Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 14:38, автореферат
Актуальность проблемы. Одна из ведущих тенденций современной культуры – установка на развитие индивидуальности, которая имеет отношение и к российскому обществу, где с конца 90-х гг. ХХ в. стал намечаться переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жёсткий норматив) к «широкому», предполагающему вариативность норм и поведенческих практик (Т.А.Гурко, 2008). Такого рода изменения, обусловленные процессами демократизации и гуманизации, оказывают влияние и на систему отечественного образования как общего, так и специального, где теперь делается акцент на индивидуально-личностном подходе в воспитании и обучении подрастающего поколения.
На
правах рукописи
СТАНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА КАК ГЕНДЕРНОГО СУБЪЕКТА
В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
19.00.10
– коррекционная
психология
диссертации на соискание ученой степени
доктора
психологических
наук
Нижний Новгород – 2010
Работа выполнена в
Научный консультант: | доктор психологических
наук, профессор,
Заслуженный деятель науки РФ Ульенкова Ульяна Васильевна |
Официальные оппоненты: | доктор психологических
наук, профессор,
академик РАО Лубовский Владимир Иванович (Московский
городской психолого- |
доктор психологических
наук, профессор
Левченко Ирина Юрьевна (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова) | |
доктор психологических
наук, профессор
Кручинин Владимир Александрович (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Гуманитарно-художественный институт) | |
Ведущая организация: | Московский
городской педагогический
университет Институт психологии, социологии, социальных отношений |
Защита
состоится «20» мая 2010 года в 10.00 на
заседании диссертационного совета
Д 212.164.02 по педагогический психологии
и коррекционной психологии при Нижегородском
государственном педагогическом университете
по адресу: 603950, Н.Новгород, ул. Ульянова,
д. 1.
С
диссертацией можно ознакомиться в
библиотеке Нижегородского государственного
педагогического университета.
Текст
автореферата размещён на официальном
сайте Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки Российской
Федерации referat_vak@ministry.ru
Автореферат
разослан «____» _______________ 2010 года
Учёный
секретарь диссертационного совета
________________ Карпушкина Н.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Одна из ведущих тенденций современной культуры – установка на развитие индивидуальности, которая имеет отношение и к российскому обществу, где с конца 90-х гг. ХХ в. стал намечаться переход от «узкого» типа социализации (ориентация на жёсткий норматив) к «широкому», предполагающему вариативность норм и поведенческих практик (Т.А.Гурко, 2008). Такого рода изменения, обусловленные процессами демократизации и гуманизации, оказывают влияние и на систему отечественного образования как общего, так и специального, где теперь делается акцент на индивидуально-личностном подходе в воспитании и обучении подрастающего поколения. Соответственно, на повестку дня ставятся вопросы полноценного развития ребёнка как активного субъекта своей жизнедеятельности и оказания квалифицированной психологической помощи в данном направлении.
В полной мере это касается и детей с проблемами психической организации, включая дошкольников и младших школьников с лёгкими формами психического недоразвития (ЛФПН), к числу которых вслед за рядом отечественных авторов (Д.Н.Исаев, 1982; И.А.Коробейников, 1997 и др.) мы относим задержку психического развития (ЗПР) различного генеза и лёгкую умственную отсталость (ЛУО). При этом особую значимость вопросы становления детской субъектности и поддержки индивидуальности приобретают с точки зрения решения задач практической реализации социальной и, в частности, образовательной интеграции этих детей, как условии их эффективного развития (Т.В.Волосовец, Е.Е.Дмитриева, Т.Н.Князева, Н.Н.Малофеев, Е.А.Медведева, У.В.Ульенкова и др.).
В
последнее время различные
Центральным положением данного подхода является тезис о социокультурной обусловленности всех характеристик, которые принято связывать с понятиями «женское» / «мужское» (интересы, поведение, род деятельности, черты характера и т.п.), а также постулат о том, что феномен гендера, отличный от биологической реальности, есть конструкт общественного характера, созданный при активном участии самого индивида (С.Бем, 2004; О.А.Воронина, 2001; И.С.Клёцина, 2004 и др.).
Именно в русле гендерного подхода приобретают новый ракурс рассмотрения вопросы социокультурного развития личности, становления и проявления её субъектности, в том числе и в условиях раннего дизонтогенеза. Однако на сегодняшний день проблема гендерной субъектности ребёнка в специальной психологии ещё практически не обозначена и пока исчерпывается единичными работами, предметом изучения которых являются особенности отдельных аспектов личностного развития детей и подростков различного генеза с учётом их половой принадлежности (Н.В.Заиграева, И.А.Коробейников, 2007; В.Л.Кокоренко, 1997; О.Г.Нугаева, 2003; Т.П.Павленко, 2009; Н.С.Уллубиева, 2005; У.В.Ульенкова, Е.В.Самойленко, 2006 и др.). При этом приходится констатировать факт отсутствия в современной специальной психологии комплексных теоретико-экспериментальных разработок, раскрывающих суть и специфику процесса становления гендерной субъектности детей с ЛФПН, выявляющих общие и специфические закономерности этого процесса в сравнении со сверстниками с НПР.
В частности, применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту требуют своего научного осмысления вопросы врастания проблемных и нормально развивающихся детей в гендерную культуру общества, особенностей конструирования их гендерной субъектности, а также степени распространённости в современной практике воспитания альтернативной гендерной социализации, принципы и содержание которой созвучны парадигме педагогики поддержки, идеям толерантности к разнообразию и ненасилия над личностью.
Полагаем, что в условиях, когда, с одной стороны, наблюдается существенное увеличение количества детей с ЛФПН, а с другой, - становится реальностью их интеграция в массовую образовательную среду, особое значение как с теоретической, так и практической точки зрения решение всех выше обозначенных проблем приобретает в специальной психологии, где пока отсутствует чёткое понимание общей картины развития этих детей как гендерных субъектов и остаются не выявленными компенсаторные возможности девочек и мальчиков с ЗПР и ЛУО в направлении расширения вариативности их субъектной активности.
Совокупность указанных нами факторов и послужила основанием для проведения данного диссертационного исследования.
Цель исследования: теоретико-эмпирическое изучение общих и специфических закономерностей личностного становления ребёнка как гендерного субъекта при проблемном и нормальном психическом развитии и моделирование психологического сопровождения этого процесса с позиций альтернативной (эгалитарной, индивидуально-ориентированной) гендерной социализации применительно к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту.
Объект исследования: социокультурное становление гендерного субъекта на этапах раннего онто- и дизонтогенеза.
Предмет исследования: разработка и обоснование концептуальной модели становления детей с ЛФПН и НПР как гендерных субъектов в контексте личностного развития в период дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная гипотеза исследования. Процесс врастания в гендерную культуру общества, развития и проявления гендерной субъектности старших дошкольников и младших школьников с ЛФПН (семейных детей с ЗПР, ЛУО и социальных сирот с ЗПР) в силу сходства социокультурных условий осуществляется в целом в соответствии с общими закономерностями, характерными для их ровесников с НПР, воспитывающихся в семье, хотя вместе с тем имеет и некоторые специфические особенности, обусловленные фактором психической депривации и уровнем интеллектуального и личностного развития ребёнка.
Использование
гендерно-субъектного подхода
Основная гипотеза конкретизирована рядом частных:
3.
Дети с ЛФПН будут тяготеть к использованию
усвоенных ими гендерных стереотипов,
хотя процесс усвоения лежащих в их основе
культурных линз гендерной поляризации
и андроцентризма идёт гораздо медленнее,
чем у их сверстников с НПР, а содержание
самих стереотипов имеет свою качественную
специфику, которая может иметь дифференциально-
4. При наличии ЗПР и ЛУО у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста возможны проявления только наивной гендерной нестереотипности, тогда как у их сверстников с НПР наряду с наивной может наблюдаться и сознательная гендерная нестереотипность, как элемент социального творчества в период детства.
5.
Результаты общественного и
6.
При организации специальной
психологической помощи по
Задачи исследования: