Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:04, контрольная работа
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.
Объективная
основа убеждения — истинность постулатов,
а психологическая предпосылка
— мотивационная
Психологический барьер, препятствующий формированию убеждений, — предубеждение, предвзятость. Индивид может и не осознавать своей предвзятости и расценивать интуитивное неприятие нового общения как проявление его объективной несостоятельности. Убеждению препятствуют и предрассудки — некритическое усвоение распространенных в данной социальной среде шаблонных суждений, стереотипов.
Условие эффективного убеждения — высокий нравственный и интеллектуальный авторитет воздействующего лица. При этом в процесс убеждения неизбежно включаются и механизмы внушения.
Разновидность неаргументированного социального взаимодействия — подражание (следование примеру, образцу). Подражание - одно из средств социального научения, овладения социальным опытом. Ребенок подражает наиболее доступным его пониманию социальным образцам. В подростковом возрасте подражание связано со стремлением индивида к ориентации на наиболее авторитетное лицо, выступающее в качестве социального эталона.
Подражание может быть внешним и внутренне мотивированным, осмысленным. На внешнем подражании основаны такие социально-психологические явления, как обычаи и мода.
Одной из распространенных форм психического взаимодействия является конформность (от лат. conformis — уподобление). Конформность — уподобление требуемым социальным стандартам, уступка личности социальному давлению.
Если подражание — воспроизведение тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, то конформность — подчинение даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям данной личности. Конформные индивиды — лица, испытывающие повышенное влияние со стороны других значимых лиц.
Неподчиненность личности стандартным нормам называется нонконформностью. Нонконформность может быть основана как на идейной высшей принципиальности личности, так и на анархическом отрицании социальных норм и законов. (Та и другая формы поведения называются отклоняющимся — девиантным поведением.)
Форма диффузного, подсознательного психического взаимодействия людей — психическое заражение: процесс передачи повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому в психически напряженной обстановке, циркулярно нарастающее массовое эмоционально возбужденное состояние. Массовое психическое заражение ведет к распаду социально-нормативной организации поведения, резкому- снижению социальной ответственности, доминированию социально-диффузного поведения.
Бесчинствующая толпа футбольных болельщиков, паническое состояние толпы, экзальтированное единство митингующих масс — таковы проявления психического заражения. Возникая в условиях массового взаимодействия, психическое заражение остается по существу межличностным взаимодействием на подсознательном уровне, многократно усиливающимся в условиях толпы.
Так,
состояние массового страха или
агрессивности блокирует
Личность пассивно увлекается водоворотом бурно текущих событий, утрачивает адекватность психического отражения действительности. (Четыреста тысяч американцев засвидетельствовали появление марсиан, когда 30 октября 1938 года возник массовый психоз в связи с радиоинсценировкой по книге Г. Уэллса «Война миров».)
Внезапно возникшее острое эмоциогенное событие, затрагивающее актуализированные интересы неорганизованной массы людей, вызывает плохо контролируемые, импульсивные массовые реакции, служащие пусковым механизмом спиралеобразного возрастания массового психического самовозбуждения.
4. Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении
Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феномена малого стресса, к «выгоранию персонала». Состояние «выгорания» характеризуется неадекватностью поведения, повышенной нервозностью, возникновением жестокости в межличностных отношениях.
«Выгоранию» особенно подвержены лица, работающие в социальной сфере, постоянно взаимодействующие с людьми (продавцы, кассиры, учителя, врачи, работники правоохранительных учреждений, государственного аппарата). При этом приглушаются эмоции сочувствия, сопереживания, снижается терпимость.
Возникают неспровоцированные конфликты с клиентами, ироническое к ним отношение, пренебрежительные реакции на их обращения. Вместо исполнения элементарных обязанностей на клиента нередко обрушивается крик, и даже ругань. Если же клиент и сам уже «выгорел», дело доходит до крупных скандалов.
В случае длительных неурядиц, систематических неприятностей явление «выгорания» достигает личностно опасных пределов — происходит дезориентация индивида в системе базовых социальных ценностей. Человек остается как бы с «выгоревшим» человеческим нутром. И до совершения страшных злодеяний остается один шаг! Достаточно незначительного повода.
Профилактика преступности должна начинаться с широкой социальной системы предотвращения вышеуказанного «выгорания» человеческих душ. Человечность поведения индивидов зависит от человечной организации жизнедеятельности общества, от учета и оптимизации человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Обществу необходима специальная социально-психологическая служба профилактики массовых стрессов. Каждый руководитель обязан специально заниматься созданием такого психологического климата в своем учреждении, который предотвращал бы «выгорание» человеческих душ.
Стрессогенна повышенная скученность людей. В условиях скученности человек стремится создать ячейку личного пространства, сохранить определенную личную дистанцию от других людей. В общественных помещениях люди обычно занимают места у стен, окон, в задних рядах.
В длительно перенаселенном пространстве, в условиях тесноты возникают психические напряжения: у мужчин проявляются признаки агрессивности, у женщин — признаки нервозности. Возникает феномен обезличивания, социальной деидентификации, притупляется чувство сострадания. Социальные нормы становятся уязвимыми, возникает эффект «апатии наблюдателя» — индифферентность к страданию отдельных индивидов. (Такое снижение социальной ответственности в условиях диффузной социальной группы называется групповым игнорированием.)
Состояние психического напряжения возникает и в условиях длительной групповой изоляции. В подводном плавании, космических полетах, на полярных станциях, маяках, в различных экспедициях и тюремных камерах часто возникает состояние психической дестабилизации, характеризующееся повышенной нервозностью, конфликтностью межличностных отношений. В этих условиях происходит деперсонализация личности, возникают аутопсихические нарушения (утрачивается адекватность самоотражения).
При
невозможности уединения
Утрачивается способность к интуитивному пониманию окружающих, возникает склонность к агрессивным действиям.
Еще большие психические сдвиги происходят в условиях длительной одиночной изоляции. Длительное лишение человека социального общения ведет к распаду личности, резко ухудшается ее способность к речеобразованию и абстрактному мышлению1. Длительное пребывание в камерах одиночного заключения нередко вызывает состояние реактивного психоза.
М. Н. Гернет в своем труде «История царской тюрьмы» (1961) ярко описывает ту ужасную пытку, которую доставляет длительное одиночное заключение. На десятки лет заточались в мрачные одиночные камеры так называемые «государственные преступники». Заживо погребенные! За двадцать лет пребывания в одиночной камере Шлиссельбургской крепости участница «Народной воли» Вера Фигнер ни разу никем не была окликнута по имени! Мертвая тишина зловеще оберегалась тюремщиками. Не слышно было даже их шагов!
Декабрист Г. С. Батеньков просидел в той же крепости более двадцати лет, не видя никого. По выходе из тюрьмы он утратил способность к общению. Все его взаимоотношения были уже замкнуты на самого себя! Такова расплата за самое страшное наказание человека — за лишение его человеческого общения, выбрасывание из человеческой ниши.
Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным.
Кооперация — основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий. Кооперативная деятельность характеризуется высоким уровнем мотивации, коллегиальностью в принятии решений, готовностью к восприятию и введению инноваций (новообразований).
Взаимодействие в условиях противоборства — конкуренция — характеризуется вовлеченностью в борьбу, стремлением превзойти конкурента. Однако открытая война здесь еще сдерживается общепринятыми правилами.
Активное ущемление интересов сторон порождает конфликт (от лат. conflictus — столкновение).
5. Психология конфликта
Конфликт — противодействующее состязание сторон с разнонаправленными интересами. Конфликты возникают в результате столкновения противоречивых тенденций в деятельности отдельных людей, групп, социальных структур и проявляются в форме конфронтации идей, борьбы за извлечение различных выгод, монопольное господство в определенных сферах деятельности.
Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому подавлению партнера, его дискредитации и унижению. Обострение конфликта сопровождается увеличением количества проблемных ситуаций.
Различаются антагонистические (непримиримые) и агонистические (примиримые) конфликты. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможного решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению.
Конфликты могут быть мнимыми (имитированными) и реальными. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально конфликтной форме. Возникающее при этом «сужение сознания» подавляет в индивидах чувство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта, а победа над оппонентом часто оказывается «пирровой победой».
В межиндивидных конфликтах и в конфликтах между малыми группами происходит противостояние интересов, реализуемое в борьбе противоборствующих сторон. В конфликтах между большими группами сталкиваются настроения и общественные мнения.
Конфликты могут возникать по горизонтали (внутри социально однородных структур) и по вертикали. Но во всех случаях конфликт порождает отчуждение, противоборство и во многих случаях — вражду и ненависть.
Возникнув в одной сфере отношений, конфликты распространяются и на другие сферы, порождая систему новых противоречий.
Конфликтные ситуации могут быть реальными и нереальными, возникшими в результате их неадекватного отражения взаимодействующими сторонами. Нередко преувеличиваются размеры возникших противоречий, частным противоречиям придается гипертрофированное значение, недооцениваются простые пути их разрешения.
В ряде случаев возникает ситуация мнимого конфликта, когда стороны вступают в противоборство из-за ложных противоречий. Такие конфликты могут быть вызваны неадекватной оценкой намерений другой стороны, неправильной интерпретацией ее действий. Нередко люди не понимают смысл речевых сообщений, вырывают сообщение из его контекста.
Порой к конфликту приводят даже не действия другой стороны, а ее негативный психический потенциал, возможность враждебных действий — возникают конфликты по ошибке. И действительно, конфликтное противоборство зарождается уже в ходе ранее возникшего мнимого конфликта. Многие мнимые конфликты возникают у лиц, психически ослабленных или чрезмерно возбудимых.
Информация о работе Способы и приемы снятия психологических барьеров с разными категориями людей