Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе
анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих
способностей детей.
- Определение основных направлений н педагогических задач по
развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение...........................3
Проблема творчества и творческих способностей в
современной педагогике и психологии
1.1 Понятие творчество и творческие способности..........5
1.2 Компоненты творческих способностей..............7
1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих
способностей............................10
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1 Условия
успешного развития творческих способностей детей.....12
2.2 Развитие
качеств творческого мышления..............15

2.3 Развитие творческого
воображения..............17

Заключение..........................24
Приложение.........................26
Список литературы.......................35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 43.90 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

     Введение...........................3

             Проблема творчества и творческих способностей в            

                   современной педагогике и психологии                  

1.1           Понятие  творчество и творческие способности..........5

1.2           Компоненты  творческих способностей..............7

1.3           Проблема  оптимальных сроков начала развития  творческих

способностей............................10

     Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1 Условия

успешного развития творческих способностей детей.....12

2.2 Развитие

качеств творческого мышления..............15

 

2.3 Развитие творческого

воображения..............17

 

     Заключение..........................24

     Приложение.........................26

     Список литературы.......................35

    

ВВЕДЕНИЕ

 

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема

человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.

Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности  в овладении

творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали

шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали,

удовлетворяя тем самым потребности  развивающейся человеческой культуры. В

наше время ситуация коренным образом  изменилась. Жизнь в эпоху научно-

технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует

от человека не шаблонных, привычных  действий, а подвижности, гибкости

мышления, быстрой ориентации и  адаптации к новым условиям, творческого

подхода к решению больших и  малых проблем. Если учесть тот факт, что доля

умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая

часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться

очевидным, что творческие способности  человека следует признать самой

существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной  из важнейших

задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,

накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то,

насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет

определяться творческим потенциалом  подрастающего поколения.

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс,

а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель

данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей

дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для

практической деятельности в этом направлении воспитателей детских  садов и

родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:

-         Выявление  основных компонентов творческих  способностей на основе

анализа литературы.

-         Определение  условий, благоприятных для развития  творческих

способностей детей.

-         Определение   основных  направлений  н  педагогических  задач по

развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.

-         Определение  эффективности работы традиционных  методик дошкольного

воспитания в отношении развития творческих способностей детей.

-         Выявление  эффективности форм, методов н прижимов развития

креативных способностей на основе анализа и обобщения передового

педагогического опыта.

В данной курсовой работе мы применили  следующие методы научно-педагогического

исследования.

1.       Изучение, анализ  и обобщение литературных источников  по данной теме.

2.       Диагностика  творческих способностей детей.

3.       Изучение и  обобщение педагогического опыта  по развитию творческих

способностей детей.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается

проблема компонентов творческого  потенциала человека, и на основе анализа

различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить

универсальные творческие способности человека. В этой главе также

рассматривается вопрос об оптимальных  сроках начала развития творческих

способностей детей.

Вторая глава посвящена проблемам  эффективного развития творческих

способностей. В ней рассматриваются  условия, необходимые для успешного

развития творческих способностей, определяются основные направления  и

педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников. Во

второй главе также анализируются  результаты диагностики творческих

способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на

оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.

           1.   Проблема творчества и творческих способностей           

                  в современной педагогике и  психологии                 

    

1.1 Понятия  творчество и творческие способности

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет

предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются  со

способностями к различным видам  художественной деятельности, с умением

красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие

способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое  нами понятие тесным образом связано  с понятием

"творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы

понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто

новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к

новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к

действительности.

Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой

области, то можно выделить два  основных вида поступков. Одни действия

человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид

деятельности тесно связан с  нашей памятью и его сущность заключается в том,

что человек воспроизводит или  повторяет уже ранее созданные и выработанные

приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в  поведении человека присутствует

творческая деятельность, результатом  которой является не воспроизведение

бывших в его опыте впечатлений  или действий, а создание новых  образов или

действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем  виде определение творческих способностей

выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные

особенности качества человека, которые  определяют успешность выполнения им

творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой

деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих

способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических

творческих способностях, и т.д.

В данной курсовой работе будет рассмотрена  проблема развития универсальных

творческих способностей, которые  необходимы для успешного осуществления

любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она,

художественная, техническая и  т.д.

1.2 Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И  вопрос о

компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым,

хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой

проблемы. Многие психологи связывают  способности к творческой деятельности,

прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский

психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта

установил, что творческим личностям  свойственно так называемое дивергентное

мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким  типом мышления, при решении

какой-либо проблемы не концентрируют  все свои усилия на нахождение

единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным

направлениям с тем, чтобы рассмотреть  как можно больше вариантов. Такие  люди

склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство

людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать

связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Дивергентный способ мышления лежит  в основе творческого мышления, которое

характеризуется следующими основными  особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном

случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может

проявляться в ответах, решениях, несовпадающих  с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать

ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи  проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь

на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов

выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

1. Способность видеть проблему  там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные  операции, заменяя несколько понятий

одним и используя всё более  ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной  задачи к

решению другой.

4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную  минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну  из альтернатив решения проблемы  до её проверки.

9. Способность включать вновь  воспринятые сведения в уже  имеющиеся системы

знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из

того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей,  к совершенствованию первоначального замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь

на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук,

искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные

креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12, 54-

55/.

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей

тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как

человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих

логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше  частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений –

способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне

альтернатив, а самостоятельно создавать  альтернативу.

4. Экспериментирование - способность  сознательно и целенаправленно  создавать

условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в

обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и

проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик  творческого

воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ

(алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов

творческого потенциала человека составляют следующие способности /9/. 

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные  идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей  и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки  зрения по вопросу о составляющих

творческих способностей можно  сделать вывод, что несмотря на различие

подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое

воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты

творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих

способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые  формируют креативность.

    

1.3 Проблема оптимальных  сроков начала развития

 

                     творческих способностей.                    

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о

том, когда, с какого возраста следует  развивать творческие способности  детей.

Психологи называют различные сроки  от полутора до пяти лет. Также существует

гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего

возраста. Эта гипотеза находит  подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка  особенно быстро растет и "дозревает" в первые

Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте