Сравнительная характеристика поведенческих реакций неформальных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:02, научная работа

Описание работы

Цель:
1.Определить влияние на развитие личности подростков.
2.Сформировать представления о исследуемых МНО, с иной, внутренней стороны, указывая и считаясь с мнениями самих представителей рассматриваемых субкультур, принимая во внимание их субъективность и специфичность. Вести наблюдения за исследуемыми МНО.
3.Рассмотреть причины вступления подростков в рассматриваемые МНО.

Работа содержит 1 файл

NOU_NEFORM_GRUPP_pravleno.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Настоящее. Вторая половина 90-х становится новой стадией развития готической субкультуры – формирования dark culture, в целом под этим термином имеют  в виду - «темную» субкультуру, включающую в себя goth,  vampire, fetish. Активную роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло развитие интернета. Готы активно внедрились во интернет сеть практически с самого начала активного распространения – основная конференция в Usenet для общения готов - alt.gothic была создана еще в 1991, основной готический сайт в интернете – Dark Side of the Net, являющийся индексом готических ресурсов – в интернете появился в 1994 году, в настоящее время в базе линков Dark Side of the Net содержится более 8000 сайтов, пользующиеся невероятной популярностью у подростков.

Естественно, развитие субкультуры шло не только в «виртуальном» виде – в реальной жизни происходили также существенные изменения, в частности именно в этот период стали регулярными различные крупные готические фестивали – в Германии – “Wave Gotik Treffen”, в Англии  - “ Whitby Gothic Weekend”, в США  - “Convergence”, на которые съезжаются готы со всей страны и из других стран – подобные мероприятия с гигантским количеством различных акций на каждом из них дали огромный толчок к расширению субкультуры, в количественном плане, но вряд ли  в качественном.  Также культура развивается вширь, привлекая новых людей преимущественно из metal культуры, возникает феномен под названием   gothic metal, как вариант металлической музыки приближенной к готической эстетике. Часто группы из новейшей генерации готических групп (gothic metal) называют третьей волной готической музыки.

Заключение. Американский культуролог Дунья Брилл из Университета Сассекса в своей диссертации по культурологи, посвященной культуре готов, пришла к удивительным выводам: «многие молодежные субкультуры побуждают людей бросать школу и совершать противозаконные поступки.  Однако, ведь именно представители различных субкультур, а в частности поклонники мрачной готической культуры получают хорошее образование , редко бросают школу и часто бывают первыми учениками.

Пристрастие гота к черной одежде является отражением черной эстетики, выражением самого себя.  Эта субкультура пробуждает интерес к классическому образованию, особенно к искусству. По ее мнению готы обычно выбирают профессии, связанные с веб-дизайном, программированием или журналистикой. Чаще всего принадлежность к готам открывает мир, где искусство, новости и литературу признают и открыто обсуждают, возможно, закладывая основу будущих связей.

Брилл утверждает, что готика – субкультура, чуждая насилию. «Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек», - говорит культуролог.

По словам Чока Хосейна, игравшего в готической группе Salvation, ныне руководителя фирмы звукозаписи, «готы обычно представляют собой странных интеллектуалов , которые начали видеть мир по-другому». 

2.3 Готическая мода, атрибутика,

увлечения, интересы, пристрастия.

Готической модой называется стиль в одежде, связанный с их субкультурой. Ее представителиимеют свой узнаваемый имидж, и хотя внутри готической моды существуют многочисленные направления, их объединяют общие черты.

Одежда:

    1. Пост-панковые готы в стиле 80-х.
    2. Готы, подражающие викторианской моде.
    3. Готический макияж и пирсинг.

Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий чёрный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения — золото принципиально не используется, поскольку расценивается как символ обычных, избитых ценностей, а также цвет Солнца (серебро — цвет Луны).

В плане имиджа ранние готы отличались от панков лишь преобладающим чёрным цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и ирокезы. Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо с большим количеством чёрной подводки для глаз (и мужчины, и женщины). Мэйк-ап остался частью имиджа, а одежда стала более разнообразной: теперь некоторые носят одежду с влиянием XVIII — начала XIX века, другие предпочитают винил, кожу и сетку. Некоторые носят и то и другое, хотя редко одновременно. Чёрный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда ещё появляются красный, синий, пурпурный или, изредка, зелёный (чаще у кибер-готов). Наиболее используемыми материалами остаются шёлк, мятый бархат, кожа, винил и сетка. Хотя вся готическая одежда характеризуется преобладанием мрачных цветов, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и универсальным материалом. Общая стилистика одежды, как правило, броская, но вместе с тем строгая, часто — с определённой эротизацией (в образе готов могут появляться также элементы фетиш-одежды). Нередко в готическом образе фигурируют те или иные романтические элементы прошлых столетий — такие, как кружева, жабо, бархат, корсеты и т. п. К примеру, девушки-готессы часто носят корсеты и длинные платья. По работам фотографа Вионы Йелегемс хорошо видны различные направления в этом стиле. Причёска также играет весьма важную роль в имидже готов обоих полов. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки. Изредка встречаются ирокезы. Часто волосы красят в чёрный, красный, фиолетовый и белый цвета, возможно также окрашивание с прядами одного цвета на фоне другого (к примеру, красные пряди на фоне чёрных волос). Грим остаётся одним из главных признаков принадлежности к субкультуре.

У девушек-готов большое распространение получил яркий и импозантный стиль «вамп» — плотная чёрная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей от ярко-красного до чёрного. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль «корпоративный гот» (англ. Corporate Slave Goth): чёрная деловая одежда, неброские украшения, сдержанный макияж.

Можно добавить только то, что в России не все готы одеваются так же, как и представители этой субкультуры в Западной Европе. Порой бывает очень сложно, а иногда невозможно достать подходящую одежду; часто готы работающие или учащиеся заменяют чёрные плащи простой одеждой. В большинстве случаев одеяние «тру гота» уместно лишь на концертах и на сходках.

Атрибутика го́тов. Готическая эстетика крайне эклектична по набору часто используемых символов, здесь можно встретить египетскую, христианскую, кельтскую, оккультную и прочую символику. Каких-либо универсальных, используемых всеми готами знаков или символов не существует — определяющими являются эстетические предпочтения конкретного гота. Украшения в подавляющем большинстве случаев серебряные, реже — из других, более дешёвых белых металлов (мельхиор, цинк). Форма и вид украшений весьма разнообразны, наиболее распространены кулоны, броши, кольца и перстни. Основным символом готической субкультуры традиционно является крест анкх, египетский символ вечной жизни.

Анкх вошёл в субкультуру после выхода на экраны фильма «Голод» с Дэвидом Боуи. Также часто используются и другие египетские символы, такие как «Глаз Ра». Эти элементы носятся и как традиционные украшения, и как нашивки на одежду или в макияже. Христианская символика используется реже, и по большей части — в виде обычных распятий, только в более «стильном», «готическом» исполнении. В частности, популярен крест св. Якова (крест-нож). Широко используются кельтские кресты и различные кельтские орнаменты (трикветр и т. п.). Достаточно обширно представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевёрнутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звёзды (оккультистские символы хаоса) и т. п. Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и тому подобные. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей, — множество различных их изображений (связь с вампирами и «готическим мировоззрением» очевидна) помещены на сотнях связанных с готами страниц в Интернете или же служат украшением самим готам.

Интересы, увеличения, пристрастия. На начальной стадии развития субкультуры пристрастие к готической музыке значило очень много, пожалуй, это и было основным критерием в те времена, но сейчас роль музыки в готической субкультуре несколько снизилась, по крайней мере, существует много людей слушающих готическую музыку и не являющихся готами и наоборот, готов не слушающих готическую музыку. Хотя следует отметить что готы, не слушающие готическую музыку, встречаются не так часто. Роль музыки в готической субкультуре остается немаловажной, но если раньше музыка для готов была основным "объединяющим фактором" то сейчас является всего лишь одним из многих. Существуют готические арт и литературные клубы, куда готы приходят на литературные чтения, а не послушать музыку, в интернет арт и поэтических готических сайтов не на много меньше, чем музыкальных станиц, и т.д. Естественно большая часть готов любит и хорошо разбирается в готической музыке (все же goth субкультура это порождение музыкальной сцены), и часто от степени "продвинутости" в области готической музыки зависит степень признания индивидуума в готической субкультуре, но все же данный критерий не может использоваться без наличия других.

Тафофилия - любовь к кладбищам, это один из аспектов танатофилии - здесь влечение к смерти появляется как любовь к прогулкам по кладбищам. Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит и к магии и оккультизму. Среди готов очень много язычников, поэтому не изумительно, что самые популярные оккультные традиции это различные pagan школы - Wicca (современная ведьмовская традиция, опирается на панъевропейский шаманизм, следует отметить, что Wicca это не язычество как таковое, но одна из его оккультных форм), Druids (друидизм, традиция пытающаяся возродить кельтские магические ритуалы), Asatru (оккультная традиция базирующаяся на скандинавском паганизме), и другие, из перечисленных наиболее популярной среди готов является Wicca, также встречаются готы, изучающие и пытающиеся возродить самые различные оккультные традиции - от Египетских и Иранских до Вуду и Каббалы. Кроме "исторических" традиций среди готов есть и телемиты, теософы и ариософы. В целом большая часть готов в той или иной степени интересуется оккультизмом, но, как вы видите, какой-то единой готической оккультной традиции не существует. Готическое мировоззрение само по себе не привязано ни к какой религиозной доктрине, так что в вопросе вероисповедания палитра достаточно  пестрая, как и у обычных людей.                                     

Одной из особенностей готического восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит и к магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного использования магических символов как элементов украшений у тех, кто не занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению магических таинств. Среди готов очень много язычников, поэтому неудивительно, что самые «популярные» оккультные традиции это различные языческие школы, друидизм, шаманство и другие.

Также встречаются готы, изучающие и пытающиеся возродить самые различные оккультные традиции - от египетских и иранских до Вуду и Каббалы. Кроме «исторических» (или претендующих на историчность) традиций среди готов есть и теософы (теософия - религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством и возможности непосредственного общения с потусторонним миром). В целом, большая часть готов в той или иной степени интересуется оккультизмом, но как можно заметить, единой оккультной традиции нет.

2.4 Характер данной субкультуры, религия, мировоззрение.

Характер (описание) данной субкультуры:

Формирование данной МНО и ее разновидностей протекало в составе, восьми состоявшихся разных молодежных движений с развитой субкультурой. Кроме того, субкультура готов с самого начала имела признаки неагрессивной и интеллектуализированной. Она во многом базируется на характерном для хиппи богемном образе жизни и эстетических принципах декаденства. Социальный институт «системной родни» прослеживается от хиппи через движение ролевых игр, в урезанном виде, более характерном для ролевого сообщества, со слабыми горизонтальными связями («братья», «сестры»). В еще более слабом виде этот социальный институт сохранился у панков. В связи с наличием сильной стратификации в сообществе готов (иерархического расслоения, где иерархия строится от готов – представителей дворовых полисубкультурных групп, до представителей интеллектуального направления – готов-декадентов), восприятие субкультуры представителями данного сообщества сильно рознится: от поверхностного до достаточно глубокого. Возникают локальные варианты, «редакции» субкультуры, ее элементами становятся новые нормы, ценности и т.д. Воздействием этих факторов объясняется имеющаяся тенденция к самоопределению, постоянное исследование вопроса о том, что есть готика, и каков должен быть «настоящий» гот («true goth»).

Этим же объясняется стремление готов к детальной проработке субкультурных норм и ценностей, вследствие чего у многих готов индивидуальное видение субкультуры имеет целостный характер.

У готов присутствует болезненный и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Подобная позиция приводит в действие механизм размывания субкультуры, так как искусственно увеличивает диапазон норм поведения, этики и эстетики. Эстетика готов базируется на панковской, ролевой и оккультной атрибутике. Одежда в стиле «унисекс» и декларируемая андрогинность готов иногда не дает возможность определить пол подростка-гота. Заметной частью субкультуры является «фетиш - эстетика, а для готов-вампиров – бисексуальное поведение. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения.

Примечание:

Приведенное сравнение субкультур хиппи и готов очень условное. В настоящее время из неагрессивных интеллектуализированных субкультур с богатыми культурными проявлениями известна только субкультура хиппи. Имеются все признаки того, что данная ниша начинает заниматься готами. Поэтому из этой области, кроме движения хиппи, готов более не с кем сравнивать.

Мировоззрение.

В основном люди думают, что готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к "темному" восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с миром (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Конечно же, все вышеперечисленное относится далеко не ко всем готам, но, по крайней мере, это дает понять, что имеется в виду под готическим мировоззрением. Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами. Типичными чертами готов являются "артистичность" и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов арта). Естественно, что "темное" восприятие мира не является вполне корректным объяснением для такого понятия как готическое мировоззрение. В принципе, наличие у индивидуума готического мировоззрения вполне корректное основание, для того чтобы считать его готом, даже если он и не отвечает остальным критериям.

Информация о работе Сравнительная характеристика поведенческих реакций неформальных групп