Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:04, дипломная работа

Описание работы

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим действительности. По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.
Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе. К. Хорни выдвинула предположение о значении, которое имеет для формирования личности соотношение между «реальным Я» и «идеализированным Я». Г. Салливен прослеживал влияние различного рода ранних персонификаций (эмоционально насыщенных образов о себе и других людях) на формирование характера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........……………………...3

ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста......................................................5
1.1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов...………...5
1.2 Становление и развитие самооценки детей в раннем возрасте….10
1.3 Особенности формирования и развития самооценки в дошкольном возрасте…....................................…………….17
1.4 Совместные игры со сверстниками как средство развития самооценки детей раннего и дошкольного возраста…………………………25

ГЛАВА II. Эмпирическое исследование по проблеме становления самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками………….............................................................37
2.1 Организация экспериментального исследования уровня развития самооценки у детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками…………......37
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования ………………..45
2.3 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр…………………........…….....27

ГЛАВА III.
3.1 Формирующая экспериментальная работа по развитию самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста посредством серии игр………………..........................29
3.2 Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)………....56


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................………………...
ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Диплом Люда.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

      Формирующий эксперимент состоял из следующих  подэтапов:

          1) подбор и дифференциация игр  по уровню сложности;

          2)  организация первой серии игр  с  достаточно простыми дидактическими  задачами;

          3) организация второй серии игр,  с дидактическими задачами высокой степени сложности.

      Первый  подэтап 

      Подбор  и дифференциация игр осуществлялись по принципу взаимодополняемости и  постепенного усложнения дидактических  задач, реализуемых в конкретных играх.  При этом игры на развитие самооценки сменяли одна другую. Некоторые из подобранных игр развивали одновременно несколько уровней самооценки. Следует отметить, что   деление подобранных игр по целям достаточно условно, так как многие из них способствовали решению нескольких проблем, и не только в развитии познавательной сферы ребенка, но и в эмоционально – волевой (снятие чувства напряжения, страха, формирование выдержки, целенаправленности, развитие уверенности в себе и т.д.). Всего на этапе формирующего эксперимента нами было организовано и проведено 10 игр (некоторые игры повторялись по инициативе детей). Некоторые из проведенных игр являются авторскими (Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина и др.), другие были разработаны либо модифицированы нами. Некоторые игры проводились нами до трех раз по просьбе детей, что давало возможность на основе возникшего интереса успешнее решать задачи по развитию самооценки дошкольников. Дидактические игры организовывались в свободное время, чаще в первую половину дня. Используемые формы организации детей на игру – индивидуальная и групповая. Время проведения игры – 20-25 минут в подготовительной к школе группе и 5-10 минут с детьми раннего возраста.

      Первая  серия игр

        В эту серию вошли игры с простой дидактической задачей на развитие самооценки детей раннего и старшего дошкольного возраста.

      Цель:  создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, повышение самооценки, помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети, дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми. 

      Методика  организации: постановка учебных и игровых задач, ориентация на их выполнении при сохранении игрового контекста, объяснение правил игры, создание сюрпризных ситуаций, введение новизны в каждую последующую игру.

      В данную серию вошли следующие  игры: «Я очень хороший», «Ладошки», «Комплименты», «Зайки и слоники»,  «Имя», «Ситуации» (приложение № 3).

      Анализ  результатов проведения игр с детьми 6-7 лет

      В данной серии было проведено 6 игр. Для детей игры были не сложными. Затруднения испытывали лишь некоторые из них (Никита К., Маша К., Настя П., Дима К.) в силу собственного темперамента (чрезмерная активность, которая мешала сосредотачиваться, а так же повышенная тревожность).  В целом дети были активными, внимательными, с заданием   справлялись достаточно успешно. При повторе игр (до трех раз) дети сами вносили коррективы, иногда усложняя задания. 

      Анализ  результатов проведения игр с детьми раннего возраста.

      Детям в данной группе было играть сложно, так как в этом возрасте они еще не играют со сверстниками, а играют с воспитателем, поэтому я играла с ними. У детей был интерес, но правила, не смотря на то, что я повторяла несколько раз, они не понимали. В целом дети были заинтересованные и слушали меня внимательно.

      Вторая  серия игр

      Цель: развитие устойчивости и распределения внимания детей в дидактических играх с дидактическими задачами высокой степени сложности.

      Методика  организации: постановка учебных и игровых задач, ориентация на их выполнении при сохранении игрового контекста, объяснение правил игры, уточнение правил игры, создание сюрпризных ситуаций, введение новизны в каждую последующую игру. 

      В данную серию вошли следующие  игры: «Найди детёныша для мамы», «Похож - не похож», «Кто подойдет, пусть возьмет!»

Всего в данной серии было использовано 5 игр, некоторые из которых повторялись  не один раз (приложение № 4).

      Анализ  результатов

        Дети проявляли большую заинтересованность  и активность в игровой деятельности. Правила этих игр приходилось повторять, давать указания по их выполнению, а иногда играть вместе с детьми. Следует отметить, что именно эта серия игр была наиболее эффективной. Детям приходилось сосредотачиваться, слушая правила, выполняя задание, распределять внимание между двумя видами деятельности. В другой раз выполнение задания им давалось гораздо легче. 

      Анализ  результатов проведения игр с детьми раннего возраста.

      Детям данной группы было интересно играть, особенно в игру «Найди детеныша для  мамы». Им настолько было интересно, что приходилось играть несколько раз. Но один мальчик Сережа плакал все время, видимо из-за того, что у него был адаптационный период.

    Таким образом,  проведение подобранной нами серии игр,  позволило систематизировать работу по повышению самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста. Кроме того, дети имели возможность  поупражняться в общении со сверстниками, у них развивались навыки взаимодействия в команде, так как некоторые игры имели групповую форму организации.  Организованная и проведенная таким образом работа, позволила нам перейти к завершающему этапу исследования – контрольному. 

Согласно  возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка  на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. 

2.3. Изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста (на контрольном этапе) 

    На  контрольном этапе эмпирического  исследования перед нами стояла цель: изучение уровня развития самооценки у детей раннего и старшего дошкольного возраста после проведенного формирующего эксперимента.

      Используемые нами методы исследования  остались прежними,  что, на  наш взгляд, дает нам возможность  наиболее объективно оценить  полученные результаты. На  контрольном  этапе эксперимента нами применялись  психодиагностические методики: «Лесенка» авт. В. Г Щур, «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» (Б.Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон),  «Какой я?».

    Экспериментальная работа проводилась с детьми контрольной  и констатирующей групп (состав групп  был прежним, количество детей –  по 20 человек).

    Методика  «Лесенка» авт. В. Г Щур.

     Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

     Подготовка:  деревянная или нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). 

      Обработка результатов: 

      Обработка и анализ результатов по методике «Лесенка» (авт В. Г Щур)

      В констатирующей группе  1 из 20 детей поставил себя на низкие ступеньки, что соответствует низкому уровню развития самооценки. 14 детей поставили на высокие ступеньки.

      В контрольной группе 20 детей из 20 поместили себя на высокие ступеньки, что соответствует высокому уровню развития самооценки. 

      Данные  исследования детей занесены в протоколы (см. приложение № 5).

      Таким образом, в таблицах 8 и 9 представлены результаты исследования.

    Таблица  8

    Результаты  исследования в констатирующей  группе по методике «Лесенка» (авт В. Г Щур) 

    Уровень развития  самооценки     % от общего количества детей     Количество  детей
    Высокий     70 %     14
    Средний     25 %     5
    Низкий     5 %     1
 
 

    Таблица 9

    Результаты  исследования в контрольной  группе по методике

    «Лесенка» (авт. В. Г Щур) 

    Уровень развития самооценки     % от общего количества детей     Количество  детей
    Высокий     -     -
    Средний     -     -
    Низкий     100 %     20
 

    Вторая  диагностическая методика - ««Круги Б. Лонга» или «Самооценка» данная методика разработана Б.Лонгом, Р.Зиллером, Р.Хендерсоном. Эта методика представляет собой оригинальную символическую проективную пробу, направленную на измерение самоотношения и самоидентичности.

    Оборудование: лист бумаги с восемью кружками, выстроенными в одну линию.

      Обработка результатов:

    В констатирующей подгруппе  большинство детей 15 человек (70% от общего числа детей) помещали себя на первый кружок с левой стороны. И не аргументировали свой выбор. Чем левее расположен кружок, означающий себя, тем выше самооценка испытуемого.

      Таким образом, исходя из данных 15 человек (70%) имеют завышенную самооценку, 4 человека (20%) – адекватную и только 1 человек (5%) – заниженную.

В контрольной подгруппе  дети ставили себя в основном на средние кружки (3, 4, 5), что по методике означает адекватная самооценка, но они не объясняли, а выбирали кружок, который им нравится. Таким образом, исходя из данных 20 человек (100%)   имеют неадекватную самооценку.

      Данные  исследования детей занесены в протоколы (см. приложение № 6).

   

Таблица 10

    Результаты  исследования по методике «Круги Б. Лонга» или «Самооценка» 

Уровень Контрольная группа Констатирующая группа
Высокий     -     15 детей -70 %
Средний     0 детей -0 %     4 ребенка - 20 %
Низкий      20 детей -100 %     1 ребенк - 5 %
 

    Таким образом, на  контрольном этапе  эмпирического исследования мы решали задачу диагностирования уровня развития самооценки у детей раннего и  старшего дошкольного возраста после  проведенного формирующего эксперимента. С помощью диагностических методик мы выявили уровень развития самооценки у детей контрольной и констатирующей групп. Дети констатирующей группы  показали более высокие результаты, чем дети контрольной группы. Количество детей, имеющих средний и  высокий уровни развития самооценки в данной группе больше, чем в  контрольной. Высокий уровень, по данным диагностики,  появился только у детей констатирующей группы.  

Информация о работе Становление самооценки детей раннего и дошкольного возраста в процессе совместных игр со сверстниками