Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, дипломная работа
В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.
ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2 Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3 Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1 Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………..45
2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27
ГЛАВА III.
3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29
3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...
Анализ
литературы показывает, что вопрос о формировании
самооценки в игровой деятельности детей
остается еще недостаточно изученным.
В частности, экспериментально не исследовалась
роль ожидаемой оценки в процессе выбора
детьми игровых ролей. Между тем, как указывается
в психологической литературе (А.В.Запорожец,
Я.З. Неверович), именно, благодаря способности
ребенка к эмоциональному предвосхищению,
предвидению возможного оценочного отношения
окружающих, реализуется важнейшая функция
психического - регуляторная.[4]. В то же
время, как известно, игровая деятельность
выступает как реальная практика отношения
к партнеру по игре с точки зрения той
или иной роли, которую он выбирает (Д.Б.
Эльконин).[20] В процессе смены ролей создается
возможность сравнения себя с другими.
Ребенок может увидеть себя «глазами»
других детей, пережить их отношение к
себе, усвоить оценку ими себя как партнера
по игровому общению.
Глава
2. Эмпирическое исследование
по проблеме становления
самооценки детей раннего
и дошкольного возраста
в процессе совместных
игр со сверстниками
2.1.
Организация экспериментального
исследования уровня
развития самооценки
у детей раннего и дошкольного
возраста в процессе
совместных игр со сверстниками
Эмпирическое исследование состояло из трех этапов. Первым этапом нашей работы стал констатирующий эксперимент, цель которого - выявить исходный уровень развития самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.
Для эмпирического
Исследовательская работа проводилась в группах детей раннего и старшего дошкольного возраста ДОУ «Детский сад № 7» Центрального административного округа г. Омска. В эксперименте участвовали 40 детей возрасте 2 - 7 лет (см. Приложение №1).
В настоящее время воспитатели 1 младшей группы работают по программе -«Детство» под редакцией В. И. Логиновой и др. а в подготовительной к школе группе по программе «Детский сад - 2100»……
Задачи констатирующего этапа:
Для проведения констатирующего эксперимента были определены следующие методы: диагностический (методика «Лесенка» В.Г. Щур, «Круги Б. Лонга» или «Самооценка», «Какой –Я»), беседа («Два домика» Т.А. Репиной).
Для практического обоснования становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста нами были использованы авторские критерии В.Г. Щур, Т.А. Репиной и Б. Лонга.
Критерии, показатели, уровни развития оценки сверстников и самооценки детей раннего и дошкольного возраста (2-7 лет)
Таблица № 1
№ | Критерии оценки |
Качественные показатели критерия оценивания |
Количественное выражение показателя в баллах | Уровень оценивания (В, С, Н) |
1 | Реалистичность самооценивания | -адекватная
самооценка -неадекватная
самооценка (завышенная или заниженная) -отказ от самооценивания |
2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
2 |
Умение называть и оценивать качество личности |
-знает, называет качества личности -затрудняется в названии качества личности самостоятельно, оценивает его с помощью взрослого, - не называет
качества личности, отказывается
оценивать или оценивает |
2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
3 | Умение аргументировать оценку личности сверстника | -самостоятельно
аргументирует оценку личности
сверстника,
-затрудняется
объяснить оценку качества -отказывается аргументировать оценку личности сверстника |
2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
4 | Соотношение адекватности самооценки и оценки сверстников | -совпадение
самооценки с оценкой -частичное совпадение
самооценки с оценкой -не совпадение самооценки с оценкой сверстников |
2 1 0 |
Высокий Средний Низкий |
На основании критериев мы выделили три уровня развития оценки сверстников и самооценки ребенка: высокий, средний, низкий. Каждый уровень определялся на основе качественных показателей выделенных критериев таблица № 1.
В соответствии с критериями можно охарактеризовать группы детей с разным уровнем развития оценки сверстника и самооценивания.
Высокий уровень: дети знают, называют качества личности и оценивают его самостоятельно. Умеют аргументировать оценку личности сверстника, так же самостоятельно. Самооценка у таких детей адекватная и совпадает с оценкой сверстников. ВУ – высокий уровень (8-7) баллов
Средний уровень: дети затрудняются в назывании качеств личности самостоятельно, оценивают его с помощью взрослого, затрудняются объяснить оценку качества личности сверстника самостоятельно, самооценка адекватная, совпадение самооценки с оценкой сверстников частичное; СУ – средний уровень (6-4) балла
Низкий уровень: не называют качества личности сверстника, отказываются оценивать или оценивают его неадекватно, отказываются аргументировать оценку личности сверстника. Неадекватная самооценка, не совпадение самооценки с оценкой сверстников. НУ – низкий уровень меньше 4 баллов
С целью определения исходного уровня самооценки детей раннего и дошкольного возраста были использованы диагностические методики «Лесенка» (В. Г. Щур), « Два домика» Т. А. Репиной и методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка», «Какой -Я»
На
первом этапе исследования проводилось
изучение самооценки детей раннего и старшего
дошкольного возраста.
Методика « Лесенка» (В. Г Щур)
Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Подготовка: деревянная или нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Описание методики и анализ результатов:
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает нарисованную лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три – вниз. При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е на самой нижней ступеньке – самые плохие и т.д.». После этого ребенку дается фигурка человечка. Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит друг (подруга): «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит Полина? Почему ты так считаешь?»
Методика «Круги Б. Лонга» или «Самооценка»
Данная методика разработана Б.Лонгом, Р.Зиллером, Р.Хендерсоном в 1986 году.
Эта методика представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности. Разработчики методики исходили из предположения, что физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими ребенка и других значимых для него людей, может быть интерпретирована как психологическая дистанция; позиция левее других- как переживаемая ценность «Я».
Самооценка определяется как восприятие субъектом его ценности и значимости.
Перед испытуемым кладется лист бумаги с восемью кружками, выстроенными в одну линию, и предлагается выбрать кружки для себя и для других людей из его окружения. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.
Испытуемому также дается инструкция: «Представьте, что перед вами находится альбом с фотографиями. Укажите крестиком, в каком круге находится ваша фотография»
Интерпретация
результатов: круги 1 и 2 – завышенная
самооценка; 3,4,5 – адекватная; 6,7, 8 –
заниженная.
Методика «Какой я?» автор или учебное пособие
Эта
методика предназначается для
Хороший
Добрый
Умный
Аккуратный
Послушный
Внимательный
Вежливый
Умелый (способный)
Честный
Смелый
Ответы оцениваются по вербальной шкале: да, нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
10
баллов – очень высокий; 8-9 баллов
– высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла
– низкий; 0-1 балл – очень низкий.
Результаты
исследования будут представлены в
следующем параграфе.
2.2.
Анализ результатов
эмпирического исследования
Организовав диагностирование уровня развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста, и проанализировав полученные результаты (см. приложение №5), мы представляем их в таблице № 2.
Методика «Лесенка»
Уровень развития самооценки детей подготовительной группы
Таблица № 2
Группа №1 подготовительная
к школе
Уровень развития самооценки | Количество детей | % от общего количества детей |
Высокий | 15 человек | 75% |
Средний | 3 человека | 15% |
Низкий | 2 человека | 10% |
Дети проявили большой
интерес к беседе и с готовностью участвовали
в ней. Большинство детей-15 человек (75%
от общего числа детей) в данной возрастной
группе считают себя «хорошими» и поместили
себя на верхние ступеньки лесенки. При
этом, как показывают данные, дети, поставившие
себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие
себя к самым лучшим), отмечали свои личностные
качества: «Я не жадный», «Я не обзываюсь»,
«Я не дерусь» и т.д. Практически не смогли
обосновать такую высокую самооценку,
только 2 ребенка – Матвей и Дима (см. Приложение
№ 1). Таким образом, 15 человек данной группы
по критерию адекватности оценивания
себя имеют неадекватную завышенную самооценку,
что соответствует высокому уровню развития
самооценки.