Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2 Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3 Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1 Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………..45
2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27

ГЛАВА III.
3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29
3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Диплом Люда.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1» 
 
 
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

Становление самооценки детей  раннего и дошкольного  возраста в процессе совместных игр со сверстниками 
 
 
 
 
 
 

               Выполнила:

               Студентка 5 курса 51 группы

               дошкольного отделения

                         Выдрицкая Людмила Вячеславовна

               Специальность: 050711 Дошкольное образование 

               Дополнительная  квалификация: воспитатель 
 

        Научный руководитель: преподаватель

        психологии

        Мельникова  Людмила Аркадьевна 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

ОМСК 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата  защиты: «_________»_____________________ 2011г. 

Оценка: ____________      /__________________________/

               (отлично,  хорошо, удовлетворительно) 

Председатель  ГАК:____________    /__________________/

                        (подпись)  (ФИО) 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3 

     ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5

     1.1 Основные направления изучения  самооценки в трудах отечественных  и зарубежных психологов...………...5

      1.2   Становление и развитие самооценки детей в раннем  возрасте….10

          1.3 Особенности формирования и развития самооценки в          дошкольном возрасте…....................................…………….17

          1.4  Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25      

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37

    2.1 Организация экспериментального  исследования уровня развития  самооценки у детей раннего  и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37

    2.2 Анализ  результатов эмпирического исследования  ………………..45

       2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27 

ГЛАВА III.

3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29

3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность исследования продиктована…………………………

     Подходы к решению проблем ……………………………. отражены в работах О.А.Абдуллиной, Н.М.Борытко, О.С.Гребенюк, Л.В.Дроздовой, А.В.Ефанова, С.В.Милициной, Л.В.Сабановой, Е.Н.Шияновой и др. Однако следует отметить, что ……….. аспекты в данных исследованиях не рассматриваются. Отсюда возникают противоречия:

     - между необходимостью ………………….  и недостаточной научной разработанностью  вопросов ………………………..;

     - между ………………….. и отсутствием  ………………………… ;

     - между ………………….. и недостатком  соответствующих научно обоснованных концепций, программ, пособий.

     Выявленные  противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.

     Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «…………………………………………………………………».

     Объектом исследования выступает ………………………………….

     Предмет исследования: ………………………………………………..

     Цель данного исследования: …………………………………………….

     Гипотеза: ………………………………, если:

    • актуализирована взаимосвязь ……………………………………..;
    • выявлены возможности ……………………………………………;
    • используются методы и средства …………………………………;
    • определены критерии ……………………………………………….

     Для конкретизации поставленной цели и  проверки гипотезы были определены следующие  задачи:

  1. Изучить ……………………………;
  2. Определить ………………………..;
  3. Разработать ………………………..;
  4. Создать, экспериментально апробировать и внедрить проект ………….;
  5. Выявить критерии …………………………………………………………..

     Методологической  основой исследования являлись:

  • личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, Т.И.Шамова и др.);
  • системный подход (П.К.Анохин, Б.П.Битинас, И.В.Блауберг, Т.И.Ильина, И.А.Колесникова, Ф.Ф.Королев, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов и др.);

     Для решения поставленных задач и  опытной проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и диссертационных работ по теме исследования; классификация; моделирование; эмпирические – опросные методы, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.

     База  исследования: ………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  аспекты изучения самооценки детей  раннего и старшего дошкольного возраста

     1.1. Основные направления  изучения самооценки  в трудах отечественных  и зарубежных психологов

     Проблема  самооценки, как одна из центральных  проблем психологии личности, изучалась  в трудах различных отечественных  и зарубежных психологов.

     Среди них можно выделить следующих  авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, Г.Л. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон; А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.

     Первопроходцем  в области изучения самооценки можно  назвать У. Джемса, который начал  изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

     У. Джемс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения - практической деятельности.

     В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой» [7].

     В психоаналитической теории рассматривается  положение, что складывающееся в  сознании индивида представление о  самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.

     Неофрейдисты  считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула  предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

     Бихевиористы анализируют самооценку с точки зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер Б.). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики.

     В гуманистической теории А. Маслоу, Р. Мей, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались точки зрения, по которой образ, складывающейся у индивида о самом себе, может быть неполным, искаженным. Мнения окружающих, усвоенные с детства представления, собственные притязания, все это при определенных условиях складывается в картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Чтобы преобразовать эту картину и добиться адекватной самооценки, нужно изменить реальную систему отношений, в которой она сложилась, а именно изменить социальную позицию личности, систему ее взаимоотношений с другими людьми, характер ее деятельности.

     В интеракционистском подходе Вебстер  М., Кули Ч„ Мид, Д., Собичек Б. внимание акцентируется на личности, которая  формируется на основе опыта, получаемого  индивидом при взаимодействии с  другими. То есть, самооценка, и представление человека о себе обусловливаются реакциями и мнениями других о человеке. Кули Ч. создал теорию «зеркального Я», где важное значение имеет субъективно интерпретируемая обратная связь, получаемая от других людей, как главного источника данных о собственном «Я».

     Представитель феноменологического подхода Н. Бранден указывает на тот факт, что самооценка, представление человека о самом себе играют важную роль в понимании человека. Он определяет самооценку, как аспект самоуважения, уверенность человека в том, что используемые им методы взаимодействия с действительностью принципиально верны и отвечают требованиям реальности. Самооценка выступает непременным условием осуществления эффективного взаимодействия с миром и оказывает глубокое воздействие на процессы мышления человека, эмоции, желания, ценности и цели.

     Зарубежные  психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. При этом сама социальная среда понимается ими как враждебная человеку. Ограничение роли самооценки только приспособительной функцией отрицает активность личности и функцию самооценки как одного из механизмов, реализующих эту активность.

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками