Стадии интеллектуального развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. детство как предмет психологического исследования 3
2.2. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУКИ 3
2.3 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3
ОТКРЫТИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ 3
3.4 ОТКРЫТИЕ СТАДИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3
Список литературы 3

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - Стадии интелектаульного развития рабенка.docx

— 279.48 Кб (Скачать)
 
Голицинский пограничный институт Федеральной

Службы  Безопасности

Российской  Федерации

Центр образовательной  деятельности 
 
 

                Отведение заочного обучения

                по  курсу «Психология» 
                 
                 
                 

РЕФЕРАТ

по учебной  дисциплине

«психология развития и возрастная психология» 

по теме:

«Стадии интеллектуального развития ребенка» 
 
 
 
 

                Подготовила студентка Учебной группы П-101

                Кирсанова Варвара Алексеевна 
                 
                 
                 

                Научный руководитель  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

ГОЛИЦИНО 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. детство как предмет психологического исследования 3

2.2. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУКИ 10

2.3 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 14

ОТКРЫТИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ 18

3.4 ОТКРЫТИЕ СТАДИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 32

Список литературы 54 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ
 

     При написании данного реферата, и  анализе рекомендованной  
по учебной программе литературе мною были рассмотрены ряд теорий  
и концепций созданными ведущими учеными психологами в области психологии развития ребенка.

     Детская психология на мой взгляд является достаточно сложным предметом для изучения (особенно рани стадии развития) относительно возрастной психологии в целом. Здесь у анализируемого (изучаемого) объекта сложно добиться информации о мотивации своих поступков  
и объяснить природу поведения.

     Оказался  любопытным тот факт, что по настоящее  время не существует единой теории по данной проблеме, и отношение  психологов базируется  
на разных подходах по изучению детской психологии, которые в ряде случаев могут дополнять или исключать друг друга.

     Чтобы получить более или менее полную картину развития, поведения и  воспитания детей, нужно познакомиться  с несколькими теориями, которые  выражаются в типе периодизации1, (1995) существует несколько подходов для объяснения развития человека в детском возрасте:

  1. детство как предмет психологического исследования
 

     Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Д.Б. Эльконин2 говорил, что парадоксы в детской психологии - это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.

     Свои лекции в  Московском университете Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.

     Первый  парадокс. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе (рис. 1-а). Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения (рис. 1-б).

     

     Как правило, чем выше стоит живое  существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее  это существо при рождении. Таков  один из парадоксов природы, который  предопределяет историю детства.

     П.П. Блонский3 заметил, что по отношению к продолжительности всей жизни детство составляет у кошки - 8%, у собаки - 13%, у слона - 29%, у человека - 33%. Детство человека, таким образом, относительно самое продолжительное. Одновременно с этим в ходе эволюции уменьшается отношение продолжительности утробного детства к внеутробному. Так, у кошки оно составляет 15%, у собаки - 9%,у слона - 6%, у человека - 3%. Это свидетельствует о том, что психические механизмы поведения человека формируются прижизненно.

     

     Второй  парадокс. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов4 об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад (рис. 3). Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый?

     

     Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

     Как известно, теория познания и диалектика должны складываться из истории отдельных  наук, истории умственного развития ребенка, истории языка. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать ее как от развития ребенка в онтогенезе, так и от неравномерного развития детей в различных культурах.

     Проблема  истории детства - одна из наиболее трудных в современной детской психологии, так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам5 хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям, бедны. Даже в тех не очень частых случаях, когда в археологических раскопках находят игрушки, это обычно - предметы культа, которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях колдовства и магии.

     Можно сказать, что экспериментальным  фактам предшествовала теория. Теоретически вопрос об историческом происхождении  периодов детства был разработан в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

     В учебнике "Педология" П.П. Блонский писал: "Детство - возраст развития. Чем развитей животное, тем длительней в общем время его развития и тем в то же время быстрее темпы этого развития. Иметь короткое детство, значит, иметь мало времени для развития, а иметь при этом еще и медленные темпы развития, значит развиваться медленно и недолгое время. Человек развивается дольше и быстрее, чем какое бы то ни было животное. Современный человек при благоприятных социальных условиях развития развивается дольше и быстрее человека прежних исторических эпох… Детство - не вечное неизменное явление: оно - иное на иной стадии развития животного мира, оно иное и на каждой стадии исторического развития человечества" (Блонский П.П., 1934. С. 325-326).

     Ход психического развития ребенка, согласно концепции Л.С. Выготского6, не подчиняется вечным законом природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, "имеет совершенно определенный классовый смысл". Именно поэтому он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское.

     Так, в литературе XIX в. многочисленны  свидетельства отсутствия детства  у детей пролетариев. Например, в  исследовании положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет  комиссии, созданной английским парламентом  в 1833 г., для обследования условий  труда на фабриках. Комиссия констатировала, что дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.

     Принято считать, что статус детства ребенка  рабочих формируется лишь в XIX-XX вв., когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться  детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические  законы способны обеспечить детство  для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде,а прежде всего девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения детей и их родителей в социальной структуре общества.

     В исследовании А.В. Толстых показана общая картина изменения продолжительности  детства в нашей стране на протяжении ХХ в.

     Он  пишет о трех типах определенности детского возраста, характеризующих  общественно-организационные и институционально оформленные рамки ее формирования:

     от 0,0 до 12,0 - продолжительность детства  связана с введением обязательного  начального образования для всех детей - 1930 г.;

     от 0,0 до 15,0 - продолжительность детства  увеличилась благодаря принятию нового закона о неполной средней  школе - 1959 г.;

     от 0,0 до 17,0 - продолжительность детства  в настоящее время, которое характеризуется  представленностью всех детских возрастов и их четкой дифференциацией (Толстых А.В., 1978).

     Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом7 и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в психологии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими. (Ариес Ф. 1999).

     Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели его к выводу, что вплоть до XIII в. искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. "В том мире - пишет Ф. Ариес, - не было места для детства" .Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства.

Информация о работе Стадии интеллектуального развития ребенка