Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:04, контрольная работа
Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.
Часто общение между близкими людьми более затруднительно, чем общение с людьми малознакомыми. Это объясняется тем, что чем лучше мы знаем человека, тем больше мы знаем то, что неприемлемо для него. Лучше понимают друг друга люди, имеющие общую ценностную ориентацию. Но только духовная общность — основа долговечного единения.
Каждый человек имеет свои масштабы измерения других людей. Познавая другого человека в процессе общения, индивид определяет возможную стратегию его поведения и стремится к адекватному построению собственной поведенческой стратегии. При этом учитывается и то, как данная стратегия будет оцениваться партнером по общению, — возникает явление социальной рефлексии. Люди заботятся о том, чтобы их образ занял достойное место во внутреннем мире тех, с кем они активно взаимодействуют.
Когда Иванов беседует с Петровым, то в этой обстановке витают тени восьми человек: № 1 — Иванов, каким он является в действительности, № 2 — Иванов, каким он сам себя представляет, № 3 — Иванов, каким его воспринимает Петров, № 4 — Иванов, каким он представляет свой образ в сознании Петрова, № 5 — Петров, каким он является в действительности, № 6 — Петров, каким он представляет себя, № 7 — Петров, каким он воспринимает Иванова, № 8 — Петров, каким он представляет свой образ в сознании Иванова.
Нередко эффективность общения резко снижается из-за непонимания мотивов поведения партнеров, а еще чаще — из-за неправильной интерпретации мотивов. Возникают взаимные претензии и обиды, высказываются несправедливые оценки. Приписываемые характеристики (атрибуции) часто зависят от ранее сформированных предвзятых оценок.
В процессе общения люди стремятся к утверждению своих достоинств, к «поглаживанию» — по выражению Эрика Берна, считающего эти «поглаживания» единицей социального действия. При этом они прибегают к типичным для них схемам общения: принимают позицию «родителя», «взрослого» или «ребенка».
Занимая позицию «родителя», люди имитируют схемы поведения, усвоенные ими от родителей.
Продуктивное деловое общение происходит в тех случаях, когда общение осуществляется в однотипной поведенческой схеме. Реализация межличностных отношений предполагает ожидаемую реакцию. Она становится, в свою очередь, стимулом для дальнейшего общения.
У разных индивидов отмечается склонность к излюбленным темам общения. Это и создает основу установления с ними психологического контакта.
В процессе общения необходимо учитывать тип личности, ее экстраверсированность или интроверсированность — обращенность к широкому полю действительности или пристрастность к углубленному анализу своего внутреннего мира. Существенны также жизненные позиции общающихся.
Жизненные позиции индивида зависят от его прошлого, биографических событий, личностно-компенсаторных тенденций. Эти позиции ревниво охраняются, утверждаются и отстаиваются. Многих людей обуревает жажда признания и возвышения.
Всевозможные церемонии и ритуалы есть не что иное, как исторически выработанные «поглаживания». При этом нередко происходит скрытая трансакция — внешние действия маскируют подлинные цели общения.
Зная слабости, друг друга, партнеры общения используют различные «приманки», «рычаги», обеспечивающие желаемые ответные реакции. Возможны, конечно, и варианты искренних, бескорыстных межличностных отношений, отношений двусторонней близости, доверительности. Однако часто в общении имеют место элементы противоборства. Немало и таких людей, которые живут с чувством повышенной тревожности, подозрительности. Каждый человек живет по своему сценарию, реализует свою жизненную стратегию.
Человека уже в детстве подстерегают различные «демоны», способные навязать ему тот или иной жизненный шаблон. «Демон» обычно впервые появляется у высокого детского стульчика, когда малыш швыряет на пол еду и ждет, что станут делать его родители. Если они воспринимают это терпимо, то позже, скорее всего, появится озорной ребенок.
Если же малыша за это наказывают, бьют, то он мрачно затаится в себе, готовый когда-нибудь неожиданно швырнуть с размаху всю свою жизнь, как когда-то в детстве швырял тарелки с едой1. Злыми и добрыми, трусливыми и смелыми, искренними и лживыми люди становятся в результате условий их социального взаимодействия.
Хорошее общение — не общение по формальному сценарию, а творческое, эмоциональное и социально значимое взаимодействие людей. Развитая личность не обременена заранее сформированными поверхностными шаблонами общения.
Социализация личности предполагает освоение ею адекватных средств социальной коммуникации. Мысли и речь человека, его интонации, мимические выражения должны соответствовать целям общения. Человек должен рефлексировать его восприятие другим человеком, чутко реагировать на подтекст общения, распознавать подлинные побуждения партнеров по общению.
Никакая маска не может закрыть всего человека: его истинная сущность обречена на самовыражение. Перед разными людьми индивид раскрывается своими разными сторонами. В каждом акте общения мы видим лишь часть личности и не всегда наиболее существенную.
Не все люди могут полностью использовать в общении внутренний потенциал. Нередко в общении проявляется лишь «периферия» личности. Контакты между людьми часто поверхностны — большинство людей предпочитают дистанционные взаимоотношения. Немногие способны на глубинные человеческие контакты.
Особенно вредят подлинному психическому контакту формальные всевозможные контактные манипуляции. Подлинный контакт невозможен без искренности, эмоциональной синтонности и даже снисходительности к акцентуациям отдельных индивидов. Но следует избегать и беспринципного соглашательства, конформности.
Каждый человек ограничен в понимании другого человека особенностями своего ума и житейских представлений. Существует тенденция приписывать другим собственные качества и особенности. Люди мало восприимчивы к тому, что противоречит их установкам и интересам. Истинное лицо человека часто проявляется в мелочах и в очень ответственных ситуациях. Человек усиленно защищает свои «слабые места».
В межличностных отношениях могут, конечно, возникать и искреннее доверие, и дружба, и любовь. Дружба возникает на основе ценностно-ориентационного единства — совпадения позиций и оценок, общего миропонимания. В дружбе удовлетворяется потребность человека в интимных отношениях, признании его самоценности.
В юности и ранней взрослости она эмоционально более насыщена, а в последующие возрастные периоды — остается фактором социальной стабильности и защищенности. В дружественных отношениях люди как бы формируют эталон межличностных отношений, переводят их на высоконравственную основу.
Любовь — высшая степень эмоционально положительного отношения к лицу на основе предельно высокой оценки его социальных и физиологических достоинств, влечения к нему, стремления стать для него личностно наиболее значимым.
Любовь характеризуется страстностью — сильным и стойким чувством, доминирующим в психике человека, объединяющим все его помыслы и побуждения. Рационально-волевая деятельность индивида при этом нередко поглощается подсознательно-эмоциональной доминантой.
Будучи глубоко интимным чувством, любовь порождает претенциозность — требует ответного чувства и нередко сопровождается мучительным чувством ревности. Социальное начало в любви интегрируется с биологическими потребностями индивида.
Психологические особенности поведения мужчин и женщин, психология их взаимоотношений в отечественной психологии остаются пока мало разработанными. В зарубежной психологии большую известность приобрела книга Отто Вейнингера «Пол и характер». Не разделяя полностью его взгляды, приведем некоторые из них.
Основной закон полового притяжения, по Вейнингеру, гласит: «Для «соединения полов нужны совершенный мужчина — «М» и совершенная женщина — «Ж», хотя бы и разделенные в двух индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Сумма «М» и «Ж» в привлекающих друг друга существах всегда одинакова — такова сущность закона половых дополнений.
Характер индивида, полагает Вейнингер, не должен определяться как мужской или женский. Вопрос следует ставить так: сколько мужчины и сколько женщины в данном человеке?
В каждом индивиде есть своя норма распределенности мужского и женского начала. Чем более женщина женственна, тем более она будет чувствовать мужчину как мужчину. Но чем больше в мужчине «М», тем дальше он от понимания женщины. «Знатоки женщин» сами наполовину женственны. И такие мужчины умеют обращаться с женщинами лучше, чем «цельные мужчины»!
Женщины, активно стремящиеся к эмансипации, несут в себе многочисленные мужские черты. Эмансипироваться хочет заключенный в женщине мужчина!
Мужчины и женщины сексуальны в равной мере. Но состояние половой возбужденности представляет для женщины высший подъем ее существования. Женщина в отличие от мужчины всегда сексуальна. Она вся в половой жизни. Мальчик не чувствует потребности в половой зрелости, тогда как молоденькая девушка трепетно ожидает ее.
В мужчине симптомы половой зрелости вызывают чувство обеспокоенности, а женщины с большим удовольствием следят за своим половым развитием. Они ждут любви и брака как увенчания своей жизни. Но женщина менее, чем мужчина, осознает свою сексуальность. Она всегда ожидает от мужчины прояснения ее интуитивных представлений.
Ум мужчины ставится женщиной на первое место среди прочих его достоинств. В мужчине женщина ценит устойчивость) обоснованность взглядов и суждений. Ей нравится, когда мужчина хорошо рассуждает. «Я» женщины — ее внешность, ибо она представляет большую ценность для мужчин. Ей нравятся комплименты по поводу ее внешности; она высоко ценит галантность в поведении мужчины.
Женщине присущи уникальные и величественные черты материнства. И каждый мужчина для нее в какой-то мере ребенок. Любовь же мужчины всегда создает идеализированную женщину. Любя женщину, мужчина требует от нее... самого себя. Он хочет видеть в ней реализацию своей «Я-концепции».
Состояние любви — состояние личностного самопостроения влюбленных, а часто — и состояние иллюзорного «достраивания» предмета своей любви.
В семейных отношениях мужья могут исполнять роль «мужа-сына», «мужа-мужчины», «мужа-отца», а жены — «жены-дочери», «жены-женщины» и «жены-матери».
Отвечая на вопрос: «Что вы хотите «добавить» своей личности?», люди в своем большинстве говорят: «Уверенности, решительности, выдержки, уравновешенности, целеустремленности, силы воли». А что желают эти же опрошенные другим людям? Понимания, сочувствия, доброты, человечности, честности, порядочности.
Несложившиеся дружеские и любовные отношения могут перерасти в столь же сильный свой антипод — ненависть и вражду.
Вражда и ненависть — явления, в значительной мере углубленные в подсознание, проявляющиеся в безотчетном стремлении нанести ущерб другому лицу. (Эти негативные чувства в значительной мере генерируют преступное поведение.)
Враждебность на уровне личностной установки — труднопреодолимое несчастье. Но если она даже и затухает, то на ее обломках уже трудно возродить благоухающий сад дружбы и любви. Атавизм вражды должен быть искоренен из психики современного человека. Психически устойчив тот, кто смотрит на мир с любовью и состраданием.
Социально опасно равнодушие людей друг к другу. Дефицит общения, разорванность социальных контактов, одиночество — страшное бедствие для человека. Одиноким, психически изолированным от людей можно быть и в их постоянном окружении. Радость же успешного социального взаимодействия — ни с чем не сравнимое благо.
3. Формы межличностного психического взаимодействия
В процессе общения люди постоянно психически взаимовлияют друг на друга. Это взаимовлияние может быть целенаправленным и спонтанным, сознательным и подсознательным.
Осознанное влияние на партнера по общению формируется целенаправленным убеждением. Убеждение — отбор фактов и обобщений в соответствии с определенной задачей психического воздействия, воздействие на разум партнера.
Информация о работе Способы и приемы снятия психологических барьеров с разными категориями людей