Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:38, автореферат

Описание работы

Актуальность проблемы. Одна из ведущих тенденций современной культуры – установка на развитие индивидуальности, которая имеет отношение и к российскому обществу, где с конца 90-х гг. ХХ в. стал намечаться переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жёсткий норматив) к «широкому», предполагающему вариативность норм и поведенческих практик (Т.А.Гурко, 2008). Такого рода изменения, обусловленные процессами демократизации и гуманизации, оказывают влияние и на систему отечественного образования как общего, так и специального, где теперь делается акцент на индивидуально-личностном подходе в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Работа содержит 1 файл

SemenovaLE.doc

— 1.01 Мб (Скачать)
 
 

                    На  правах рукописи 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Семенова  Лидия Эдуардовна

 
 
 
 

СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ГЕНДЕРНОГО СУБЪЕКТА

В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО  РАЗВИТИЯ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В УСЛОВИЯХ ОНТО- И  ДИЗОНТОГЕНЕЗА

 
 
 
 
 

19.00.10 – коррекционная  психология 
 
 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени 

доктора психологических  наук 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород – 2010

 

Работа выполнена в Государственном  образовательном учреждении высшего  профессионального образования  «Нижегородский государственный педагогический университет» на кафедре возрастной и педагогической психологии 

Научный консультант: доктор психологических  наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ

Ульенкова Ульяна Васильевна

Официальные оппоненты: доктор психологических  наук, профессор,

академик РАО

Лубовский Владимир Иванович

(Московский  городской психолого-педагогический  университет)

  доктор психологических  наук, профессор

Левченко  Ирина Юрьевна

(Московский  государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова)

  доктор психологических наук, профессор

Кручинин  Владимир Александрович

(Нижегородский  государственный 

архитектурно-строительный университет 

Гуманитарно-художественный институт)

Ведущая организация: Московский  городской педагогический

университет Институт психологии,

социологии, социальных отношений

Защита  состоится «20» мая 2010 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.164.02 по педагогический психологии и коррекционной психологии при Нижегородском государственном педагогическом университете по адресу: 603950, Н.Новгород, ул. Ульянова, д. 1. 

    С диссертацией можно ознакомиться в  библиотеке Нижегородского государственного педагогического университета. 

    Текст автореферата размещён на официальном  сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации referat_vak@ministry.ru  

Автореферат разослан «____» _______________ 2010 года 

Учёный  секретарь диссертационного совета ________________ Карпушкина Н.В. 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность  проблемы. Одна из ведущих тенденций современной культуры – установка на развитие индивидуальности, которая имеет отношение и к российскому обществу, где с конца 90-х гг. ХХ в. стал намечаться переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жёсткий норматив) к «широкому», предполагающему вариативность норм и поведенческих практик (Т.А.Гурко, 2008). Такого рода изменения, обусловленные процессами демократизации и гуманизации, оказывают влияние и на систему отечественного образования как общего, так и специального, где теперь делается акцент на индивидуально-личностном подходе в воспитании и обучении подрастающего поколения. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы полноценного развития ребёнка как активного субъекта своей жизнедеятельности и оказания квалифицированной психологической помощи в данном направлении.

    В полной мере это касается и детей  с проблемами психической организации, включая дошкольников и младших  школьников с лёгкими формами  психического недоразвития (ЛФПН), к числу которых вслед за рядом отечественных авторов (Д.Н.Исаев, 1982; И.А.Коробейников, 1997 и др.) мы относим задержку психического развития (ЗПР) различного генеза и лёгкую умственную отсталость (ЛУО). При этом особую значимость вопросы становления детской субъектности и поддержки индивидуальности приобретают с точки зрения решения задач практической реализации социальной и, в частности, образовательной интеграции этих детей, как условии их эффективного развития (Т.В.Волосовец, Е.Е.Дмитриева, Т.Н.Князева, Н.Н.Малофеев, Е.А.Медведева, У.В.Ульенкова и др.).

    В последнее время различные аспекты  проблемы субъектности вызывают повышенный интерес у многих специалистов дефектологического профиля (Н.Л.Белопольская, 1999; Е.Е.Дмитриева, 2005; И.А.Коробейников, 2002; Т.Н.Князева, 2005; И.Ю.Левченко, 2000, 2005; Е.А.Медведева, 2007; У.В.Ульенкова, 1983, 1990, 2005; Н.В.Шутова, 2009 и др.), чьи научные разработки, на наш взгляд, могут быть логично дополнены осмыслением с позиций гендерного подхода.

    Центральным положением данного подхода является тезис о социокультурной обусловленности всех характеристик, которые принято связывать с понятиями «женское» / «мужское» (интересы, поведение, род деятельности, черты характера и т.п.), а также постулат о том, что феномен гендера, отличный от биологической реальности, есть конструкт общественного характера, созданный при активном участии самого индивида (С.Бем, 2004; О.А.Воронина, 2001; И.С.Клёцина, 2004 и др.).

    Именно  в русле гендерного подхода приобретают  новый ракурс рассмотрения вопросы социокультурного развития личности, становления и проявления её субъектности, в том числе и в условиях раннего дизонтогенеза. Однако на сегодняшний день проблема гендерной субъектности ребёнка в специальной психологии ещё практически не обозначена и пока исчерпывается единичными работами, предметом изучения которых являются особенности отдельных аспектов личностного развития детей и подростков различного генеза с учётом их половой принадлежности (Н.В.Заиграева, И.А.Коробейников, 2007; В.Л.Кокоренко, 1997; О.Г.Нугаева, 2003; Т.П.Павленко, 2009; Н.С.Уллубиева, 2005; У.В.Ульенкова, Е.В.Самойленко, 2006 и др.). При этом приходится констатировать факт отсутствия в современной специальной психологии комплексных теоретико-экспериментальных разработок, раскрывающих суть и специфику процесса становления гендерной субъектности детей с ЛФПН, выявляющих общие и специфические закономерности этого процесса в сравнении со сверстниками с НПР.

    В частности, применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту требуют своего научного осмысления вопросы врастания проблемных и нормально развивающихся детей в гендерную культуру общества, особенностей конструирования их гендерной субъектности, а также степени распространённости в современной практике воспитания альтернативной гендерной социализации, принципы и содержание которой созвучны парадигме педагогики поддержки, идеям толерантности к разнообразию и ненасилия над личностью.

    Полагаем, что в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается существенное увеличение количества детей с ЛФПН, а с другой, - становится реальностью их интеграция в массовую образовательную среду, особое значение как с теоретической, так и практической точки зрения решение всех выше обозначенных проблем приобретает в специальной психологии, где пока отсутствует чёткое понимание общей картины развития этих детей как гендерных субъектов и остаются не выявленными компенсаторные возможности девочек и мальчиков с ЗПР и ЛУО в направлении расширения вариативности их субъектной активности.

    Совокупность указанных нами факторов и послужила основанием для проведения данного диссертационного исследования.

    Цель исследования: теоретико-эмпирическое изучение общих и специфических закономерностей личностного становления ребёнка как гендерного субъекта при проблемном и нормальном психическом развитии и моделирование психологического сопровождения этого процесса с позиций альтернативной (эгалитарной, индивидуально-ориентированной) гендерной социализации применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту.

    Объект  исследования: социокультурное становление гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза.

    Предмет исследования: разработка и обоснование концептуальной модели становления детей с ЛФПН и НПР как гендерных субъектов в контексте личностного развития в период дошкольного и младшего школьного возраста.

    Основная  гипотеза исследования. Процесс врастания в гендерную культуру общества, развития и проявления гендерной субъектности старших дошкольников и младших школьников с ЛФПН (семейных детей с ЗПР, ЛУО и социальных сирот с ЗПР) в силу сходства социокультурных условий осуществляется в целом в соответствии с общими закономерностями, характерными для их ровесников с НПР, воспитывающихся в семье, хотя вместе с тем имеет и некоторые специфические особенности, обусловленные фактором психической депривации и уровнем интеллектуального и личностного развития ребёнка.

    Использование гендерно-субъектного подхода в  коррекционной психологии позволит приблизиться к осмыслению характера врастания в культуру проблемного ребёнка и его конкретных возможностей в овладении социальным опытом в гендерном контексте как частного случая становления и проявления субъектности при отсутствии и наличии специально организованной психолого-педагогической помощи.

    Основная гипотеза конкретизирована рядом частных:

  1. Применительно к гендерной социализации в условиях онто- и дизонтогенеза справедливо говорить в целом о равнонаправленных влияниях социальной среды как на уровне макросистемы, в частности, детской художественной литературы, так и на уровне микросистемы, а именно: семья – родители и образовательные учреждения – педагоги. Однако среди социальных воздействий микроуровня меньшая стереотипность и одновременно большая вариативность индивидуализированных влияний в адрес ребёнка будет наблюдаться со стороны родителей, особенно матерей и, прежде всего, в отношении дочерей, что по мере снижения уровня психического недоразвития приводит к большей нестандартности в проявлениях гендерной субъектности воспитывающихся в семье девочек относительно самих себя. В то же время в условиях андроцентричной культуры при наличии гендерно-поляризованных практик социальных влияний тенденции отмежевания от культурных норм и стандартов другого пола и более чёткой ориентации на нормы и стандарты своего пола особенно ярко будут проявляться у мальчиков, причём не только с НПР, но и ЛФПН.
  2. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в основном характерен репродуктивный тип гендерной субъектности, связанный с воспроизводством доминирующих в их социокультурной среде знаков гендера (гендерных норм и стандартов). При этом, учитывая, что социальное творчество, предполагающее сознательный отход от существующих стереотипов, требует более высокого уровня когнитивного и личностного развития индивида, а также факт интеллектуальной и личностной незрелости детей с ЛФПН, логично предположить, что в отличие от сверстников с НПР при проявлении их гендерной субъектности могут отсутствовать даже отдельные элементы социального творчества.

    3. Дети с ЛФПН будут тяготеть к использованию усвоенных ими гендерных стереотипов, хотя процесс усвоения лежащих в их основе культурных линз гендерной поляризации и андроцентризма идёт гораздо медленнее, чем у их сверстников с НПР, а содержание самих стереотипов имеет свою качественную специфику, которая может иметь дифференциально-диагностическое значение (большая жёсткость, безвариативность и бедность, тенденция ориентации на культурные знаки гендера, ярко выраженные внешне, по мере увеличения степени интеллектуального недоразвития ребёнка).

    4. При наличии ЗПР и ЛУО у  детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста  возможны проявления только наивной гендерной нестереотипности, тогда как у их сверстников с НПР наряду с наивной может наблюдаться и сознательная гендерная нестереотипность, как элемент социального творчества в период детства.

    5. Результаты общественного и индивидуального  конструирования гендерного субъекта и проявления его активности в ситуациях социального взаимодействия можно проследить в различных личностных эффектах само-репрезентации гендера уже на этапах раннего онто- и дизонтогенеза, среди которых образ Я, детские желания, стратегия и тактика притязаний.

    6. При организации специальной  психологической помощи по варианту альтернативной гендерной социализации переход к сознательно нестереотипной гендерной субъектности во многом обусловлен уровнем общего интеллектуального развития детей и потому более успешно, помимо детей с НПР, осуществляется у девочек и мальчиков с ЗПР, тогда как у их сверстников с ЛУО усвоенные гендерные стереотипы модифицируются гораздо труднее.

    Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ философской, социологической, психологической и педагогической научной литературы по проблеме исследования и на этой основе обосновать её междисциплинарный характер.
  2. Определить концептуальные подходы к изучению процесса социокультурного становления ребёнка как гендерного субъекта в условиях онто- и дизонтогенеза.
  3. Разработать инновационную теоретико-организационную модель личностного становления гендерного субъекта по отношению к детям с ЛФПН.
  4. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования социокультурного становления детей с ЗПР, ЛУО и НПР как гендерных субъектов применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту.
  5. Выявить содержательный контекст процесса первичной гендерной социализации старших дошкольников и младших школьников с проблемным и нормальным психическим развитием и на этой основе определить особенности социокультурных условий их личностного становления как гендерных субъектов.
  6. Изучить возрастную динамику специфики врастания детей с ЛФПН и их сверстников с НПР в гендерную культуру общества применительно к периоду старшего дошкольного и младшего школьного возраста и провести сравнительный анализ характера их гендерной субъектности.
  7. Проследить результаты процесса общественного и индивидуального конструирования гендерного субъекта и проявления его активности в ситуациях социального взаимодействия со взрослым в основных эффектах само-репрезентации личности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (образ Я, желания и притязания) с учётом фактора семейной депривации и уровня психического развития.
  8. Разработать и апробировать комплексную программу психологического сопровождения процесса личностного развития детей с ЛФПН и НПР с позиций альтернативной гендерной социализации.
  9. Оценить степень эффективности апробированной авторской программы психологической помощи детям разных категорий.

Информация о работе Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях