Способы и приемы снятия психологических барьеров с разными категориями людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Психология оригинал.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

  Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные — сокращают это количество.

  Бегающий  или «липкий» взгляд свидетельствует  о психических акцентуациях и аномалиях. Присматривайтесь к взглядам, мимике и жестам людей, чтобы лучше понять их и лучше взаимодействовать с ними. Помните, что, и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и  скрытности, приближенности и отчужденности, культурности и малокультурности.

  Вступая в общение, люди более или менее осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролируют ход общения, используют различные средства влияния на психическое состояние партнера, стремятся создать определенное впечатление о себе.

  На  начальном этапе общения люди, как правило, распознают актуализированные потребности друг друга и на этой основе налаживают психологический (коммуникативный) контакт. При этом оцениваются личностные качества партнера, избирается ситуативно-оправданная форма общения, используются соответствующая техника общения, система приемов общения, осуществляется преднастройка партнера на достижение цели общения.

  Вербальные  и паравербальные средства общения  должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Слова, построение фраз, мимика, жесты, поза могут располагать к общению или затруднять его. Многие эмоционально-экспрессивные проявления могут быть подсознательными и выдавать скрытые цели общения. Обмолвки, речевые затруднения, проговорки также свидетельствуют о подсознательной направленности субъекта общения.

В процессе общения  широко используется обратная связь  реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно, и специальное провоцирование этих реакций для прояснения  позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит и в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции.

  Многие  профессии (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.

    2.  Психология межличностных  отношений

  Межличностные отношения — субъективно  переживаемые взаимосвязи людей и их взаимовлияние. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к коммуникации и социально-психологической рефлексии. Межличностное взаимодействие обусловлено психологическими механизмами социальной перцепции и каузальной атрибуции.

  Социальная  перцепция — социальная обусловленность восприятия социальных объектов — людей, этнических групп и т. д. При этом осуществляется так называемая каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attributio — придаю, наделяю) — субъективное объяснение причин и мотивов поведения других людей, субъективная интерпретация их личностных качеств.

  Существуют  устойчивые установки  людей в отношении  друг друга — аттитюды. Воспринимаемый социальный объект включается в смысловую систему имеющихся у данного человека связей. При сходстве или взаимодополнительности отдельных качеств у общающихся людей возникают положительные установки; при неприемлемых качествах, психологической несовместимости — отрицательные установки.

  Воспринимаемый социальный объект также не пассивен — он стремится создать определенное впечатление о себе, формирует свой образ имидж, отражающий социальные ожидания определенных социальных групп, обеспечивающий успех взаимодействия. Воздействуя на партнера по общению, люди, как правило, стремятся создать впечатление, благоприятное для достижения своих целей, делают стереотипные умозаключения в отношении Поведения и внешнего облика партнера по общению.

  Внешний облик человека интерпретируется как комплекс Многочисленных информационных сигналов о его национальной и социальной принадлежности, психических качествах, уровне Культуры и т.п.   Воспринимая друг друга, люди делают выводы о характере и психическом состоянии партнера, его коммуникативных и деятельностных качествах.

  Если  первое впечатление о человеке благоприятно, то возникает тенденция положительной оценки и всех его последующих поступков («эффект положительного ореола»).

  Если  же первое впечатление отрицательное, связано с неприятными проявлениями в поведении личности, то в оценке ее последующего поведения будет преобладать, как правило, негативная тенденция («эффект отрицательного ореола»).

  Оценки  поведения других людей часто  не только поспешны, предвзяты, но и  алогичны. Те или иные причины поведения  преувеличиваются или преуменьшаются. Оценки и самооценки мужчин и женщин не идентичны.

  Мужчины, как правило, характеризуют себя и других в категориях качеств, женщины — в категориях состояний. Свои особенности женщины склонны объяснять ситуативными факторами. Несколько по-разному интерпретируют мужчины и женщины даже эмоциональные мимические проявления. Там, где женщины видят возмущение, мужчины усматривают решительность.

  Чем многомернее личностная структура индивида, тем более пластичны его отношения с действительностью, тем менее он склонен к полярным оценкам, видение мира им более дифференцированно. Ограниченные индивиды примитивизируют социальные объекты.

  Во  взаимодействии людей проявляется  не только оценочная система личностей, но и тип их интеллекта. Так, эмпирический тип жестко привязан к частностям, деталям, он с большим трудом усваивает системную организацию явлений, их разноплановость и динамичность. Мотивы поведения других людей он склонен примитивизировать. Абстрактный тип склонен к отвлечению от частностей.

  Разные  оценочные критерии актуализируются  в условиях сотрудничества и противоборства. В условиях конфликта доминирует направленность на выявление слабых мест противника.

  Разностатусное  положение субъектов  общения также определяет характер их взаимных оценок. Начальник ценит подчиненного за одни качества, а подчиненный начальника — за другие, причем внешние признаки руководителя оцениваются особенно тщательно. Особо выделяются признаки, свидетельствующие о тех качествах руководителя, которые значимы для подчиненного.

  Соответствующие схемы использования внешних  сигналов существуют во всех межролевых отношениях. В каждой более или менее типичной ситуации люди ожидают друг от друга определенных поведенческих проявлений. Оправдание этих ожиданий вызывает удовлетворение,   неоправдание — чувство  досады,   разочарования и  неприязни. Люди любят подтверждение своих высоковероятностных прогнозов. Они предпочитают реагировать на социальную среду привычным образом, доверяясь своим установкам.

   В опытах А. А. Бодалева одна и та же фотография человека вызывала диаметрально противоположные предположения о его нравственно-психических качествах в зависимости от предварительной ориентации испытуемых в отношении социального статуса человека.

   Социальная перцепция подвержена стереотипизации. Расхожие штампы часто деформируют восприятие человека человеком, ведут к неадекватным интерпретациям.

   На  основе взаимооценок у людей формируются  соответствующие социальные эмоции — чувства. Возникает явление аттракции (от англ. attract — привлекать, притягивать) — эмоциональная насыщенность межличностных отношений.

   У каждого человека имеется своя мотивационная  система, определяющая его предпочтения в межличностных отношениях. Индивид ранжирует окружающую социальную среду по различным основаниям. В диффузных сообществах люди выражают предпочтение в зависимости от эмоциональных внешних проявлений партнеров по общению. Устойчивая совместная деятельность вызывает переориентацию отношений в зависимости от моральных и деловых качеств партнера.

   Субъективно обусловленные отношения  возникают между  представителями различных этнических групп (межэтнические отношения). В зависимости от культурно-бытовых условий жизни, актуализированных интересов эти отношения могут быть дружественными, нейтральными или конфликтными. Существенное значение приобретают стереотипы, установки и предрассудки, сформированные в процессе социализации индивида.

   Наряду  с этим у каждого человека имеется  установка по отношению к самому себе — «Я-концепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов:

  • когнитивного — образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость;
  • эмоционального — самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.;
  • притязательно-волевого — желание самоутверждения, признания своих достоинств другими людьми.

   Человек познает себя во взаимодействии с  другими людьми, находящимися на различных  социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию.

   Большинство людей ведут себя в соответствии со своими поведенческими установками. Заранее планируя определенный результат  общения,  они своим поведением его и провоцируют.

Человек обидчивый обычно ведет себя так, как будто его уже обидели, а человек агрессивный не пропустит ни одного повода, чтобы не «дать отпор».

  На  передний план люди выдвигают те свои качества, которые больше всего ценят  в себе. Нередко они рядятся  и в чужие «поведенческие шкуры», подражая непререкаемым авторитетам. Нередко запускаются и «пробные шары» — поведенческие приемы, провоцирующие желаемое поведение партнера.

  Около 70% информации о партнерах по общению  человек получает по внешним, непосредственно наблюдаемым особенностям их поведения: по мимическим, пантомимическим, темпоритмическим, вокально-интонационным характеристикам. И далеко не все преуспевают в «чтении» других людей.

  Многие  из внешних поведенческих проявлений человека условны, они понятны лишь в случае, если известны код используемого этикета, культурно-этнические нормы данной общности. Информационно закрытый тип человека с «непроницаемым лицом» обычно производит неприятное впечатление.

  Особой  сферой коммуникативного поведения  является общение человека с самим собой — аутокоммуникация. В общении человека с самим собой объективное, социальное взаимодействует с субъективным, происходит противоборство между различными личностными инстанциями: человек может «взять себя в руки» или подчиниться страстям и влечениям.

  В любом случае он получает у самого себя санкцию на соответствующее поведение. И техника его поведения всегда соответствует одобряемому им содержанию. Человеческое поведение можно сравнить со звучанием большого оркестра — в его поведении участвует множество инструментов, но все они играют ту музыку, которая нужна данному индивиду.

  Каждая  личность склонна  признавать свои особенности  нормой, а особенности других людей — отклонением от нормы. Между тем внешние стороны поведения нередко лишь маскируют подлинные мотивы и цели поведения. Только специальные методы диагностики (контент-анализ, факторный анализ, личностные тесты, метод групповой оценки личности и др.) позволяют выявить объективную сущность субъективных поведенческих проявлений.

  Определенные  впечатления формируются на основе внешнего выражения человеком своих  эмоций (позы, мимики, экспрессии движений), однако и здесь следует опасаться  поспешных суждений. Понять другого  человека можно лишь анализируя его  поведение в различных условиях, когда сбрасываются ситуативные маски.

Информация о работе Способы и приемы снятия психологических барьеров с разными категориями людей