Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:57, курсовая работа
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе
анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих
способностей детей.
- Определение основных направлений н педагогических задач по
развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
Введение...........................3
Проблема творчества и творческих способностей в
современной педагогике и психологии
1.1 Понятие творчество и творческие способности..........5
1.2 Компоненты творческих способностей..............7
1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих
способностей............................10
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1 Условия
успешного развития творческих способностей детей.....12
2.2 Развитие
качеств творческого мышления..............15
2.3 Развитие творческого
воображения..............17
Заключение..........................24
Приложение.........................26
Список литературы.......................35
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Проблема творчества и творческих способностей в
современной педагогике и
1.1 Понятие
творчество и творческие
1.2 Компоненты
творческих способностей.......
1.3 Проблема
оптимальных сроков начала
способностей..................
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте 2.1 Условия
успешного развития творческих способностей детей.....12
2.2 Развитие
качеств творческого мышления..............15
2.3 Развитие творческого
воображения..............17
Заключение....................
Приложение....................
Список литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Творческие способности –
человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.
Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении
творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали
шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали,
удовлетворяя тем самым
наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-
технического прогресса
от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля
умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая
часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться
очевидным, что творческие способности человека следует признать самой
существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших
задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,
накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то,
насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет
определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс,
а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель
данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей
дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для
практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и
родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление
основных компонентов
анализа литературы.
- Определение
условий, благоприятных для
способностей детей.
- Определение основных направлений н педагогических задач по
развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
- Определение
эффективности работы
воспитания в отношении
- Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития
креативных способностей на основе анализа и обобщения передового
педагогического опыта.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического
исследования.
1. Изучение, анализ
и обобщение литературных
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и
обобщение педагогического
способностей детей.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается
проблема компонентов
различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить
универсальные творческие способности человека. В этой главе также
рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих
способностей детей.
Вторая глава посвящена
способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного
развития творческих способностей, определяются основные направления и
педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников. Во
второй главе также
способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на
оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.
1. Проблема творчества и творческих способностей
в современной педагогике и психологии
1.1 Понятия
творчество и творческие
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со
способностями к различным видам художественной деятельности, с умением
красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие
способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием
"творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы
понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто
новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к
новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к
действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой
области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия
человека можно назвать
деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том,
что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные
приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует
творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение
бывших в его опыте
действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей
выглядит следующим образом. Творческие
способности – это
особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой
деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих
способностях, но и о технических творческих способностях, о математических
творческих способностях, и т.д.
В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных
творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления
любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она,
художественная, техническая и т.д.
1.2 Компоненты творческих
Творческие способности
компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым,
хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой
проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности,
прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский
психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта
установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное
мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении
какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение
единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным
направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди
склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство
людей знают и используют только определенным образом, или формировать
связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое
характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном
случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может
проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать
ему законченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь
на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов
выделяет следующие творческие способности /14,6-36/
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать
одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки,
приобретённые при решении
решению другой.
4. Способность воспринимать
5. Способность легко
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну
из альтернатив решения
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы
знаний.
10. Способность видеть вещи
того, что привносится
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей,
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь
на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук,
искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные
креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12, 54-
55/.
1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей
тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как
человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих
логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений –
способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне
альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать
условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в
обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и
проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого
воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ
(алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов
творческого потенциала человека составляют следующие способности /9/.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих
творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие
подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое
воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты
творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих
способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития
творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о
том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует
гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего
возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые
Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте