Способности и возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
§ 1. Сущность понятия «способности»…………………………………...4
§ 2. Исследование способностей………………………………………….6
§ 3. Классификация способностей…………….…………………………..9
§ 4. Способности и возраст……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………….………….21
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
">     В заключительной части рассмотрена  взаимосвязь умственного развития и развития способностей.

     Как было сказано ранее, с возрастом  умственное развитие в большинстве  своем повышается и что даже между  людьми-ровесниками существуют большие индивидуальные различия. При этом умственное развитие не сводится только к объему знаний, которыми владеет человек.

     Изучение  различий в умственной деятельности неразрывно связано с проблемой  «обучение и развитие». Особый интерес представляет понятие «обучаемость», систематически и многосторонне разрабатываемое в последние годы в лаборатории Н.А. Менчинской. Это понятие во многом перекликается с понятием «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Основной показатель обучаемости - «темп продвижения» (3.И. Калмыкова). По данным Н.А. Менчинской и ее сотрудников, обучаемость каждый раз неразрывно связана с уровнем умственного развития.

     Уровень умственного развития возрастает по мере взросления, обучаемость же - зависит  не только от тех показателей, которые прогрессируют с возрастом. Нельзя пройти мимо идеи о сензитивных периодах (чувствительных к воздействию) возрастного развития. Однако возрастные свойства, обусловливающие рост способностей и выступающие в соответствующие годы с наибольшей силой, могут сохранять свою особую роль далеко за пределами данного периода, и значение их не сводится к «сензитивности».

     Однако  возрастные особенности становления  способностей не являются основными. Ведущая  роль отводится внешним условиям.

     Важное  положительное значение идеи о сензитивных периодах состоит в том, что она исходит из представлений о качественной неодинаковости возрастных этапов, привлекая внимание к детству. Факты, характеризующие сензитивные периоды, делают особенно понятным, что различия в обучаемости школьников связаны не только с уровнями умственного развития, но и с возрастными предпосылками способностей. Подход к обучаемости, как и к умственному развитию, с необходимостью должен быть возрастным и личностным.

     В понимании соотношения между умственным развитием и умственными способностями нет достаточной определенности и единства взглядов. Общими способностями, вероятно, следует называть наиболее коренные и общие свойства психики, выступающие в достоинствах обучаемости.

     К числу таких общих свойств прежде всего могут быть отнесены особенности самых общих проявлений психического - активности и саморегуляции. Именно свойства регуляторной системы мозга, выступающие в различных формах целенаправленной активности и саморегуляции, судя по всему, имеют ближайшее отношение к физиологическим основам интеллекта и представляют собой наиболее долговременные условия формирования общих способностей.

     Проявления  уровня умственного развития свидетельствуют  о достигнутых возможностях, проявления обучаемости могут указывать и на дальнейшие возможности, а проявления способностей выражают очень устойчивые свойства личности.

     Особенности обучаемости ученика в каждом периоде школьного детства лишь частично и временно обнаруживают становление  его способностей. Только в той мере, в какой ход возрастного развития позволяет судить о собственно индивидуальных особенностях формирующейся личности,- можно судить о способностях.

     В работах по специальным способностям принято, в частности, разделение с  одной стороны способностей на учебные, с другой способности, зрелые, творческие, художественные (В.И. Киреенко, Л.П. Сакулина), математические (В.А. Крутецкий). Разделение на учебные способности и собственно способности (развитые способности взрослого человека), по-видимому, применимо и по отношению к общим способностям, разумеется, с учетом относительности такого разделения. Это с новой стороны показывает, что не может быть просто поставлен знак равенства между обучаемостью (или, тем более, уровнем умственного развития) и способностями.

     Возникающие в годы детства повышенные возможности  развития в тех или иных направлениях - временны, преходящи. Однако нельзя упускать из виду, что быстрый темп развития отдельных детей может указывать  и на вероятность формирования незаурядных  способностей.

     Через все стадии детства, отрочества и  юности проходит каждый нормально развивающийся  человек, и каждый несет в себе что-то от этих стадий. По-видимому, многие моменты общих способностей взрослого  человека «порождены» детством, т. е. представляют собой сохранение в более позднем возрасте, на новом уровне развития, тех свойств, которые бывают связаны с определенным возрастным периодом.

     Общие способности и различия между  людьми в этом отношении подготавливаются, создаются в ходе возрастного  развития и что накопление знаний о возрастных предпосылках способностей и взаимосвязи их с особенностями индивидуально-типологическими содействует выяснению самой природы общих способностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Способности формируются и развиваются в  процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к какому-либо виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

     В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей.

     Развитие  человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений.

     Лучшим  периодом развития способностей является детство. Именно этот период жизни человека является самым благоприятным, потому что идет узнавание мира и сначала не произвольно развиваются некие способности, а потом уже и родители, и в школе помогают их развивать. В дальнейшем, на протяжении всей своей жизни, человек продолжает развивать новые и совершенствовать старые способности. Но этот процесс уже происходит значительно медленнее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3
  2. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
  3. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
  5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971.
  6. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы.- М., 1984.
  7. Лейтес Н.С. Возрастные и топологические предпосылки развития способностей - М., 1970.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001.
  9. Немов Р.С. Психология//Кн.1: Общие основы психологии. - М., 2000.
  10. Проблемы способностей в современной психологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Бодалев, А.М. Матюшкин. - М.: НИИОП, 1984. - 144 с.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.-Т.II-М., 1989 (Способности: 122-147).
  12. Теплов Б.М. Способности и одаренность//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М., 1981.
  13. Шадриков В. Д. Способности человека. - М., 1998.
  14. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

Информация о работе Способности и возраст