Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 259.50 Кб (Скачать)
    Министерство  образования и науки РФ
    ГОУ ВПО  «Чувашский государственный  педагогический университет  
им. И. Я. Яковлева»
    Психолого-педагогический факультет
    Кафедра психологии и социальной педагогики
    Курсовая  работа
    Развитие  творческих способностей

    в дошкольном возрасте

                  Выполнила: студентка 3 курса

                  группы, АН

                    Кузьмина М. В.

                  Научный руководитель:

                  к.п.н., доцент, Кайсарова А. В.

     
 
    Чебоксары - 2009

Содержание

 

    Введение

 

      Актуальность  исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

    Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Сущность творчества – в предугадывании результата, правильно поставившего опыт, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности.                               

      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

    В современной психолого-педагогической литературе этой проблемой занимаются В. И. Андреев, Г. С. Альтшуллер, М. И. Махмутов, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, Е. И. Машбиц, А. И. Уман, А. В. Хуторский и др.  Они акцентируют внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности детей, организации их совместной творческой деятельности.

    Анализ  практики воспитания и результатов исследования позволил выявить противоречие между требованиями общества к постоянному повышению уровня развития творческих способностей личности и недостаточной разработанностью эффективных методических путей совершенствования её творческого потенциала.

    Данное  противоречие обозначило проблему исследования, которая формулируется следующим образом: каковы эффективные психолого-педагогические средства развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

    Объект  исследования – дошкольный возраст.

    Предмет исследования – развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.

    Гипотеза – развитие творческих способностей будет эффективнее, если:

    1) родители и педагоги будут  поощрять творческие стремления  детей;

    2) родители и педагоги сами будут  проявлять творчество.

    Задачи  исследования:

  • раскрыть сущность и содержание понятия «творчество»;
  • провести экспериментальное исследование и обобщить результаты  исследования;
  • выявить эффективные средства развития  творческих способностей  в дошкольном возрасте.
  • разработать программу развития творчества для детей дошкольном

Экспериментальная база исследования – ДОУ «Алёнушка» г. Ядрина

Методы  исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

                                                                                                                                

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧеСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ в дошкольном возрасте

1.1. Понятие творчества  и творческих способностей

     в  психолого-педагогической литературе

     Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

     Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [5,14]. 

     Если  внимательно рассмотреть поведение  человека, его деятельность в любой  области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

     Кроме репродуктивной деятельности в поведении  человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

     Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [1,23].

     Творческие  способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление [6, 436]. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

  • Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 
  • Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 
  • Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. 

     Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии  выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [14,6-36].

  • Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 
  • Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 
  • Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 
  • Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 
  • Гибкость мышления. 
  • Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 
  • Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 
  • Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 
  • Лёгкость генерирования идей. 
  • Творческое воображение. 
  • Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

     Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [12, 54-55].

  • Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 
  • Умение видеть целое раньше частей. 
  • Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 
  • Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

     Ученые  и педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик творческого  воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [9,16-28]: 

Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте