Сравнительная характеристика поведенческих реакций неформальных групп

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:02, научная работа

Описание работы

Цель:
1.Определить влияние на развитие личности подростков.
2.Сформировать представления о исследуемых МНО, с иной, внутренней стороны, указывая и считаясь с мнениями самих представителей рассматриваемых субкультур, принимая во внимание их субъективность и специфичность. Вести наблюдения за исследуемыми МНО.
3.Рассмотреть причины вступления подростков в рассматриваемые МНО.

Работа содержит 1 файл

NOU_NEFORM_GRUPP_pravleno.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Как и в любом другом виде кинематографа, разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста. Наряду с аниме, рассказывающими о параллельных реальностях и космосе, существуют аниме, описывающие исторические события, или даже воссоздающие повседневную жизнь главных героев в самом обычном Токио. Тем не менее, различные жанры накладывают различные отпечатки на сюжеты аниме, и зачастую определяют общую манеру построения или ключевые вехи сюжетной линии сериала.

Так, например, произведения, называемые «сёнэн-адвенчер» (shounen-adventure — приключения для парней) зачастую имеют предсказуемый канонический вид: большую часть сериала главный герой собирает команду сторонников и учится новым приёмам ведения боя, преодолевая при этом мелкие возникающие проблемы, чтобы в конце концов победить превосходящего по силам противника. После этого сериал либо заканчивается, либо возвращается к началу: обозначается более сильный, более опасный враг. Один такой цикл иногда называют аркой (от англ. arc). Примером классической shounen-adventure может служить «Rurouni Kenshin» — эпос о Химуре Кэнсине, самурае времён реставрации Мэйдзи, умеющем, но не желающем больше убивать.

Распространено также нестандартное скрещивание привычных шаблонов. Например, комедия/боевик «Стальная тревога» повествует о молодом, но бравом вояке Сагаре Сосуке, которого определили на учёбу в школу — охранять потенциальную жертву. Гармоничное переплетение школьных комедийных сценок и серьёзного военизированного сюжета компенсирует недостатки обеих линий по отдельности.

Несмотря на обилие сериалов, сделанных по канонам жанра, не убывает и количество оригинальных, не поддающихся точной классификации произведений. Примером сериала с нестандартной сюжетной линией может служить «GANTZ» — боевик, главные герои которого — Кэй Куроно и Масару Като — погибли под колёсами поезда метро, но были воскрешены неподвижным чёрным шаром, занимающим половину комнаты в токийской гостинице — для того, чтобы участвовать в жестокой игре на выживание, выйти из которой можно, лишь заработав 100 очков.

Вселенные, в которых происходит действие сериалов, могут принимать любые формы, от классических фэнтези-миров до популяризованных американскими авторами киберпанка («Ghost in the Shell», «Serial Experiments Lain») или стимпанка («Fullmetal Alchemist», «Стимбой»). Истории фантастических миров могут серьёзно отличаться от привычной нам: так, в аниме «Fullmetal Alchemist» вместо физики развито искусство алхимии, в Аниме «Trigun» действие происходит в далёком будущем, на пустынной планете, среди останков потерянных технологий. Сериал «Волчий дождь» рисует постапокалиптический мир, в котором люди однажды проиграли сами себе и оставили огромные поля сражений, усеяные скелетами боевых механизмов.

Большая часть аниме-сериалов обладает ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служит не просто для развлечения. Режиссёр образами создаёт подходящий эмоциональный фон для передачи своих мыслей. Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека. Различный возраст целевой аудитории зачастую влияет на идейный подтекст произведения: shounen-adventure, обычно адресуемые юношам старше двенадцати лет, чаще содержат «простой» эмоциональный ряд (не сдаваться, защищать друзей, и т. д.) с меньшей проработкой деталей, чем философские или психологические произведения для взрослых. «Простота», однако, не означает, что идеи таких сериалов «детские» или даже «наивные», «максималистские» — или что такие сериалы не рассчитаны на старшее поколение. В более серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы эскапизма, одиночества и разделённости людей, религии.

Аниме действительно отличается от того, к чему все привыкли, по своему содержанию: в нем с необычной легкостью и беззастенчивостью оголяется психология человека, его глубоко личные чувства, персонажи нередко произносят вслух то, о чем в обычной жизни не желательно даже думать, сама сюжетная линия может быть напрямую связана с ответом на философский вопрос, на который, как мы привыкли считать, нет ответа, а может затрагиваться какая-то больная для всех тема, и что не редкость, в очень неожиданном аспекте.

1.3 Разновидности направлений в аниме: по целевой аудитории, по антуражу и технологии.

Как уже было упомянуто выше, аниме делится по целевой аудитории.

Можно сформировать пять подвидов, из которых в Европейских странах распространены только три.

  • Кодомо, полностью кодомомукэ манга (яп. 子供向け漫画) и кодомомукэ аниме (яп. 子供向けアニメ) — манга и аниме, предназначенные для детей (до 12 лет). Отличительная особенность этого жанра — в его «детскости», отсутствует (иногда просто сильно упрощено) идейное наполнение. Сюда же можно добавить характерный рисунок. Часто кодомо-аниме очень близко к европейской или американской анимационной школе и сильно отличается от других видов аниме не только по рисунку, но и по построению сериала. Более того, неопытный глаз вряд ли отличит работу японских мастеров от других работ того же плана. Однако, все мультсериалы такого рода, при условии, что они создавались в Японии, принято считать одной из разновидностей аниме. Кодомо обычно рисуется без проявлений жесткости и грубости, часто несёт развлекательный характер. Примерами таких работ являются «Пчёлка Майя», «Грендайзер», «Гонщик Спиди».  Именно аниме такого типа было впервые показано в странах СССР в 80-х годах.
  • Сёнэн — аниме для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет). Основные признаки жанра: быстрое развитие и ярко выраженный динамизм сюжета (особенно в сравнении с сёдзё). Произведения содержат множество юмористических сцен, основываются на темах крепкой мужской дружбы, любого вида соперничества в жизни, спорте или в боевых искусствах (например, Dragon Ball Z, Rurouni Kenshin). Девушки и женщины в сёнэн аниме часто изображаются преувеличенно красивыми и сексуальными, такое гипертрофирование служит для наилучшего проявления мужественности главных героев. Как вариант, множество красивых девушек стараются привлечь внимание одного героя (Tenchi Muyo!, Love Hina,Rosario+Vampire). Соответственно, поджанрами жанра сёнэн являются сэнтай, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей (традиционно из 5 человек), борющихся с кем-либо или с чем-либо; спокон, повествующий о юных спортсменах, добивающихся успеха путём воспитания в себе воли к победе; гарем, в котором персонаж мужского пола оказывается окружён большим количеством женщин. Для юношей более старшего возраста (например, студентов) существует отдельный жанр «сэйнэн». Подобное аниме пользуется большой популярностью у учеников старшей школы и студентов СНГ,  часто переводится и озвучивается в домашних условиях. Имеет значительное влияние на психику современных юношей, так как японские шаблоны не всегда применимы к окружающей реальности. В целом такое влияние можно отнести к положительному, воспитывающему в зрителях высокие моральные ценности, чувство юмора и целеустремленность.
  • Сёдзё — аниме и манга для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет). В сюжете сёдзё аниме, как правило, присутствуют любовные отношения разной степени близости, в зависимости от возраста целевой аудитории, большое внимание уделяется развитию образов персонажей. Как характерные черты можно отметить: преувеличенная условность рисунка (гротеско-юмористическая) или же, наоборот, утончённо-романтическая. Герои мужского пола выделяются внешними данными (Weiss Kreuz). Поджанром сёдзё является махо-сёдзё, рассказывающий о приключениях девочек, наделённых магической силой (например, «Сейлор Мун»). Реже встречается гарем, когда одна девушка окружена парнями. Имеет немало поклонников за пределами Японии, при этом интерес к «романтике» проявляют не только девушки, но и юноши. Основной идейной ценностью является проблема «взаимоотношения полов», помогающая подросткам находить правильные решения. Оказывает положительное влияние на психику зрителя, но нередко уводит его от реальности.
  • Сэйнэн — аниме или манга для взрослых мужчин (от 18 до 25-40 лет). Характерными чертами этого жанра являются элементы психологии, сатиры, эротики, больше внимания уделяется развитию персонажей. Сэйнэн иногда путают с сёдзё, однако произведения в этом жанре реалистичнее и мрачнее (Maison Ikkoku, Ghost in the Shell), а сюжет не завязан на романтической истории, хотя любовная история может присутствовать (Monster). В редких случаях аниме или манга в жанре сэйнэн нацелены на бизнесменов в возрасте более 35-40 лет.
  • Дзёсэй — аниме или манга для женщин. Сюжет чаще всего описывает повседневную жизнь женщины, живущей в Японии. С самого начала, часть повествования отводится под события из школьной жизни главной героини (именно в это время она знакомится с другими действующими лицами и происходит завязка сюжета). Стиль рисунка используемый в дзёсэе немного более реалистичен чем в сёдзё, однако сохраняет в себе некоторые его характерные особенности. Опять-таки, в отличие от сёдзё, любовные отношения изображены в дзёсэе значительно более проработано (Paradise Kiss, Honey and Clover).

По антуражу и технологии аниме делится на паропанк, постапокалиптику, фентези, романтику и т.д. (приложение 2).

 

1.4 Подвиды анимешников.

До сих пор нет определенной классификации анимешников, есть несколько общепринятых понятий и большое количество небольших подвидов. В представленной работе будет проведена классификация, основанная на поведении индивидуумов. Она является весьма относительной, а поведение анимешников, относящихся к той или иной подгруппе имеет чисто номинальное значение.

Каваисты-  такие анимешники чаще всего относятся к первой и второй возрастным категориям. Обладают такими качествами, как оптимизм, влияние аниме на психику ограничено неудержимым интересом к Японии, специфичным стилем одежды и появлением в речи определенного количества сленговых слов. В поведении очень часто встречается искусственно выработанное детское мировоззрение. Речь каваиста пестрит разными непонятными словами вроде “ня”, или – производным от междометия “ня” – “няк”. В знак выражения своей радости или хорошего расположения к вам слово может растягиваться (“няяяяяяк”) или (высшая степень хорошего расположения духа или при глубоком раздумье) многократно повторяться (няк-няк-няк). При неуверенности в своих словах анимешник-каваист может выдать вам абсолютно непонятное для вас “нэ” в конце предложения. Иногда междометие может стоять особняком и тогда означать вопрос. Представителями могут быть подростки разного социального статуса, но чаще всего это юноши и девушки отличающиеся эскапизмом и смышленостью. Обладают чувством юмора и гибкой психикой.

Отаку (яп. おたく или オタク) — человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. В Японии данному смыслу соответствует аббревиатура «аниота» (яп. アニオタ) — «аниме» (яп. アニメ) + «отаку» (яп. オタク).

Слово «отаку» в Японии имеет сильно негативную окраску; называть так собеседника невежливо, если только он сам себя так не называет. Однако в других странах фанаты аниме и манги часто называют себя «отаку», понимая под этим отнюдь не помешанного фаната, а лишь преданного поклонника. Однако и там встречаются поклонники аниме, знающие о японском значении этого слова и потому не любящие, чтобы их называли «отаку». В связи с этим слово стало записываться катаканой, чтобы отличать от お宅 отаку, которое по-прежнему обозначает дом собеседника в вежливой речи.

Косплейщики- представителями являются все три возрастные группы. Участники косплея отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут и заказываться в ателье или покупаться готовыми (в Японии, например, бизнес производства костюмов и аксессуаров для косплея поставлен довольно широко).  Косплеем в основном занимаются девушки, так как рукоделие, для него необходимое, легче дается особам женского пола. Чтобы заниматься косплеем нужно, во-первых, сделать костюм одного из персонажей аниме или компьютерной игры, на которого анимешник внешне похож (или не очень похож, но он ему нравится), во-вторых, конечно, желательно, но, в принципе, не обязательно иметь повод надеть этот костюм, как, например, вечеринка или фестиваль, и, наконец, в-третьих, хорошим тоном считается вести себя в соответствии с характером персонажа, которого ты изображаешь. Помимо таких специфических увлечений, часто отаку и им подобные люди имеют и другие наклонности, требующие от них времени и усилий.

Нарутофаны- анимешники не признают представителей нарутофанов «своими». Эти люди интересуются не аниме, а определенными японскими рисованными сериалами онгоингами. Кроме фанатов Наруто также существуют фанаты многосерийного аниме Блич (Bleach) и Ван Пис (One peace), которые не обладают достаточным объемом просмотренного аниме, чтоб именоваться анимешником.

Ковайщики- любители ужасов, жестокостей в аниме. Не смотря на специфику предпочитаемого аниме в жизни очень миролюбивы и даже добродушны.

Хентайщики- любители аниме, в котором показаны сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Чаще всего это представители второй и третей возрастных категорий.

Яойщики (яойщицы)- любители аниме, в котором показаны сексуальные отношения между двумя мужчинами. Кроме того яойщицами называют (чаще всего любителями подобного аниме являются девушки) любителей аниме, в котором показаны лишь любовно-романтические отношения между двумя юношами, однако грамотно их можно было бы назвать «сёнен-айщицами» в соответствии с жанром аниме.

Юрийщики (юрийщицы)- любители аниме, в котором показаны сексуальные отношения между двумя девушками. В отличии от яоя, здесь зрители не разделены по половому признаку. Кроме того юрийщиками называют еще и любителей любовно-романтических отношений между девушками, однако грамотно их можно было бы назвать «седзе-айщиками» в соответствии с жанром аниме. Седзе-ай, как и сенен-ай пользуется популярностью у женской аудитории.

Яойщики и юрийщики встречаются во всех возрастных группах, и под действием подобного аниме могут происходить психические изменения у представителей первой возрастной категории. В следствие этого в первой и второй возрастной категориях имеет место бисексуализм.

Муняхи - это поклонники, широко известного анимационного сериала «Sailor Moon», которые, наверно, по количеству уступают только группе начинающих анимешников. Надо сказать, что так называемое явление «мунизма» заслуживает отдельного исследования, потому что это очень интересный феномен, так как чаще всего он носит транзитный характер, и проявляется практически только у молодых девушек до 17-18 лет, которые стремятся внешне вести себя как можно более инфантильно. Это в большей степени объясняется характеристиками персонажей, которым в жизни стремятся подражать муняшки. В толпе анимешников их сложно перепутать, так как они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы (белые гольфы, короткая юбка, сандали и т. д.).

Позеры- они существуют во всех субкультурах и искренне неприятны любому представителю какой-либо неформальной организации. Позером называется тот, кто называет себя представителем той или иной субкультуры, однако по сути не является им. В рассматриваемой субкультуре позером является человек, не просмотревший достаточного количества аниме.

1.5 Взгляды и интересы анимешников.

Интересы анимешников

В зависимости от категории и подгруппы у анимешников могут существовать абсолютно противоречивые взгляды и интересы. Они зависят исключительно от характера и личности определенного индивидуума, однако можно выявить несколько общих течений, которые привлекают представителей исследуемой субкультуры.

А) Японизм.

Анимешникам младшей и средней возрастных категорий свойственен интерес к культуре Японии. Они изучают традиции и обычаи страны- производительницы аниме. Некоторые изучают язык, литературу. Достаточно занимателен тот факт, что при произнесении слова Япония и производных от него анимешники оживляются. Другими представителями течения японистов являются отаку. Зачастую достаточно образованы в вопросах японской культуры и повседневной жизни, а также внутренней географии, истории и идеологии. Встречается такое, что по окончании учебы анимешники стремятся уехать в Японию.  Если обобщать, то такой интерес достаточно положительно влияет на эрудированность в определенных вопросах, однако из-за просмотра аниме восприятие Японии несколько идеализированно.

Б) Творчество.

Анимешники очень часто являются творческими личностями всевозможных направлений. Часто встречаются анимешники- художники, в свободное время занимающиеся фан-артом. Они не только рисуют полюбившихся персонажей, но и пытаются нарисовать мангу. Почти все анимешники первой и второй категорий обладают начальными навыками рисовки (глаза, лицо, прическа). Фан-артеры, умеющие хорошо рисовать очень тепло принимаются в круг анимешников, что, в прочем, обязывает их совершенствовать свои умения.

Представители исследуемой неформальной культуры также склонны к музыкальному творчеству- игра на различных музыкальных инструментах и пение. Нередко на сходках можно встретить группку людей, слушающих игру на гитаре и исполняющих как японские песни (опенинги из аниме) и русские песни.

В) Музыка

Из анкетирования было выведено, что большинство анимешников слушает рок, альтернативу, фолк и ОСТы из аниме. Кроме этого пользуются популярностью японская музыка (j-rock и j-pop). По таким результатам можно судить, что представителей данной субкультуры разносторонни, но предпочитают песни со смыслом и глубокими эмоциями.

Взгляды анимешников.

В данной работе будут рассмотрены взгляды анимешников на религию, политику, моральные идеи и связь этих взглядов непосредственно с аниме.

А) Религия.

В некотором роде аниме влияет и на принятие религии. Примером этого является такой факт: после показа аниме «Hellsing» внимание анимешников к себе привлекли одновременно две ветви христианства - католицизм и протестантство, между которыми в вышеупомянутом аниме шло активное противостояние. Большео количество православных христиан, что обуславливается распространенностью данной религии в странах СНГ. Кроме того среди японистов можно встретить синтоистов. Большая часть анимешников- атеисты и агностики, что обуславливается тематикой просматриваемой анимации и спецификой жанров. Невелико количество буддистов, в рассматриваемой субкультуре не были выявлены мусульмане и иудаисты.

Информация о работе Сравнительная характеристика поведенческих реакций неформальных групп