Стадии интеллектуального развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. детство как предмет психологического исследования 3
2.2. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУКИ 3
2.3 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3
ОТКРЫТИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ 3
3.4 ОТКРЫТИЕ СТАДИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3
Список литературы 3

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - Стадии интелектаульного развития рабенка.docx

— 279.48 Кб (Скачать)

     Развитие  знаний о себе возникает у ребенка, по мнению Пиаже, из социального взаимодействия. Смена умственных позиций осуществляется под влиянием развивающихся социальных взаимоотношений индивидов. Общество Пиаже рассматривает таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации.

     Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера. Этот тип отношений характеризует, по Пиаже, общество, особенно в сфере отношений ребенка и окружающих его взрослых. Это отношения одностороннего уважения, ребенок уважает мысль взрослого, а взрослый воспринимает суждения ребенка как детские и наивные. Мысль взрослого вытесняет мысль ребенка. Отношения принуждения не способствуют смене умственной позиции. Напротив, вследствие принуждения возникает "реализм" моральный и интеллектуальный, чисто внешние представления о правилах. Когда законы навязываются ребенку взрослым, неизбежны суждения по внешнему впечатлению. Реальное столкновение между мышлением ребенка и окружающими его взрослыми выражается в систематическом искажении ребенком информации, сообщаемой ему взрослыми. Когда ребенок констатирует новое понятие, пользуясь языком взрослых, то это понятие остается всецело детским, так как ребенок изменяет и ассимилирует его соответственно своей умственной структуре. Социальные отношения между взрослыми и ребенком, особенно если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности.

     Для того чтобы осознать свое "Я", необходимо освободиться от принуждения, необходимо взаимодействие мнений. Это взаимодействие сначала невозможно между ребенком и взрослым, потому что неравенство  слишком велико. Ребенок старается  подражать взрослому и в то же время защищать себя от него, а  не обмениваться мнениями. Только индивиды, считающие друг друга равными, могут  осуществлять "развивающий" взаимный контроль. Такие отношения появляются с момента установления кооперации среди детей.

     Отношения кооперации строятся на основе взаимного уважения, которое возможно только между детьми-ровесниками. При кооперировании возникает потребность приспособиться к другому лицу. Столкновение своей мысли с чужой вызывает сомнение и необходимость доказательства. Благодаря установлению отношений кооперации происходит осознание существования других точек зрения. Вследствие этого формируются рациональные элементы в логике и этике. Пиаже считал установление этих отношений необычайно важным фактом. По его мнению, социальная жизнь создает необходимость логических норм.

     Одно  из важнейших понятий в системе  психологических взглядов Пиаже - понятие социализации. По его мнению, термин "социальный" имеет два разных смысла. Существуют социальные отношения между ребенком и взрослым. Взрослый для ребенка - источник воспитательных воздействий, он передает ему культуру общества. Ребенок воспринимает взрослого как источник специфически человеческих чувств. При таком понимании термина ребенок социален с самого начала.

     Кроме этих отношений, существуют социальные отношения между самими детьми (отношения  кооперации) и между ребенком и  взрослым (отношения принуждения), которые  Пиаже связывает с социализацией. Будучи с самого начала существом  социальным, ребенок социализируется  только постепенно. Согласно Пиаже, процесс  социализации не регрессирует, а, наоборот, прогрессирует. Социальные отношения  детей от 2 до 7 лет представляют собой  минимум социализации. У ребенка  еще не сформированы орудия социализации, он не осознает свое "Я", не координирует точки зрения других людей со своей собственной. Для этого еще не сформированы соответствующий интеллектуальный аппарат и моральные принципы.

     В психологии известно другое понимание  социализации, введенное в науку  французской социологической школой: "социализация" как "очеловечивание" под влиянием воспитания, как "воздействие  поколения взрослых на поколение молодых" (Э. Дюркгейм). Человек появляется на свет в качестве природного, асоциального существа. Воспитание, социализация создает в нем новое существо. Оно накладывается на биологическую природу человека, вытесняя свойственные ребенку как природному существу способы мышления. Для индивида такое воспитание выступает как давление, принуждение.

     По  Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Социализация обусловливает решающий поворот в психическом развитии ребенка - переход от эгоцентрической позиции к объективной.

       Социальная жизнь, как ее понимает Пиаже, начинает играть прогрессивную роль в развитии ума довольно поздно, лишь на тех этапах, когда складываются отношения кооперации. Только с установлением этих отношений Пиаже связывает овладение ребенком нормами поведения и мышления. Такой перелом в развитии наступает около 7-8 лет.

       До этого периода взаимодействие субъекта с миром вещей и людей подчиняется законам, которые Пиаже описывает в терминах биологического приспособления. Он прямо указывает, что корни умственных операций надо искать в биологии. Можно дать мышлению его истинное объяснение, считает Пиаже, анализируя отношения организма с его окружением. Реальность, как она проявляется для ребенка, - продукт исходного взаимодействия между умом ребенка и окружающим его миром. Реальность, по Пиаже, или, точнее, - представление о реальности - конструируется интеллектом.

       Каждое внешнее влияние предполагает со стороны субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассимиляцию12 и аккомодацию13. Ассимиляция и аккомодация - корни двух антагонистических тенденций, которые проявляются, когда организм встречается с чем-то новым. Ассимиляция состоит в приспособлении объекта к субъекту, при котором объект лишается своих специфических черт. ("Ребенок - раб прямого восприятия"). Аккомодация, напротив, заключается в приспособлении прежде сформировавшихся реакций субъекта к объекту с переходом к новым способам реагирования. По своим функциям эти процессы противоположны.

       На протяжении ранних стадий развития любая умственная операция будет представлять собой компромисс между двумя тенденциями - ассимиляцией и аккомодацией. Первичную ассимиляцию Пиаже называет "деформирующей", потому что при слиянии нового предмета со старой схемой его черты искажаются, а схема, благодаря аккомодации, изменяется. Антагонизм ассимиляции и аккомодации порождает необратимость мысли.

     Когда ассимиляция и аккомодация начинают дополнять друг друга, мышление ребенка  меняется. Переход от "реализма" к объективности, реципрокности14, релятивности основывается на прогрессивном взаимодействии ассимиляции и аккомодации. Когда между двумя тенденциями устанавливается гармония, появляется обратимость мысли, освобождение от эгоцентризма. Любое логическое противоречие, с точки зрения Пиаже, - это результат генетически существующего конфликта между аккомодацией и ассимиляцией. Такая ситуация, по его мнению, биологически неизбежна.

     Благодаря чему же между ассимиляцией и аккомодацией устанавливается гармонический  синтез? Они спонтанно связаны  друг с другом с самого начала своего функционирования. И если в течение  долгого времени остаются антагонистами, то это происходит только под давлением  внешней действительности и тех образов (слишком новых и слишком меняющихся), которые она беспрестанно поставляет мысли. По мере освоения действительности ассимиляция и аккомодация становятся все более координированными. Сначала согласованность этих двух процессов устанавливается как "механическая", которой еще предстоит превратиться в логическую или моральную. Но для этого субъекту необходимо руководствоваться точными и сознательными суждениями об оценке, о норме, которые проявляются в условиях социализации мысли. Таким образом, по Пиаже, к биологическим факторам на определенном и довольно высоком уровне развития присоединяются социальные (в смысле "социализации") факторы, и благодаря им у ребенка вырабатываются логические нормы. После этого ребенок становится "проницаемым для опыта", то есть ассимиляция перестает быть "деформирующей", эгоцентрической. С приобретением этой способности взаимодействие логического разума и самого опыта оказывается достаточным для дальнейшего интеллектуального развития.

     Такова  гипотеза о развитии интеллекта, которую  Пиаже наметил в своих ранних работах. Но она представляет собой  всего лишь один аспект в развитии интеллекта. Здесь изучается, когда  и при каких условиях ребенок  начинает осознавать свою собственную  субъективность, отделять субъект от объекта, находить место собственной  точки зрения в системе возможных  других, понимать реципрокность и относительность этих точек зрения. Это эволюция интеллекта в аспекте сознания.

     В этой гипотезе наибольший интерес представляет первый в истории детской психологии экспериментальный анализ интеллектуальной позиции ребенка - его эгоцентрической  умственной позиции. Открытие эгоцентризма - первое крупное достижение Пиаже  в области детской психологии. Оно принесло ему как ученому  всемирное признание.

     В автобиографии Пиаже писал, что, опубликовав свои первые работы, он не принял достаточных предосторожностей, касающихся формы представления своих заключений, полагая, что они мало будут читаться и послужат, главным образом, в качестве документации для позднейшего синтеза, который будет адресован более широкой аудитории. Однако, вопреки его ожиданиям, эти работы читались и обсуждались так, как если бы были последним словом по этому вопросу. "Этот неожиданный шумный прием заставил меня почувствовать некоторую неловкость, поскольку я вполне отдавал себе отчет, что все еще не организовал свои идеи и едва лишь приступил к их предварительному изложению... В молодости не подозреваешь, что в течение долгого времени о тебе будут судить по первым работам и что только очень добросовестные люди будут читать последующие", - писал Пиаже впоследствии. 

3.4 ОТКРЫТИЕ СТАДИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

     Другое  направление работ Пиаже - изучение развития интеллекта в поведении  ребенка. В исследовании истоков  интеллекта и представления о  реальности у детей первых двух лет  жизни Пиаже установил, что в  этот период в сознании ребенка происходит революция, подобная той, какую совершил в физике Коперник. Первоначально  ребенок воспринимает мир как  индивид, который не знает себя в  качестве субъекта, не понимает своих  собственных действий и поэтому  приписывает реальности свои субъективные ощущения, даже не подозревая об этом. Ребенок пытается воздействовать на вещи, но сначала он не представляет их себе вне связи с непосредственными  действиями. А в непосредственном действии может установиться лишь поверхностный  контакт с вещами. Это приводит к тому, что ребенок считает  объективной только такую реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии. Разумеется, видимая реальность не исчерпывает объективно существующую. Поэтому ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист - он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий.

     Конструкция представления об окружающем мире, о реальности у ребенка в первые годы жизни состоит в переходе от одного состояния, где вещи центрированы вокруг "Я", которое управляет  всем, не осознавая себя в качестве субъекта, в другое состояние, где "Я" занимает свое место в устойчивом мире и рассматривает себя как  активного субъекта среди других в этом мире. В этот период меняется исходная позиция ребенка по отношению к вещам; в сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. Так, на доречевом уровне умственного развития ребенка Пиаже выявил тот же самый эволюционный переход, который был обнаружен им в исследованиях вербального интеллекта. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом эволюции.

     Переход от эгоцентризма к объективной оценке вещей был установлен Пиаже также  в многочисленных исследованиях  генезиса числа и представления  о количестве у ребенка от 2 до 7 лет. Огромный экспериментальный материал, полученный в этих исследованиях, нуждался в строгой интерпретации. Следовало  более точно, чем это было намечено в ранних исследованиях, ответить на вопросы: в чем причина и каков  механизм перехода от эгоцентризма к  более совершенной умственной позиции? Любое психологическое исследование Пиаже построено по схеме естественно-научного эксперимента. Сначала он классифицирует факты, затем устанавливает закономерность, которой эти факты подчиняются и, наконец, выясняет причину или механизм этого явления.

     Исходя  из необходимости точно интерпретировать полученные факты, Пиаже в 1937 г. выдвинул гипотезу о применении к психологии мышления опыта операторной логики. Пиаже отмечал, что психологи часто пытаются в математической форме выразить законы поведения. Однако психологические факты индивидуальны, изменчивы и не всегда подчиняются действию статистических законов; математический подход практически не позволяет выяснить внутренние механизмы психической деятельности. Метрические шкалы интеллекта позволяют сравнить результаты, достигнутые интеллектом в ходе эволюции, но они не дают возможности измерить переход от одной схемы интеллектуальной деятельности к другой и изучить механизм этого перехода. Поэтому Пиаже предложил выразить качественные аспекты развития интеллектуальных операций не на языке математики, а на другом аксиоматическом языке - языке логического исчисления.

     Пиаже ввел в психологию, точнее говоря, разработал, понятие группировки, и этим вызвал недовольство со стороны логиков. Группировки - это закрытые и обратимые системы, аналогичные математическим "группам". Такие логические операции, как простое и мультипликативное включение, простая и мультипликативная сериация, симметрия и т.п., и представляют собой группировки. Согласно гипотезе Пиаже, интеллектуальное развитие можно описать в виде группировок, последовательно вытекающих одна из другой. Это позволяет изучать процесс развития психики одновременно эмпирически (с помощью наблюдения или экспериментирования) и теоретически (путем логической дедукции, с помощью аксиоматических моделей).vОпираясь на эмпирические факты, Пиаже заметил, что прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет "группировки" объектов и действий (ищет спрятанный предмет, собирает пирамидку и т.п.). Они, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические "группы".

Информация о работе Стадии интеллектуального развития ребенка