Стадии интеллектуального развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. детство как предмет психологического исследования 3
2.2. ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ НАУКИ 3
2.3 СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3
ОТКРЫТИЕ ЭГОЦЕНТРИЗМА ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ 3
3.4 ОТКРЫТИЕ СТАДИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3
Список литературы 3

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - Стадии интелектаульного развития рабенка.docx

— 279.48 Кб (Скачать)

     Сначала, на ранних ступенях развития, каждое представление  о мире для ребенка истинно; для  него мысль и вещь почти не различаются. У ребенка знаки начинают свое существование, будучи первоначально  частью вещей. Постепенно, благодаря  деятельности интеллекта, они отделяются от них. Тогда он начинает рассматривать  свое представление о вещах как  относительное для данной точки  зрения. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления), артификализма (понимания природных явлений по аналогии с деятельностью человека), на которых эгоцентрические отношения между "Я" и миром постепенно редуцируются. Шаг за шагом в процессе развития ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от субъекта, и видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях. Субъект, который игнорирует свое "Я", считает Пиаже, неизбежно вкладывает в вещи свои предрассудки, непосредственные суждения и даже восприятия. Объективный интеллект, ум, осознающий субъективное "Я", позволяет субъекту отличать факт от интерпретации. Только путем постепенной дифференциации внутренний мир выделяется и противопоставляется внешнему. Дифференциация зависит от того, насколько ребенок осознал свое собственное положение среди вещей.

     Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от абсолютности ("реализма") к реципрокности (взаимности). Реципрокность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. С этого момента он начинает видеть реальность уже не только как непосредственно ему самому данную, но и как бы установленную благодаря координации всех точек зрения, взятых вместе. В этот период осуществляется важнейший шаг в развитии детского мышления, так как, по мнению Пиаже, представления об объективной реальности - это то наиболее общее, что есть в разных точках зрения, в чем разные умы согласны между собой.

     В экспериментальных исследованиях  Пиаже показал, что на ранних стадиях  интеллектуального развития объекты  представляется для ребенка тяжелыми или легкими согласно непосредственному  восприятию. Большие вещи ребенок  считает всегда тяжелыми, маленькие - всегда легкими. Для ребенка эти  и многие другие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется  единственно возможным. Появление  других представлений о вещах, как, например, в эксперименте с плаванием  тел: камешек - легкий для ребенка, но тяжелый для воды, - означает, что  детские представления начинают терять свое абсолютное значение и  становятся относительными.

     Отсутствие  понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе "абсолютных" представлений. Для него два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, например, чашки. Уже в ранних работах этот феномен Пиаже рассматривал как общую черту детской логики. В последующих исследованиях он использовал появление у ребенка понимания принципа сохранения в качестве критерия возникновения логических операций и посвятил его генезису эксперименты, связанные с формированием понятий о числе, движении, скорости, пространстве, о количестве и др.

     Мысль ребенка развивается  еще и в третьем  направлении - от реализма к релятивизму (относительности). Вначале дети верят в существование абсолютных субстанций и абсолютных качеств. Позднее они открывают, что явления связаны между собой и что наши оценки относительны. Мир независимых и спонтанных субстанций уступает место миру отношений. Сначала ребенок считает, скажем, что в каждом движущемся предмете есть специальный мотор, который выполняет главную роль при движении объекта. В дальнейшем он рассматривает перемещение отдельного тела как функцию действий внешних тел. Так, движение облаков ребенок уже начинает объяснять иначе, например, действием ветра. Слова "легкий" и "тяжелый" также теряют свое абсолютное значение, которое они имели на протяжении ранних стадий, и приобретают относительное значение в зависимости от избранных единиц измерения.

     Итак, по своему содержанию детская мысль, сначала полностью не отделяющая субъект от объекта и потому "реалистическая", развивается по направлению к объективности, реципрокности9 и релятивности. Пиаже считал, что постепенная диссоциация, разделение субъекта и объекта, осуществляется вследствие преодоления ребенком собственного эгоцентризма10.

     Наряду  с качественным своеобразием содержания детской мысли, эгоцентризм обусловливает  такие особенности детской логики, как синкретизм (тенденцию связывать  все со всем), соположение (отсутствие связи между суждениями), трансдукцию (переход в рассуждении от частного к частному, минуя общее положение), нечувствительность к противоречию и др. У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется  одна общая черта, которая также  внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса. Логическое сложение - нахождение класса наименее общего для двух других классов, но содержащего оба этих класса в себе:

     ЖИВОТНЫЕ = ПОЗВОНОЧНЫЕ + БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

     Логическое  умножение - операция, состоящая в  том, чтобы найти наибольший класс, содержащийся одновременно в двух классах, то есть найти совокупность элементов, общую двум классам:

     Эгоцентрическая речь не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической  речи изменчив и зависит от двух обстоятельств: от активности самого ребенка  и от типа социальных отношений, установившихся, с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой стороны, между  детьми-ровесниками. Там, где ребенок  предоставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент эгоцентрической  речи возрастает. Во время символической  игры этот коэффициент более высок  по сравнению с экспериментированием или работой детей. Однако чем  младше ребенок, тем более затушевываются различия между игрой и экспериментированием, что ведет к возрастанию коэффициента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Этим фактом объясняется, например, различие результатов С. Айзекс и Пиаже. Коэффициент эгоцентрической речи, как уже отмечалось, зависит от типа социальных отношений ребенка со взрослым и детей-ровесников между собой. В среде, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, эгоцентрическая речь занимает значительное место. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент эгоцентрической речи снижается. Независимо от среды, коэффициент вербального эгоцентризма уменьшается с возрастом. В три года он достигает наибольшей величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести лет эгоцентрическая речь постепенно убывает, а после семи лет, по мнению Пиаже, она исчезает.

     Феномены, открытые Пиаже, разумеется, не исчерпывают  всего содержания детского мышления. Значение экспериментальных фактов, полученных в исследованиях Пиаже, состоит в том, что благодаря  им открывается остававшееся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление - умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности.

     Вербальный  эгоцентризм служит лишь внешним  выражением более глубокой интеллектуальной и социальной позиции ребенка. Пиаже  назвал такую спонтанную умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально  он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает; она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается о том, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Эгоцентризм означает отсутствие осознания собственной субъективности, отсутствие объективной меры вещей.

     Термин "эгоцентризм" вызвал ряд недоразумений. Пиаже признал неудачность выбора слова, но, поскольку этот термин уже  стал широко распространенным, он попытался  уточнить его смысл. Эгоцентризм, по Пиаже, - фактор познания. Это определенная совокупность докритических, и, следовательно, дообъективных позиций в познании вещей, других людей и себя самого. Эгоцентризм - разновидность систематической и неосознанной иллюзии познания, форма первоначальной центрации ума, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и реципрокность11. Поэтому более удачным термином позже Пиаже считал термин "центрация". С одной стороны, эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности познания мира и координации точек зрения. С другой стороны, это позиция неосознанного приписывания качеств собственного "Я" и собственной перспективы вещам и другим людям. Изначальный эгоцентризм познания - это не гипертрофия осознания "Я". Это, напротив, непосредственное отношение к объектам, где субъект, игнорируя "Я", не может выйти из "Я", чтобы найти свое место в мире отношений, освобожденных от субъективных связей.

      Пиаже провел много разнообразных  экспериментов, которые показывают, что до определенного возраста ребенок  не может стать на другую, чужую  точку зрения. Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка  служит эксперимент с макетом  из трех гор, описанный Пиаже и  Инельдер. Горы на макете были разной высоты, и каждая из них имела какой-то отличительный признак - домик, реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспериментатор давал испытуемому несколько фотографий, на которых все три горы были изображены с различных сторон. Домик, река и снежная вершина были хорошо заметны на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию, где горы изображены так, как он видит их в данный момент, в этом ракурсе. Обычно ребенок выбирал правильный снимок. После этого экспериментатор показывал ему куклу с головой в виде гладкого шара без лица, чтобы ребенок не мог следить за направлением взгляда куклы. Игрушка ставилась на другую сторону макета. Теперь, на просьбу выбрать фотографию, где горы были изображены так, как видит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были изображены так, как он их видит сам. Если ребенка и куклу меняли местами, то снова и снова он выбирал снимок, где горы выглядят так, как воспринимает их он со своего места. Так поступало большинство испытуемых дошкольного возраста.

     В этом эксперименте дети становились  жертвой субъективной иллюзии. Они  не подозревали о существовании  других оценок вещей и не соотносили их со своей собственной. Эгоцентризм означает, что ребенок, представляя себе природу и других людей, не учитывает свое объективное положение как мыслящего человека. Эгоцентризм означает смешение субъекта и объекта в процессе акта познания.

     Эгоцентризм свойствен не только ребенку, но и  взрослому там, где он руководствуется  своими спонтанными, наивными и, следовательно, не отличающимися, по существу, от детских  суждениями о вещах. Эгоцентризм - это  спонтанная позиция, управляющая психической  активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь  у людей, остающихся на низком уровне психического развития.

     Эгоцентризм показывает, что внешний  мир не действует  непосредственно  на ум субъекта, а  наши знания о мире - это не простой  отпечаток внешних  событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции.

     По  мнению Пиаже, эгоцентризм - следствие  внешних обстоятельств жизни  субъекта. Однако отсутствие знаний - это  лишь второстепенный фактор в образовании  детского эгоцентризма. Главное - это  спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту  непосредственно, не учитывая себя в  качестве мыслящего существа, не осознавая  субъективности своей собственной  точки зрения.

     Пиаже подчеркивал, что снижение эгоцентризма объясняется не добавлением знания, а трансформацией исходной позиции, когда субъект соотносит свою исходную точку зрения с другими  возможными. Освободиться в каком-то отношении от эгоцентризма и его  следствий - значит в этом отношении  децентрироваться, а не только приобрести новые знания о вещах и социальной группе. По словам Пиаже, освободиться от эгоцентризма - значит осознать то, что было воспринято субъективно, найти свое место в системе возможных точек зрения, установить между вещами, личностями и собственным "Я" систему общих и взаимных отношений.

     Существование эгоцентрической позиции в познании не предопределяет того, что наше знание никогда не сможет дать истинной картины  мира. Ведь развитие, по Пиаже, - это  смена умственных позиций. Эгоцентризм уступает место децентрации, более совершенной позиции. Переход от эгоцентризма к децентрации характеризует познание на всех уровнях развития. Всеобщность и неизбежность этого процесса позволили Пиаже назвать его законом развития. Для того чтобы этот переход был возможен, нужен особый инструмент, с помощью которого можно было бы связать факты между собой, осуществить децентрацию объектов по отношению к восприятию и собственному действию.

     Если  в развитии происходит смена умственных позиций, их трансформация, то что же движет этим процессом? Пиаже считал, что к этому может привести только качественное развитие детского ума, то есть прогрессивно развивающееся осознание своего "Я". Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимы два условия: первое - осознать свое "Я" в качестве субъекта и отделить субъект от объекта; второе - координировать свою собственную точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

Информация о работе Стадии интеллектуального развития ребенка