Способы и приемы снятия психологических барьеров с разными категориями людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 19:04, контрольная работа

Описание работы

Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

Работа содержит 1 файл

Психология оригинал.doc

— 233.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: Психология 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Тюмень2009

   Способы и приемы снятия  психологических  барьеров с разными категориями  людей. 

1. Общение  как социальная связь. Средства  и техника общения

  Общение — социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

  «Человек  — это узел связи», — писал  Сент-Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются, и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

  Содержание  общения многопредметно, но цели общения связаны с его функциями.

Можно выделить четыре основные функции общения:

  • информационно-куммуникативную (прием и передача информации);
  • регулятивно-куммуникативную (интерактивную:организация взаимодействия людей в их совместной деятельности);
  • перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоциональную сферу);
  • аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

  В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

  Различается также техника общения — установление психических контактов, использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению, выбор средств общения в зависимости от формы общения.

  Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

  Общение — психическая связь между  людьми, оно опосредствуется социальными ценностями и личностными смыслами. Самомышление человека есть не что иное, как внутреннее, интериоризированное общение. Общение — базовая человеческая потребность. Депривация, длительное блокирование общения ведет к активизации инстинктов, архаических механизмов адаптации. 06-лшолняет и существенную психотерапевтическую роль. Человеку необходимо постоянное подтверждение со стороны других людей его личностного «Я», его социальной значимости. От других людей человек постоянно ждет сигнала — «ты для меня существуешь». Игнорирование его, «психическое молчание» в отношении его оказывает психотравмирующее влияние.

  В социально-ролевом общении форма  и содержание общения подчинены конкретным социальным установлениям. Через каноны социальной роли индивид осуществляет свой личностный самоконтроль и подвергается внешнему социальному контролю. Социально-ролевая позиция задает индивиду типичную схему его поведения, определяет образ его мыслей и чувств — поведение родителя, начальника, командира или общественного деятеля. Социально-психологическая стабильность общества в значительной мере зависит от исполнения членами общества своих социальных ролей.

  Общение может быть и односторонне направленным, манипулятивным, когда доминант занимает позицию диктатора, ментора или судьи. В большинстве же случаев человек видит среди людей своих двойников, относится к ним как к самому себе, стремится создать общее информационное поле. Стремление людей находиться в едином информационном поле проявляется уже в сакраментальном утверждении «Хорошая сегодня погодка». Этот безобидный прием общения зондирует, рефлексирует психическое состояние партнера по общению, уровень его коммуникативности.

  Чрезмерная  категоричность высказываний, а тем  более категоричные личностные оценки блокируют процесс конструктивного общения.

  Действия, ориентированные на их смысловое  восприятие другими людьми, называются коммуникативными.

  В коммуникативных актах реализуются информативные, фактические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга.

В процессе общения они стремятся установить психический контакт, выяснить позиции  друг друга, сформировать отношение к анализируемой ситуации. Коммуникатор (лицо, передающее сообщение) может придерживаться одной из трех позиций: открытой, отстраненной или закрытой, т. е. скрывать свою точку зрения. Восприятие информации зависит от ее «наложения» на реципиента или аудиторию, от их мотивационного состояния и информационной подготовленности.

  Для понимания информации (ее включения в систему имеющихся связей, понятий и представлений) необходимо, чтобы общающиеся стороны использовали единую систему значений. Препятствиями для общения являются психологические, социальные и культурные барьеры, неадекватное отражение ситуации общения.

  Основное  средство коммуникации — естественная устная речь, имеющая лексическую  и синтаксическую организацию. При речевом общении происходит кодирование информации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предваряется осознанием смысла сообщения. Получение же информации сопровождается взаимно обусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

  Процесс речеобразования — сложный вид  деятельности. До произнесения фразы  у человека возникает мотив к  этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксически конструирует, внутренне проговаривает и лишь, затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны, свернуты.

  Речь  говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью (аудированием). Импрессивная речь связана с анализом (расчленением воспринимаемой речи на составные части, существенные элементы) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему). При восприятии речи также осуществляется неосознанное ее внутреннее проговаривание.

  Понимание речи облегчается кратким построением фраз, правильной расстановкой смысловых ударений, членением фраз на смысловые части посредством пауз.

  Так, распространенное неправильное слитное  произношение фразы: «А ларчик просто открывался» приводит к неправильному пониманию фразы — ларчик имел какой-то несложный запор. Между тем по смыслу басни ларчик вообще не имел запора, и эта фраза имеет такое членение: «А ларчик // просто открывался».

  Речь  индивида свидетельствует о его  культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Шаблонная речь, а тем более речь вульгарная, резко снижает социальный статус личности. • Величайшее духовное достояние — способность Человека кратко, емко и изысканно выражать свои мысли и чувства. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, тот не может правильно и оригинально мыслить.

  О человеке судят по тому, что и  как он делает, как выглядит, что и как говорит. Манера речи, манера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность. Там, где примитивный индивид ограничивается, например, только словом «красивый» более развитые люди употребляют гамму слов: «красочный, роскошный, превосходный, восхитительный, изысканный, чарующий» и др. Неразвитость речи — признак психической неразвитости индивида.

  Основным  повседневным способом общения является диалогическая речь. Диалог может быть информационным, дискуссионным, исповедальным и фактическим (общение ради общения; от лат. fatus — глупый).

  В общении широко используются паралингвистические средства общения (от греч. par — около и лингвистика) — невербальные (неречевые) средства передачи информации.

  Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи). К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э-э, м-м...). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

  Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

  Мимика  связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга — отсюда ее непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей нервной симпатической системы. Выражая недовольство, мы сжимает губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения непригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимические движения подразделяют на:

  • мимику агрессивно-наступательную — гнев, злость, жестокость и др.;
  • активно-оборонительную — отвращение, презрение, ненависть и др.;
  • пассивно-оборонительную — покорность, приниженность и др.;
  • мимику ориентировочно-исследовательской направленности
  • подражательные мимические выражения;
  • мимику удовольствия-неудовольствия;
  • маскировочные выражения — мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т. п.

  Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. В жестах проявляются внимание и уважение, пренебрежение и презрение, властность и высокомерие. Подделать язык жестов почти невозможно: они регулируются подсознательно.

  Так, в процессе лжи (особенно если человек  сам осуждает эту ложь) возникает  характерное сокращение мышц лица, увеличивается просвет зрачков, нередко расширяются кровеносные сосуды лица — происходит его покраснение, увеличивается количество миганий, совершаются характерные микрожесты и макрожесты — прикрытие рта, прикосновения к носу, потирания глаза, уха, [Почесывание шеи, оттягивание воротника и др.

 В полицейской  практике давно замечено, что ложные показания труднее давать яри  хорошем обзоре всего тела и ярком освещении лица, а легче всего солгать по телефону.

  Открытость  и честность часто сопровождаются раскрыванием ладоней. Указующий перст, как правило, свидетельствует о доминировании и агрессивности. Потирание ладоней обычно означает приятное ожидание. Сцепленные ладони — жест неоправданных ожиданий. Поглаживание подбородка — сигнал о принимаемом решении. Скрещивание рук на груди свидетельствует об оборонительной позиции, а скрещивание на груди рук со сжатыми кулаками — о враждебном отношении.

 Закройте  глаза и спрячьте руки, если вы не хотите, чтобы обнаруживалась ваша неискренность, — к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда. За свою долгую судебную практику он научился безошибочно определять, говорит ли свидетель правду. Глаза и руки часто говорят больше, чем слова, непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии человека.

 Взгляд  живого существа, и  особенно взгляд человека, — один из самых  сильных раздражителей, несущий в себе боль-Шую информацию. Глаза и губы — наиболее выразительные части лица. Человек, отводящий глаза от собеседника, кажется скрытным и неискренним. А человек, «пялящий глаза», кажется ограниченным и бестактным. Люди безошибочно угадывают выражение глаз, игру взглядов.

 В  процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию — ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление.

  Партнер, взявший слово, в свою очередь  отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего — это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.

Информация о работе Способы и приемы снятия психологических барьеров с разными категориями людей