0%
    Средний          0 человека     0%
    Низкий          20 человек     100%
 
 

     Для понимания детьми инструкции данной методики, использовала наглядный материал: картинки с изображением веселого, спокойного, плаксивого ребенка.

     Ребенок считал себя хорошим, и, глядя на картинки водил фигуркой по ступенькам. И ставил фигуру на ступеньку не соответствующую картинке, так как он не понимал, какая из «ступенек», что обозначает. При напоминании: «На высокой ступени - стоят хорошие дети», малыши в основном не реагировали на указание. Ставили фигурку на любую понравившуюся ступень. Объяснить, почему он поместил себя на эту ступеньку, ребенок не мог. При этом, как показывают данные, дети, поставившие себя на разные ступеньки,  не смогли обосновать такую самооценку. Таким образом, 20 человек (100%) данной группы по критерию адекватности оценивания себя имеют неадекватную самооценку, что соответствует низкому уровню развития самооценки. 

    Методика  «Круги Б. Лонга» или  «Самооценка» 

    Группа  №1 

    Уровень развития самооценки     Количество  детей     % от общего количества детей
    Высокий 13 человек          65%
    Средний          6 человек     30%
    Низкий          1 человек     5%
 

    Большинство детей 13 человек (65% от общего числа  детей) помещали себя на первый кружок с левой стороны. И не аргументировали  свой выбор. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

    Таким образом, исходя из данных 13 человек (65%) имеют завышенную самооценку, 6 человек (30%) – адекватную и только 1 человек (5%) – заниженную. См. приложение №2 
 

Группа  №2 
 

    Уровень развития самооценки     Количество  детей      % от общего количества детей
    Высокий 0 человек          0%
    Средний          0 человек     0%
    Низкий          20 человек     100%
 

 В данной  группе дети ставили себя в  основном на средние кружки (3, 4, 5), что по методике означает  адекватная самооценка, но они не объясняли, а выбирали кружок, который им нравился. Таким образом, исходя из данных 20 человек (100%)   имеют неадекватную самооценку. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методика  «Какой Я» 

Группа  №1 

    Уровень развития самооценки     Количество  детей      % от общего количества детей
    Высокий 12 человек          60%
    Средний          8 человек     40%
    Низкий          0 человек     0%
 

    В данной методике несколько детей - 12 человек (60% от числа детей) оценивали себя высоко, т.е они на большинство вопросов отвечали да.

    Один  мальчик Матвей чаще отвечал на вопросы иногда, а мальчик Дима отвечал на все вопросы да.

    Таким образом, 7 человек имеют очень  высокий уровень, 5 человек высокий  и 8 человек средний уровень. 
 
 
 

     Группа  №2 

    Уровень развития самооценки     Количество  детей      % от общего количества детей
    Высокий 0 человек          0%
    Средний          0 человека     0%
    Низкий          20 человек     100%
 

     Все дети понимают оценку хорошо, но содержание других качеств для них не понятно, даже если пыталась эти понятия объяснить. В основном у всех детей развита  речь. В данной группе из 20 детей, мальчик Данил не очень охотно общается, так как у него идет адаптационный период, чаще он хнычет, просится домой. Еще один мальчик Сережа, речь его понятна только близким людям и на все вопросы он отвечает только «да, нет», либо общается жестами. Так как в данной методике используются понятия, они для них сложны и не понятны, даже если давалась их интерпретация («Трудолюбивый – значит, любит трудиться», «смелый – значит, не боится» и т.д.). Никто не смог выбрать оценку «да, нет, иногда, не часто».

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что в раннем возрасте дети не могут оценивать свои качества, если их не оценивают взрослые. 
 
 
 
 

Сводная таблица изучения самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками.

Цель: определить самооценку детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками. 

Группа  №1

Уровень развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста Методика « Лесенка» (В. Г Щур) Методика  «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» Методика  «Какой Я» Средний показатель
Количество  детей % Количество  детей % Количество  детей % Количество  детей %
высокий 15 75% 13 65% 12 60% 13 65%
средний 3 15% 6 30% 8 40% 6 30%
низкий 2 10% 1 5% 0 0% 1 5%
 
 

     Таким образом, нами было выяснено, что между  детьми с разными уровнями самооценки в ее проявлении имеются свои особенности - по некоторым характеристикам были сходны между собой, а по другим отличались.

     В целом дети с высокой самооценкой  более активны и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность, так и в некоторых ситуациях и пассивность.

    Дети, которые условно были отнесены к  высокому уровню, составляют относительно небольшую группу по отношению к  общему количеству детей, участвовавших в эксперименте.

    Результаты  диагностического исследования обобщены и представлены в приложении № 4.

Группа  №2

Уровень развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста Методика « Лесенка» (В. Г Щур) Методика  «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» Методика  «Какой Я» Средний показатель
Количество  детей % Количество  детей % Количество  детей % Количество  детей %
высокий 0 0% 0 0% 0 0% 0 0%
средний 0 0% 0 0% 0 0% 0 0%
низкий 20 100% 20 100% 20 100% 20 100%
 
 
Уровень развития самооценки Средний показатель гр № 1 Средний показатель гр № 2
Количество  детей % Количество  детей %
высокий 13 65% 0 0%
средний 6 30% 0 0%
низкий 1 5% 20 100%
 

Таким образом, из таблицы сравнительных  результатов по средним показателям уровня развития самооценки видно, что у детей раннего возраста отсутствует высокий, средний уровень развития самооценки. Все дети имеют низкий уровень развития самооценки, т.е.  имеют неадекватную самооценку, не называют качества личности сверстника, отказываются оценивать или оценивают его неадекватно, отказываются аргументировать оценку личности сверстника, самооценка не совпадает с оценкой сверстников.

У старших  дошкольников 13 человек (75%) преобладает  высокий, адекватный уровень оценивания, знают, называют качества личности и оценивают его самостоятельно. Умеют аргументировать оценку личности сверстника. Самооценка у таких детей адекватная и совпадает с оценкой сверстников.

Из 20 детей, 6 человек (30%) имеют средний уровень  развития самооценки. 

Они затрудняются в назывании качеств личности самостоятельно, оценивают сверстника с помощью взрослого, затрудняются объяснить оценку качества личности сверстника самостоятельно. Самооценка у них адекватная и частично совпадает с оценкой сверстников.

Для повышения  самооценки 

2.2. Формирующая экспериментальная  работа по развитию  самооценки детей  раннего и старшего  дошкольного возраста  посредством серии  игр 

      Цель  формирующего этапа экспериментальной работы – подобрать и апробировать серию игр для развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста. 

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками