Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:38, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Одна из ведущих тенденций современной культуры – установка на развитие индивидуальности, которая имеет отношение и к российскому обществу, где с конца 90-х гг. ХХ в. стал намечаться переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жёсткий норматив) к «широкому», предполагающему вариативность норм и поведенческих практик (Т.А.Гурко, 2008). Такого рода изменения, обусловленные процессами демократизации и гуманизации, оказывают влияние и на систему отечественного образования как общего, так и специального, где теперь делается акцент на индивидуально-личностном подходе в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Работа содержит 1 файл

SemenovaLE.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

    - менее эффективный переход детей по мере увеличения степени их интеллектуального недоразвития к сознательно нестереотипной гендерной субъектности в процессе организации психологической помощи в соответствии с принципами и содержанием альтернативной (эгалитарной и индивидуально-ориентированной) гендерной социализации, что в свою очередь требует проведения дополнительной серии исследований, выявляющих реальный потенциал детей с ЛУО в плане расширения вариативности их гендерной субъектности и конкретные условия для такого рода работы.

  1. Предложенный и апробированный в исследовании диагностический комплекс, обеспечивающий комплексное изучение становления и проявления гендерной субъектности на ранних этапах онто- и дизонтогенеза, показал себя в качестве оптимального методического инструментария, что даёт возможность рекомендовать его к широкому внедрению в практику психологической работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками с ЛФПН и НПР.
  2. Разработка и реализация программы гендерного просвещения родителей и педагогов, а также гендерного образования будущих психологов обеспечили теоретическую и практическую базу для оптимизации процесса становления проблемных и нормально развивающихся детей с позиций альтернативной гендерной социализации, созвучной ценностям гуманизма и демократии, принципам гендерного равенства, толерантности к различиям, личностно-ориентированному подходу современного образования.
  3. Проведённая с детьми различного генеза коррекционно-развивающая работа в направлении расширения вариативности проявлений их гендерной субъектности убедительно показала, что при наличии специально организованных психолого-педагогических условий (стратегии противодействия гендерной схематизации, использование различных технологий «интервенций альтернатив», включая сообщение гендерно нестереотипной информации, вовлечение в гендерно нетипичные виды деятельности, акцентирование внимания на индивидуальных особенностях личности) может осуществляться в целом весьма эффективный переход старших дошкольников и младших школьников с ЗПР и НПР от стереотипного к сознательно нестереотипному типу гендерной субъектности. При этом на совершенно новом для специальной психологии фактическом материале получил подтверждение тезис о достаточно высоком потенциале компенсаторных возможностей детей с ЗПР.

Публикации  по теме диссертационного исследования

Монографии и главы в коллективных монографиях

  1. Семенова Л.Э. Становление ребёнка как гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 308 с. (19,25 п.л.).
  2. Семенова Л.Э. Проявления гендерной субъектности в контексте личностного становления детей с нормальным и проблемным психическим развитием. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 121 с. (7,5 п.л.).
  3. Семенова Л.Э. Как навязываются стереотипы: «Кушать подано, только отделите зёрна от плевел» // Гендер для «чайников». - М.: Изд-во «Звенья», 2006. - С. 27-54. (1,2 п.л.).
  4. Семенова Л.Э. Гендерная субъектность на ранних этапах дизонтогенеза // Изучение и психокоррекция детей и подростков с задержкой психического развития: субъектно-деятельностный подход. Монография / Под ред. У.В.Ульенковой. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - С. 138-157. (0,95 п.л.).

Статьи  в изданиях, рекомендованных Решением Президиума ВАК

Минобрнауки РФ от 20.10.06. №39/88 для  публикации основных результатов диссертаций  на соискание учёной степени доктора  наук

  1. Семенова Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2002. №6. - С. 23-31. (0,75 п.л.).
  2. Семенова Л.Э. Гендерные архетипы детской литературы // Человек. 2006. №1. - С. 89-99. (0,8 п.л.).
  3. Семенова Л.Э. К вопросу о гендерной специфике желаний младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2006. Том 12. Серия Психологические науки: Гендерная психология. №1. - С. 81-86. (0,5 п.л.).
  4. Семенова Л.Э. Специфика основных желаний детей-сирот с ЗПР // Дефектология. 2006. №6. - С. 23-29. (0,6 п.л.).
  5. Семенова Л.Э. Особенности самопрезентации мужчин - педагогов средней школы в контексте их профессиональной деятельности // Психологическая наука и образование. 2008. №1. - С. 82-89. (0,5 п.л.).
  6. Семенова Л.Э. Гендерный подход в контексте культурно-исторической психологии Л.С.Выготского // Культурно-историческая психология. 2008. №2. - С. 69-73. (0,5 п.л.).
  7. Семенова Л.Э. Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов // Дефектология. 2008. №4. - С. 25-32. (0,5 п.л.).
  8. Семенова Л.Э. Женские образы и их социальное пространство в современном детском чтении // Библиотековедение. 2008. №5. - С. 65-70. (0,4 п.л.).
  9. Семенова Л.Э. Основные потребности дошкольника // Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С. 52-56. (0,4 п.л.).
  10. Семенова Л.Э. Мужские образы и их социальное пространство в современном детском чтении // Библиотековедение. 2009. №3. - С. 56-60. (0,4 п.л.).
  11. Семенова Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2009. №3. - С. 143-147. (0,5 п.л.).

Учебные и учебно-методические издания с грифом МО РФ

  1. Семенова Л.Э. Глава 7: Личностные предпочтения старших дошкольников – воспитанников детского дома // Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. Учебное пособие / Под ред. У.В.Ульенковой. - СПб.: «Питер», 2007. - С. 131-145. (0,8 п.л.).

Статьи  и тезисы

  1. Семенова Л.Э. Психологическое просвещение родителей как путь повышения эффективности личностного развития ребёнка (гендерный аспект) // Психология и практика. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Под ред. Ю.В.Варданян. - Саранск: МГПИ, 1999. - С. 33-38. (0,3 п.л.).
  2. Семенова Л.Э. Особенности проявления черт андрогинной личности на этапе раннего онтогенеза // Общественные конфликты и личность. Сборник научных трудов межвузовской научно-практической конференции. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2001. - С. 144-148. (0,3 п.л.).
  3. Семенова Л.Э. Использование гендерного измерения в процессе преподавания психологических дисциплин в вузе // Актуальные проблемы психологии образования. Материалы второй региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ, 2001. - С. 197-199. (в соавторстве с В.Э.Семеновой: 0,15 / 0,1 п.л.).
  4. Семенова Л.Э. Краткий экскурс в предысторию отечественных гендерных исследований // Сборник научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002. - С. 197-213. (1,0 п.л.).
  5. Семенова Л.Э. Социально-психологический анализ мужской гендерной роли и проблема личностного благополучия у мальчиков младшего школьного возраста // Сборник научных трудов: социально-психологические проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002. - С.213-230. (в соавторстве с С.В.Васиной: 1,0 / 0,7 п.л.).
  6. Семенова Л.Э. Воспитание мужчины как будущего родителя: состояние проблемы в современной России // «Мужское» в традиционном и современном обществе. Материалы научной конференции. - М.: ИЭАРАН, 2003. - С. 67-68. (0,125 п.л.).
  7. Семенова Л.Э. Значение гендерного просвещения в плане подготовки будущих педагогов // Подготовка педагога в условиях модернизации образования. Материалы региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - С. 114-116. (0,2 п.л.).
  8. Семенова Л.Э. Возможности использования гендерных курсов в процессе подготовки специалистов, работающих с детьми // Гендерное образование в системе высшей и средней школы: состояние и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. - Иваново: ИвГУ, 2003. - С. 286-290. (0,3 п.л.).
  9. Семенова Л.Э. Место и роль спецкурса «Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте» в системе высшего профессионального образования студентов специальности «Психология» // Сборник научно-методических трудов: современные проблемы гуманитарных наук / Под ред. Л.Э.Семеновой. Выпуск 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - С. 158-161. (0,375 п.л.).
  10. Семенова Л.Э. Стандартные и нестандартные гендерные образы в детской художественной литературе // Человек и общество в нестандартных ситуациях. Сборник научных трудов межвузовской научно-практической конференции. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - С. 162-172. (в соавторстве с Ю.В.Ольневой: 0,9 / 0,6 п.л.).
  11. Семенова Л.Э. «Великое дело, когда в доме есть мужчина»: гендерный анализ детской художествен ной литературы // «Мужское» в культурном контексте города. Материалы международной научной конференции. - М.: ИЭАРАН; СПб.: СПбГУ, 2004. - С. 43-44. (0,1 п.л.).
  12. Семенова Л.Э. Гендерное образование будущих психологов как средство повышения их профессиональной компетентности // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Киров: КФ МГЭИ, 2004. - С. 154-156. (0,2 п.л.).
  13. Семенова Л.Э. Круг основных желаний воспитанников детского дома // Ананьевские чтения – 2004. Материалы научно-практической конференции. - СПб.: СПбГУ, 2004. - С. 432-434. (0,2 п.л.).
  14. Семенова Л.Э. Детская художественная литература как институт гендерной социализации подрастающего поколения // Женщина и мужчина в современном обществе. Сборник статей / Под ред. Л.Э.Семеновой. Выпуск 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2004. - С. 51-63. (в соавторстве с Ю.В.Ольневой: 1,0 / 0,7 п.л.).
  15. Семенова Л.Э. Возможности психологической работы с использованием русских народных сказок в переосмыслении традиционных гендерных стереотипов педагогами дошкольных образовательных учреждений // Женщина и мужчина в современном обществе. Сборник статей / Под ред. Л.Э.Семеновой. Выпуск 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2004. - С. 99-110. (в соавторстве с Ю.С.Ивановой: 1,0 / 0,7 п.л.).
  16. Семенова Л.Э. Гендерно-ориентированные исследования студентов в процессе профессиональной подготовки будущих психологов // Научный поиск №2. Воспитательная среда как фактор повышения эффективности образовательной деятельности. Материалы научно-практической конференции. - М.: МГЭИ, 2005. - С. 222-226. (в соавторстве с В.Э.Семеновой: 0,3 / 0,15 п.л.).
  17. Семенова Л.Э. Специфика содержания когнитивного компонента Я-концепции у детей младшего школьного возраста // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник статей. Часть 1 / Под ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2005. - С. 219-225. (в соавторстве с Н.П.Шаровой: 0,42 / 0,2 п.л.).
  18. Семенова Л.Э. Предпосылки и возможные перспективы гендерных исследований в специальной психологии // Коррекционная педагогика. 2006. №4. - С. 28-35. (0,7 п.л.).
  19. Семенова Л.Э. Гендерное просвещение родителей как средство оптимизации личностного развития ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2006. №3. - С. 88-94. (0,5 п.л.).
  20. Семенова Л.Э. К вопросу о содержательных аспектах образа Я старших дошкольников с нормальным и задержанным темпом психического развития // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник статей. Часть 1 / Под ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2006. - С. 141-149. (в соавторстве с Н.П.Шашкиной: 0,6 / 0,3 п.л.).
  21. Семенова Л.Э. Специфика репрезентации гендерных образов в отечественной популярной «психологии» // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник статей. Часть 1 / Под ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2006. - С. 149-176. (1,7 п.л.).
  22. Семенова Л.Э. Возможности творческого переосмысления социальной действительности в процессе приобщения будущих психологов к гендерным знаниям // Научный поиск №4. Творчество в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: МГЭИ, 2006. - С. 307-314. (0,5 п.л.).
  23. Семенова Л.Э. Феминизм как основа гендерного образования психологов // Актуальные проблемы психологии образования. Материалы четвертой региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ, 2007. - С. 52-56. (0,2 п.л.).
  24. Семенова Л.Э. Гендерно-возрастные аспекты мотивационных предпочтений в период детства // Педагогика и психология детства. Материалы региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ, 2007. - С. 210-213. (0,2 п.л.).
  25. Семенова Л.Э. Образ отцовства глазами современных мужчин // Мужская повседневность: труд, досуг, духовная жизнь. Материалы международной научной конференции. - М.: ИЭАРАН; СПб.: СПбГУ, 2007. - С. 91-93. (в соавторстве с В.Э.Семеновой: 0,1 / 0,05 п.л.).
  26. Семенова Л.Э. Производство заблуждений: женские и мужские образы на страницах популярной психологии // Человек. Сообщество. Управление. 2007. №1. - С. 89-110. (1,3 п.л.).
  27. Семенова Л.Э. Проблема гендерного образования студентов: подходы и решения // Высшее профессиональное образование: международный, федеральный и региональный аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГЭИ, 2007. - С. 613-616. (в соавторстве с В.Э.Семеновой: 0,3 / 0,2 п.л.).
  28. Семенова Л.Э. Идеальный отец – современная версия: гендерный анализ обыденных представлений // Женщина и мужчина в современном обществе. Сборник статей. Выпуск 2 / Под ред. Л.Э.Семеновой, В.Э.Семеновой. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2007. - С. 82-96. (в соавторстве с П.А.Казаковой: 1,1 / 0,7 п.л.).
  29. Семенова Л.Э. Гендерное измерение современного детского чтения // Женщина и мужчина в современном обществе. Сборник статей. Выпуск 2 / Под ред. Л.Э.Семеновой, В.Э.Семеновой. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2007. - С. 145-166. (1,7 п.л.).
  30. Семенова Л.Э. О некоторых проблемах организации психологического сопровождения процесса личностного развития дошкольников с позиций нетрадиционной гендерной социализации как инновационного направления в системе современного образования // Традиции и инновации в образовании: гуманитарное и экономическое измерение. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Волгоград: ВФ МГЭИ, 2007. - С. 120-126. (в соавторстве с Н.П.Шашкиной: 0,31 / 0,15 п.л.).
  31. Семенова Л.Э. Гендерные ориентиры современного дошкольного образования // Лидерство. Гендерные перспективы. Сборник научных трудов по материалам третьей Международной конференции / Под ред. Л.А.Герасимовой. - СПб., 2008. - С. 73-75. (0,25 п.л.).
  32. Семенова Л.Э. Концепция спецкурса «Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте» в системе профессиональной подготовки практических психологов // Психология в вузе. 2008. №4. - С. 81-87. (0,38 п.л.).
  33. Семенова Л.Э. Специфика процесса гендерной социализации в современном обществе: содержательный анализ основных моделей // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник научных трудов. Часть 1 / Под ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2008. - С. 57-66. (0,56 п.л.).
  34. Семенова Л.Э. Воспитатели ДОУ как агенты первичной социализации подрастающего поколения: содержательный анализ гендерных ориентиров и реальных педагогических практик // Психолог в детском саду. 2008. №3. - С. 98-107. (0,5 п.л.).
  35. Семенова Л.Э. К вопросу о становлении ребенка как гендерного субъекта в условиях дизонтогенеза (на примере ЗПР) // Специальная психология. 2008. №4. - С. 40-46. (0,5 п.л.).
  36. Семенова Л.Э. К вопросу о гендерном просвещении студентов-психологов в контексте их высшего профессионального образования // Современное образование: психолого-педагогические проблемы и опыт решения. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Под научной ред. Ю.В.Варданян. - Саранск: МГПИ, 2009. - С. 56-60. (0,34 п.л.).
  37. Семенова Л.Э. Социокультурная специфика гендерных отношений // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Сборник материалов Х Межрегиональной научно-практической конференции. Том 2. - Киров: КФ МГЭИ, 2009. - С. 53-58. (в соавторстве с В.Э.Семеновой: 0,3 / 0,15 п.л.).
  38. Семенова Л.Э. К вопросу об организации психологической работы с проблемными и нормально развивающимися детьми по расширению вариативности их гендерной субъектности // Проблемный ребёнок в современном социокультурном пространстве образования и семьи. Материалы Международной научно-практической конференции. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - С. 125-128. (0,2 п.л.).
  39. Семенова Л.Э. Специфика и динамика овладения детьми с нормальным и проблемным психическим развитием культурными знаками гендера // Человек и общество в противоречиях и согласии. Сборник научных трудов. Часть 2 / Под ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2009. - С. 37-44. (0,5 п.л.).

Учебные и учебно-методические издания

  1. Семенова Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Часть 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002. - 76 с. (в соавторстве с В.О.Волковой: 6,2 / 5,0 п.л.).
  2. Семенова Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Часть 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - 163 с. (10,115 п.л.).
  3. Семенова Л.Э. Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте. Программа спецкурса. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - 117 с. (6,8 п.л.) – в сокращённом варианте опубликована на сайте МЦГИ: www.gender.ru
  4. Семенова Л.Э. Общая психология. Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2004. - 212 с. (16,4 п.л.).
  5. Семенова Л.Э. Развитие мотивационной сферы и формирование самосознания в дошкольном возрасте // Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2004. - С. 47-50. (0,2 п.л.).
  6. Семенова Л.Э. Развитие воли // Психология ребенка раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2004. - С. 53-55. (0,15 п.л.).
  7. Семенова Л.Э. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2006. - 94 с. (в соавторстве с В.Э.Семеновой: 9,9 / 6,5 п.л.).
  8. Семенова Л.Э. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Учебная программа // Возрастная психология. Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2006. - С. 12-29. (1,7 п.л.).
  9. Семенова Л.Э. Гендерная психология. Учебная программа // Возрастная психология. Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2006. - С. 119-134. (1,6 п.л.).
  10. Семенова Л.Э. Общая психология. Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2006. - 57 с. (в соавторстве с О.В.Лебедевой, И.А.Коневой: 3,7 / 1,42 п.л.).
  11. Семенова Л.Э. Детская художественная литература как институт гендерной социализации // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С.Клециной. - СПб.: «Питер», 2009. - С. 148-166. (0,93 п.л.).
  12. Семенова Л.Э. Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода // Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С.Клециной. - СПб.: «Питер», 2009. - С. 211-235. (в соавторстве с В.Э.Семеновой: 1,3 / 0,9 п.л.).
  13. Семенова Л.Э. Психология отклоняющегося поведения. Курс лекций. Часть 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2009. - 65 с. (3,3 п.л.).
  14. Семенова Л.Э. Психология отклоняющегося поведения. Курс лекций. Часть 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2009. - 90 с. (3,8 п.л.).
  15. Семенова Л.Э. Психология личности. Курс лекций. Часть 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2009. - 99 с. (5,0 п.л.).
  16. Семенова Л.Э. Психология личности. Курс лекций. Часть 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2009. - 103 с. (5,0 п.л.).

    Опубликованные  работы по теме диссертационного исследования составляют 120,695 п.л.

Научное редактирование

  1. Сборник научных трудов: социально-психологические  проблемы. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002. - 255 с. (14,82 п.л.).
  2. Сборник научно-методических трудов. Современные проблемы гуманитарных наук. Выпуск 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - 163 с. (9,47 п.л.).
  3. Женщина и мужчина в современном обществе. Сборник статей. Выпуск 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2004. - 175 с. (10,5 п.л.).
  4. Женщина и мужчина в современном обществе. Сборник статей. Выпуск 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2007. - 172 с. (совместно с В.Э.Семеновой: 9,76 / 7,2 п.л.).

Информация о работе Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях