Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:55, контрольная работа
Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.
Введение…………………………………………………………………….3
§ 1. Сущность понятия «способности»…………………………………...4
§ 2. Исследование способностей………………………………………….6
§ 3. Классификация способностей…………….…………………………..9
§ 4. Способности и возраст……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………….………….21
Список литературы………………………………………………………
Как было сказано ранее, с возрастом умственное развитие в большинстве своем повышается и что даже между людьми-ровесниками существуют большие индивидуальные различия. При этом умственное развитие не сводится только к объему знаний, которыми владеет человек.
Изучение различий в умственной деятельности неразрывно связано с проблемой «обучение и развитие». Особый интерес представляет понятие «обучаемость», систематически и многосторонне разрабатываемое в последние годы в лаборатории Н.А. Менчинской. Это понятие во многом перекликается с понятием «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Основной показатель обучаемости - «темп продвижения» (3.И. Калмыкова). По данным Н.А. Менчинской и ее сотрудников, обучаемость каждый раз неразрывно связана с уровнем умственного развития.
Уровень умственного развития возрастает по мере взросления, обучаемость же - зависит не только от тех показателей, которые прогрессируют с возрастом. Нельзя пройти мимо идеи о сензитивных периодах (чувствительных к воздействию) возрастного развития. Однако возрастные свойства, обусловливающие рост способностей и выступающие в соответствующие годы с наибольшей силой, могут сохранять свою особую роль далеко за пределами данного периода, и значение их не сводится к «сензитивности».
Однако возрастные особенности становления способностей не являются основными. Ведущая роль отводится внешним условиям.
Важное положительное значение идеи о сензитивных периодах состоит в том, что она исходит из представлений о качественной неодинаковости возрастных этапов, привлекая внимание к детству. Факты, характеризующие сензитивные периоды, делают особенно понятным, что различия в обучаемости школьников связаны не только с уровнями умственного развития, но и с возрастными предпосылками способностей. Подход к обучаемости, как и к умственному развитию, с необходимостью должен быть возрастным и личностным.
В понимании соотношения между умственным развитием и умственными способностями нет достаточной определенности и единства взглядов. Общими способностями, вероятно, следует называть наиболее коренные и общие свойства психики, выступающие в достоинствах обучаемости.
К числу таких общих свойств прежде всего могут быть отнесены особенности самых общих проявлений психического - активности и саморегуляции. Именно свойства регуляторной системы мозга, выступающие в различных формах целенаправленной активности и саморегуляции, судя по всему, имеют ближайшее отношение к физиологическим основам интеллекта и представляют собой наиболее долговременные условия формирования общих способностей.
Проявления уровня умственного развития свидетельствуют о достигнутых возможностях, проявления обучаемости могут указывать и на дальнейшие возможности, а проявления способностей выражают очень устойчивые свойства личности.
Особенности обучаемости ученика в каждом периоде школьного детства лишь частично и временно обнаруживают становление его способностей. Только в той мере, в какой ход возрастного развития позволяет судить о собственно индивидуальных особенностях формирующейся личности,- можно судить о способностях.
В работах по специальным способностям принято, в частности, разделение с одной стороны способностей на учебные, с другой способности, зрелые, творческие, художественные (В.И. Киреенко, Л.П. Сакулина), математические (В.А. Крутецкий). Разделение на учебные способности и собственно способности (развитые способности взрослого человека), по-видимому, применимо и по отношению к общим способностям, разумеется, с учетом относительности такого разделения. Это с новой стороны показывает, что не может быть просто поставлен знак равенства между обучаемостью (или, тем более, уровнем умственного развития) и способностями.
Возникающие
в годы детства повышенные возможности
развития в тех или иных направлениях
- временны, преходящи. Однако нельзя упускать
из виду, что быстрый темп развития
отдельных детей может
Через все стадии детства, отрочества и юности проходит каждый нормально развивающийся человек, и каждый несет в себе что-то от этих стадий. По-видимому, многие моменты общих способностей взрослого человека «порождены» детством, т. е. представляют собой сохранение в более позднем возрасте, на новом уровне развития, тех свойств, которые бывают связаны с определенным возрастным периодом.
Общие
способности и различия между
людьми в этом отношении подготавливаются,
создаются в ходе возрастного
развития и что накопление знаний о возрастных
предпосылках способностей и взаимосвязи
их с особенностями индивидуально-типологическими
содействует выяснению самой природы
общих способностей.
Заключение
Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к какому-либо виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.
В результате индивидуального жизненного пути у человека формируется - на основе задатков - индивидуально своеобразный склад способностей.
Развитие человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений.
Лучшим
периодом развития способностей является
детство. Именно этот период жизни человека
является самым благоприятным, потому
что идет узнавание мира и сначала не произвольно
развиваются некие способности, а потом
уже и родители, и в школе помогают их развивать.
В дальнейшем, на протяжении всей своей
жизни, человек продолжает развивать новые
и совершенствовать старые способности.
Но этот процесс уже происходит значительно
медленнее.
Список
литературы