-
менее эффективный переход детей
по мере увеличения степени их интеллектуального
недоразвития к сознательно нестереотипной
гендерной субъектности в процессе организации
психологической помощи в соответствии
с принципами и содержанием альтернативной
(эгалитарной и индивидуально-ориентированной)
гендерной социализации, что в свою очередь
требует проведения дополнительной серии
исследований, выявляющих реальный потенциал
детей с ЛУО в плане расширения вариативности
их гендерной субъектности и конкретные
условия для такого рода работы.
- Предложенный
и апробированный в исследовании диагностический
комплекс, обеспечивающий комплексное
изучение становления и проявления гендерной
субъектности на ранних этапах онто- и
дизонтогенеза, показал себя в качестве
оптимального методического инструментария,
что даёт возможность рекомендовать его
к широкому внедрению в практику психологической
работы со старшими дошкольниками и младшими
школьниками с ЛФПН и НПР.
- Разработка
и реализация программы гендерного просвещения
родителей и педагогов, а также гендерного
образования будущих психологов обеспечили
теоретическую и практическую базу для
оптимизации процесса становления проблемных
и нормально развивающихся детей с позиций
альтернативной гендерной социализации,
созвучной ценностям гуманизма и демократии,
принципам гендерного равенства, толерантности
к различиям, личностно-ориентированному
подходу современного образования.
- Проведённая
с детьми различного генеза коррекционно-развивающая
работа в направлении расширения вариативности
проявлений их гендерной субъектности
убедительно показала, что при наличии
специально организованных психолого-педагогических
условий (стратегии противодействия гендерной
схематизации, использование различных
технологий «интервенций альтернатив»,
включая сообщение гендерно нестереотипной
информации, вовлечение в гендерно нетипичные
виды деятельности, акцентирование внимания
на индивидуальных особенностях личности)
может осуществляться в целом весьма эффективный
переход старших дошкольников и младших
школьников с ЗПР и НПР от стереотипного
к сознательно нестереотипному типу гендерной
субъектности. При этом на совершенно
новом для специальной психологии фактическом
материале получил подтверждение тезис
о достаточно высоком потенциале компенсаторных
возможностей детей с ЗПР.
Публикации
по теме диссертационного
исследования
Монографии
и главы в коллективных
монографиях
- Семенова
Л.Э. Становление ребёнка как гендерного
субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза.
- Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 308 с. (19,25 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Проявления гендерной субъектности
в контексте личностного становления
детей с нормальным и проблемным психическим
развитием. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 121 с.
(7,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Как навязываются стереотипы: «Кушать
подано, только отделите зёрна от плевел»
// Гендер для «чайников». - М.: Изд-во «Звенья»,
2006. - С. 27-54. (1,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерная субъектность на ранних
этапах дизонтогенеза // Изучение и психокоррекция
детей и подростков с задержкой психического
развития: субъектно-деятельностный подход.
Монография / Под ред. У.В.Ульенковой. -
Н.Новгород: НГПУ, 2009. - С. 138-157. (0,95 п.л.).
Статьи
в изданиях, рекомендованных
Решением Президиума
ВАК
Минобрнауки
РФ от 20.10.06. №39/88 для
публикации основных
результатов диссертаций
на соискание учёной
степени доктора
наук
- Семенова
Л.Э. Гендерный анализ стратегии и тактики
притязаний у детей старшего дошкольного
возраста // Вопросы психологии. 2002. №6.
- С. 23-31. (0,75 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерные архетипы детской литературы
// Человек. 2006. №1. - С. 89-99. (0,8 п.л.).
- Семенова
Л.Э. К вопросу о гендерной специфике желаний
младших школьников // Вестник Костромского
государственного университета им. Н.А.Некрасова.
2006. Том 12. Серия Психологические науки:
Гендерная психология. №1. - С. 81-86. (0,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Специфика основных желаний детей-сирот
с ЗПР // Дефектология. 2006. №6. - С. 23-29. (0,6
п.л.).
- Семенова
Л.Э. Особенности самопрезентации мужчин
- педагогов средней школы в контексте
их профессиональной деятельности // Психологическая
наука и образование. 2008. №1. - С. 82-89. (0,5
п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерный подход в контексте культурно-исторической
психологии Л.С.Выготского // Культурно-историческая
психология. 2008. №2. - С. 69-73. (0,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Особенности вербальной самопрезентации
детей с ЗПР как гендерных субъектов //
Дефектология. 2008. №4. - С. 25-32. (0,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Женские образы и их социальное пространство
в современном детском чтении // Библиотековедение.
2008. №5. - С. 65-70. (0,4 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Основные потребности дошкольника
// Дошкольное воспитание. 2008. №9. - С. 52-56.
(0,4 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Мужские образы и их социальное пространство
в современном детском чтении // Библиотековедение.
2009. №3. - С. 56-60. (0,4 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Содержание основных моделей процесса
гендерной социализации в современном
обществе // Ярославский педагогический
вестник. 2009. №3. - С. 143-147. (0,5 п.л.).
Учебные
и учебно-методические
издания с грифом
МО РФ
- Семенова
Л.Э. Глава 7: Личностные предпочтения старших
дошкольников – воспитанников детского
дома // Психологические особенности детей
и подростков с проблемами в развитии.
Изучение и психокоррекция. Учебное пособие
/ Под ред. У.В.Ульенковой. - СПб.: «Питер»,
2007. - С. 131-145. (0,8 п.л.).
Статьи
и тезисы
- Семенова
Л.Э. Психологическое просвещение родителей
как путь повышения эффективности личностного
развития ребёнка (гендерный аспект) //
Психология и практика. Материалы межрегиональной
научно-практической конференции / Под
ред. Ю.В.Варданян. - Саранск: МГПИ, 1999. -
С. 33-38. (0,3 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Особенности проявления черт андрогинной
личности на этапе раннего онтогенеза
// Общественные конфликты и личность.
Сборник научных трудов межвузовской
научно-практической конференции. - Н.Новгород:
НФ МГЭИ, 2001. - С. 144-148. (0,3 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Использование гендерного измерения
в процессе преподавания психологических
дисциплин в вузе // Актуальные проблемы
психологии образования. Материалы второй
региональной научно-практической конференции.
- Н.Новгород: НГПУ, 2001. - С. 197-199. (в соавторстве
с В.Э.Семеновой: 0,15 / 0,1 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Краткий экскурс в предысторию отечественных
гендерных исследований // Сборник научных
трудов: социально-психологические проблемы
/ Под ред. Л.Э.Семеновой. - Н.Новгород: НФ
МГЭИ, 2002. - С. 197-213. (1,0 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Социально-психологический анализ
мужской гендерной роли и проблема личностного
благополучия у мальчиков младшего школьного
возраста // Сборник научных трудов: социально-психологические
проблемы / Под ред. Л.Э.Семеновой. - Н.Новгород:
НФ МГЭИ, 2002. - С.213-230. (в соавторстве с С.В.Васиной:
1,0 / 0,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Воспитание мужчины как будущего родителя:
состояние проблемы в современной России
// «Мужское» в традиционном и современном
обществе. Материалы научной конференции.
- М.: ИЭАРАН, 2003. - С. 67-68. (0,125 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Значение гендерного просвещения
в плане подготовки будущих педагогов
// Подготовка педагога в условиях модернизации
образования. Материалы региональной
научно-практической конференции. - Н.Новгород:
НГПУ, 2003. - С. 114-116. (0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Возможности использования гендерных
курсов в процессе подготовки специалистов,
работающих с детьми // Гендерное образование
в системе высшей и средней школы: состояние
и перспективы. Материалы международной
научно-практической конференции. - Иваново:
ИвГУ, 2003. - С. 286-290. (0,3 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Место и роль спецкурса «Социокультурные
аспекты гендерной социализации в детском
возрасте» в системе высшего профессионального
образования студентов специальности
«Психология» // Сборник научно-методических
трудов: современные проблемы гуманитарных
наук / Под ред. Л.Э.Семеновой. Выпуск 2.
- Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - С. 158-161. (0,375 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Стандартные и нестандартные гендерные
образы в детской художественной литературе
// Человек и общество в нестандартных
ситуациях. Сборник научных трудов межвузовской
научно-практической конференции. - Н.Новгород:
НФ МГЭИ, 2003. - С. 162-172. (в соавторстве с Ю.В.Ольневой:
0,9 / 0,6 п.л.).
- Семенова
Л.Э. «Великое дело, когда в доме есть мужчина»:
гендерный анализ детской художествен
ной литературы // «Мужское» в культурном
контексте города. Материалы международной
научной конференции. - М.: ИЭАРАН; СПб.:
СПбГУ, 2004. - С. 43-44. (0,1 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерное образование будущих психологов
как средство повышения их профессиональной
компетентности // Актуальные проблемы
гуманитарных и экономических наук. Материалы
Всероссийской научно-практической конференции.
- Киров: КФ МГЭИ, 2004. - С. 154-156. (0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Круг основных желаний воспитанников
детского дома // Ананьевские чтения –
2004. Материалы научно-практической конференции.
- СПб.: СПбГУ, 2004. - С. 432-434. (0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Детская художественная литература
как институт гендерной социализации
подрастающего поколения // Женщина и мужчина
в современном обществе. Сборник статей
/ Под ред. Л.Э.Семеновой. Выпуск 1. - Н.Новгород:
НФ МГЭИ, 2004. - С. 51-63. (в соавторстве с Ю.В.Ольневой:
1,0 / 0,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Возможности психологической работы
с использованием русских народных сказок
в переосмыслении традиционных гендерных
стереотипов педагогами дошкольных образовательных
учреждений // Женщина и мужчина в современном
обществе. Сборник статей / Под ред. Л.Э.Семеновой.
Выпуск 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2004. - С. 99-110.
(в соавторстве с Ю.С.Ивановой: 1,0 / 0,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерно-ориентированные исследования
студентов в процессе профессиональной
подготовки будущих психологов // Научный
поиск №2. Воспитательная среда как фактор
повышения эффективности образовательной
деятельности. Материалы научно-практической
конференции. - М.: МГЭИ, 2005. - С. 222-226. (в соавторстве
с В.Э.Семеновой: 0,3 / 0,15 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Специфика содержания когнитивного
компонента Я-концепции у детей младшего
школьного возраста // Человек и общество
в противоречиях и согласии. Сборник статей.
Часть 1 / Под ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана.
- Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2005. - С. 219-225. (в соавторстве
с Н.П.Шаровой: 0,42 / 0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Предпосылки и возможные перспективы
гендерных исследований в специальной
психологии // Коррекционная педагогика.
2006. №4. - С. 28-35. (0,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерное просвещение родителей
как средство оптимизации личностного
развития ребенка // Семейная психология
и семейная терапия. 2006. №3. - С. 88-94. (0,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. К вопросу о содержательных аспектах
образа Я старших дошкольников с нормальным
и задержанным темпом психического развития
// Человек и общество в противоречиях
и согласии. Сборник статей. Часть 1 / Под
ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород:
НФ МГЭИ, 2006. - С. 141-149. (в соавторстве с Н.П.Шашкиной:
0,6 / 0,3 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Специфика репрезентации гендерных
образов в отечественной популярной «психологии»
// Человек и общество в противоречиях
и согласии. Сборник статей. Часть 1 / Под
ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород:
НФ МГЭИ, 2006. - С. 149-176. (1,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Возможности творческого переосмысления
социальной действительности в процессе
приобщения будущих психологов к гендерным
знаниям // Научный поиск №4. Творчество
в системе ценностей субъектов образовательного
процесса. Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - М.: МГЭИ, 2006. - С. 307-314. (0,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Феминизм как основа гендерного образования
психологов // Актуальные проблемы психологии
образования. Материалы четвертой региональной
научно-практической конференции. - Н.Новгород:
НГПУ, 2007. - С. 52-56. (0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерно-возрастные аспекты мотивационных
предпочтений в период детства // Педагогика
и психология детства. Материалы региональной
научно-практической конференции. - Н.Новгород:
НГПУ, 2007. - С. 210-213. (0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Образ отцовства глазами современных
мужчин // Мужская повседневность: труд,
досуг, духовная жизнь. Материалы международной
научной конференции. - М.: ИЭАРАН; СПб.:
СПбГУ, 2007. - С. 91-93. (в соавторстве с В.Э.Семеновой:
0,1 / 0,05 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Производство заблуждений: женские
и мужские образы на страницах популярной
психологии // Человек. Сообщество. Управление.
2007. №1. - С. 89-110. (1,3 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Проблема гендерного образования
студентов: подходы и решения // Высшее
профессиональное образование: международный,
федеральный и региональный аспекты. Материалы
международной научно-практической конференции.
- М.: МГЭИ, 2007. - С. 613-616. (в соавторстве с
В.Э.Семеновой: 0,3 / 0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Идеальный отец – современная версия:
гендерный анализ обыденных представлений
// Женщина и мужчина в современном обществе.
Сборник статей. Выпуск 2 / Под ред. Л.Э.Семеновой,
В.Э.Семеновой. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2007.
- С. 82-96. (в соавторстве с П.А.Казаковой:
1,1 / 0,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерное измерение современного
детского чтения // Женщина и мужчина в
современном обществе. Сборник статей.
Выпуск 2 / Под ред. Л.Э.Семеновой, В.Э.Семеновой.
- Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2007. - С. 145-166. (1,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. О некоторых проблемах организации
психологического сопровождения процесса
личностного развития дошкольников с
позиций нетрадиционной гендерной социализации
как инновационного направления в системе
современного образования // Традиции
и инновации в образовании: гуманитарное
и экономическое измерение. Материалы
межвузовской научно-практической конференции.
- Волгоград: ВФ МГЭИ, 2007. - С. 120-126. (в соавторстве
с Н.П.Шашкиной: 0,31 / 0,15 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерные ориентиры современного
дошкольного образования // Лидерство.
Гендерные перспективы. Сборник научных
трудов по материалам третьей Международной
конференции / Под ред. Л.А.Герасимовой.
- СПб., 2008. - С. 73-75. (0,25 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Концепция спецкурса «Социокультурные
аспекты гендерной социализации в детском
возрасте» в системе профессиональной
подготовки практических психологов //
Психология в вузе. 2008. №4. - С. 81-87. (0,38 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Специфика процесса гендерной социализации
в современном обществе: содержательный
анализ основных моделей // Человек и общество
в противоречиях и согласии. Сборник научных
трудов. Часть 1 / Под ред. А.И.Аспидова,
А.Н.Штефана. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2008. -
С. 57-66. (0,56 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Воспитатели ДОУ как агенты первичной
социализации подрастающего поколения:
содержательный анализ гендерных ориентиров
и реальных педагогических практик // Психолог
в детском саду. 2008. №3. - С. 98-107. (0,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. К вопросу о становлении ребенка как
гендерного субъекта в условиях дизонтогенеза
(на примере ЗПР) // Специальная психология.
2008. №4. - С. 40-46. (0,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. К вопросу о гендерном просвещении
студентов-психологов в контексте их высшего
профессионального образования // Современное
образование: психолого-педагогические
проблемы и опыт решения. Материалы III
Всероссийской научно-практической конференции
/ Под научной ред. Ю.В.Варданян. - Саранск:
МГПИ, 2009. - С. 56-60. (0,34 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Социокультурная специфика гендерных
отношений // Актуальные проблемы гуманитарных
и экономических наук. Сборник материалов
Х Межрегиональной научно-практической
конференции. Том 2. - Киров: КФ МГЭИ, 2009.
- С. 53-58. (в соавторстве с В.Э.Семеновой:
0,3 / 0,15 п.л.).
- Семенова
Л.Э. К вопросу об организации психологической
работы с проблемными и нормально развивающимися
детьми по расширению вариативности их
гендерной субъектности // Проблемный
ребёнок в современном социокультурном
пространстве образования и семьи. Материалы
Международной научно-практической конференции.
- Н.Новгород: НГПУ, 2009. - С. 125-128. (0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Специфика и динамика овладения детьми
с нормальным и проблемным психическим
развитием культурными знаками гендера
// Человек и общество в противоречиях
и согласии. Сборник научных трудов. Часть
2 / Под ред. А.И.Аспидова, А.Н.Штефана. - Н.Новгород:
НФ МГЭИ, 2009. - С. 37-44. (0,5 п.л.).
Учебные
и учебно-методические
издания
- Семенова
Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Часть
1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002. - 76 с. (в соавторстве
с В.О.Волковой: 6,2 / 5,0 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Часть
2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - 163 с. (10,115 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Социокультурные аспекты гендерной
социализации в детском возрасте. Программа
спецкурса. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - 117
с. (6,8 п.л.) – в сокращённом варианте опубликована
на сайте МЦГИ: www.gender.ru
- Семенова
Л.Э. Общая психология. Учебно-методическое
пособие. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2004. - 212 с.
(16,4 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Развитие мотивационной сферы и формирование
самосознания в дошкольном возрасте //
Психология ребенка раннего и дошкольного
возраста. Учебное пособие. - Н.Новгород:
НГПУ, 2004. - С. 47-50. (0,2 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Развитие воли // Психология ребенка
раннего и дошкольного возраста. Учебное
пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2004. - С. 53-55.
(0,15 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Социальная психология. Учебно-методическое
пособие. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2006. - 94 с.
(в соавторстве с В.Э.Семеновой: 9,9 / 6,5 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Психология детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Учебная программа
// Возрастная психология. Учебно-методическое
пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2006. - С. 12-29.
(1,7 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Гендерная психология. Учебная программа
// Возрастная психология. Учебно-методическое
пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2006. - С. 119-134.
(1,6 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Общая психология. Учебно-методическое
пособие. - Н.Новгород: НГПУ, 2006. - 57 с. (в
соавторстве с О.В.Лебедевой, И.А.Коневой:
3,7 / 1,42 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Детская художественная литература
как институт гендерной социализации
// Гендерная психология. Практикум. 2-е
изд. / Под ред. И.С.Клециной. - СПб.: «Питер»,
2009. - С. 148-166. (0,93 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Воспитание современных девочек и
мальчиков с позиций гендерного подхода
// Гендерная психология. Практикум. 2-е
изд. / Под ред. И.С.Клециной. - СПб.: «Питер»,
2009. - С. 211-235. (в соавторстве с В.Э.Семеновой:
1,3 / 0,9 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Психология отклоняющегося поведения.
Курс лекций. Часть 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ,
2009. - 65 с. (3,3 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Психология отклоняющегося поведения.
Курс лекций. Часть 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ,
2009. - 90 с. (3,8 п.л.).
- Семенова
Л.Э. Психология личности. Курс лекций.
Часть 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2009. - 99 с. (5,0
п.л.).
- Семенова
Л.Э. Психология личности. Курс лекций.
Часть 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2009. - 103 с.
(5,0 п.л.).
Опубликованные
работы по теме диссертационного
исследования составляют 120,695
п.л.
Научное
редактирование
- Сборник
научных трудов: социально-психологические
проблемы. - Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2002. - 255
с. (14,82 п.л.).
- Сборник
научно-методических трудов. Современные
проблемы гуманитарных наук. Выпуск 2.
- Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. - 163 с. (9,47 п.л.).
- Женщина
и мужчина в современном обществе. Сборник
статей. Выпуск 1. - Н.Новгород: НФ МГЭИ,
2004. - 175 с. (10,5 п.л.).
- Женщина
и мужчина в современном обществе. Сборник
статей. Выпуск 2. - Н.Новгород: НФ МГЭИ,
2007. - 172 с. (совместно с В.Э.Семеновой: 9,76
/ 7,2 п.л.).