Способности и возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Способности человека не берутся из воздуха. Их фундаментом являются задатки, которые есть у человека с самого его рождения и они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
§ 1. Сущность понятия «способности»…………………………………...4
§ 2. Исследование способностей………………………………………….6
§ 3. Классификация способностей…………….…………………………..9
§ 4. Способности и возраст……………………………………………….10
Заключение…………………………………………………….………….21
Список литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
gn="justify">     Многочисленные  жизненные факты указывают на то, что в отдельные периоды  детства возникают повышенные возможности  для развития психики в тех  или иных направлениях, имеющие временный, преходящий характер. Известно, например, что у ребенка в возрасте двух-трех лет наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка, на котором происходит общение ребенка с окружающими. Эта особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем резко идет на убыль. В пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением. В дошкольные и ранние школьные годы заметна особая острота, яркость образных впечатлений, богатство воображения, которое в частности проявляется в различных творческих играх. К дошкольному детству относится созревание необходимых органических структур и формирование на их основе нужных функциональных органов. Происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения (прежде всего рук). Все это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих способностей, некоторый уровень которых является предпосылкой для последующего развития специальных способностей. Их развитие продолжается в школе, в особенности в младших и средних классах. Дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают у себя способность к перевоплощению и вживанию в роль. Это существенно помогает развитию специальных способностей: многих двигательных, организаторских, конструкторских, художественно- изобразительных и иных творческих способностей. Особое значение для формирования специальных способностей у детей имеют занятия различными видами творческих игр, которые заставляют ребенка создавать что-то новое, открывать для себя новые знания, обнаруживать в самом себе новые возможности.

     Важно, чтобы деятельность, которую выполняет  ребенок, была на пределе его возможностей, тогда она ведет к развитию его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал зоной ближайшего развития. Если деятельность слишком проста для ребенка, то осуществляется реализация только уже имеющихся у ребенка способностей, а если же слишком сложна, то ребенок не может её выполнить и, следовательно, она не приведет к формированию новых умений и навыков. 

     Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего детства  вынуждает родителей заботиться о развитии нужных для их детей  способностей, и впоследствии, когда дети сами становятся взрослыми, создает у них необходимость в самостоятельном приобретении необходимых способностей. Развитию нужных способностей у детей также способствуют окружающие ребенка взрослые люди, которые в большинстве своем уже обладают необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов духовной и материальной культуры, которыми ребенку надо научиться пользоваться). В свою очередь дети с наибольшей готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные действия и быстро усваивают их благодаря гибкости пластичного к учебной деятельности мозга. Под влиянием всего этого необходимые для развития человеческих способностей задатки складываются у ребенка довольно рано (примерно к трем годам), тем самым обеспечивая впоследствии уже не природное, а социальное развитие ребенка, включая такие способности, аналога которым нет даже у животных.

     Так у детей 8-9 лет обращают на себя внимание повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат; эти особенности представляют собой подлинный залог обучаемости и воспитуемости в младшем школьном возрасте. Для подростков 12-13 лет характерны опережающая развитие других сторон личности потребность в деятельности, подъем энергии и широта склонностей. В годы наступления ранней юности очень заметны работа анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность; для подростков 15-16 лет характерны также тяготение к значительным жизненным целям, склонность к саморегуляции и самовоспитанию.

     Наблюдавшиеся жизненные факты подтверждали ту точку зрения, согласно которой «внешние и внутренние противоречия», способы  преодоления возникающих противоречий играют исключительно важную роль в  ходе «возрастного развития» (А. Валлон, А.В. Веденов).

     Важно заметить, что периоды особой повышенной готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если какая-либо функция  не получила должного развития в благоприятный  период, то в дальнейшем её развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Одним из условий, позволяющих реализовать задатки, являются особенности семейного воспитания. Вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, когда родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, чем когда дети предоставлены сами себе.

     Для развития способностей ребенка важны  все этапы становления его  как личности. И нельзя надеяться  на то, что, став, старше ребенок сможет наверстать все упущенное.

     По  мере взросления ребенка происходит качественно новое и в некоторых отношениях одностороннее усиление возможностей развития. Такой переход от возраста к возрасту означает не только рост, обогащение психических свойств, но и их качественное преобразование - возможно затухание, прекращение действия одних способностей и возникновения новых. Все вместе ведет к общему подъему уровня развития.

     Возрастные  особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные  условия для успешного становления  тех или иных сторон умственных способностей. Возрастные особенности, можно сказать, выступают как составная часть самих детских особенностей.

     К формированию и росту способностей имеет отношение не только возрастающий с годами уровень умственного  развития, но и сами внутренние условия  этого развития. Так, можно сказать о возрастных предпосылках способностей, имея в виду обусловленные возрастом повышенные возможности развития психики в тех или иных направления деятельности.

     Детская одаренность 

     Подтверждением  того, что проявление детской одаренности обусловлено в большинстве своем именно возрастными, возникающими в определенную пору жизни, особенностями, можно считать стремительный подъем способностей у ребенка, приближение его умственных показателей к показателям, свойственным взрослым людям, в той же мере, как и снижение темпа умственного развития в последующие годы жизни.

     Так в отличие от зрелости, именно в  детские годы факторами формирования способностей являются внутренние условия  формирования возрастного развития.

     Индивидуальный  уровень и своеобразие способностей растущего человека не являются чем-то внешним по отношению к его возрастным особенностям, т.к. многое от выраженности у ребенка тех или иных возрастных свойств, от различия в темпе приближения к зрелости. Возрастные особенности не только вытесняют друг друга по мере взросления, но и закрепляются в личности, у кого-то в большой, у кого-то меньшей мере. Эта неодинаковость, неравномерность возрастного развития является существенным условием для становления индивидуальных различий по способностям.

     Единство  возрастного и индивидуального  с наибольшей остротой выступает  у одаренных детей. У таких  детей с особой силой проявляются  достоинства их возраста. Но даже самое  полное развитие достоинств только своего возраста не может объяснить всего того богатства возможностей, которым блещет одаренный ребенок. Специальные исследования показывают, что чрезвычайные умственные достижения присущи тем детям, у которых одновременно выступают достоинства и последующего возраста.

     Например, такая возрастная черта у подростков, как настойчивость, обретает особую силу, если становится присущей детям младшего возраста с их повышенной восприимчивостью. У рано развившихся детей сближение, а затем и совмещение по времени особенностей настоящего и последующего возрастных периодов, сочетание возрастных факторов, идущих от разных периодов детства, обусловливают как бы удвоение, а может быть, и многократное усиление предпосылок умственного развития.

     Типологические  свойства и возрастное развитие

     Изменения свойств нервной системы с возрастом настолько существенны, что некоторые признаки типологических свойств, очень значимые применительно к взрослым, не могут быть в полной мере действительными, когда речь идет о детях. Возникает вопрос о специфических экспериментальных и жизненных показателях для различных возрастных периодов.

     Возрастная  особенность баланса нервных  процессов (преобладание возбудительного  процесса над тормозным) существенно  изменяет характер последействия.

     Каждый  показателей типологических свойств  зависит не только от индивидуальности ребенка, но и от его возраста. И дело не только в том, что нервные системы малышей, подростков и юношей, разумеется, существенно различаются по степени умственной выносливости и т. д., но и в том, что в ходе возрастного развития меняется и качественное своеобразие проявлений типологических свойств. Поэтому о типологических различиях между детьми можно судить, лишь зная соответствующие возрастные черты проявлений свойств нервной системы.

     Далеко  не всегда можно отличить, что в особенностях психики ребенка идет от типа нервной системы и что от возраста. С изменением возраста ребенка жизненные показатели типа, которые раньше как бы смазывались возрастными особенностями, могут резко выделиться на изменившемся возрастном фоне (В.С. Мерлин, В.Э. Чудновский). Возрастные изменения черт темперамента обусловлены как общими закономерностями возрастного развития, так и специальными закономерностями становления каждого типа нервной системы.

     Большой интерес представляет вопрос о возрастных изменениях свойства динамичности (В.Д. Небылицын). С этим свойством связана скорость образования условных связей и дифференцировок, т.е. одно из условий обучаемости. Тем самым выраженность динамичности, по-видимому, имеет ближайшее отношение к предпосылкам развития учебных способностей. Как известно из многочисленных жизненных фактов, учение дается детям в некоторых отношениях легче, чем взрослым, и происходит быстрее. Можно думать, что объективно существующие наиболее благоприятные периоды для учения обусловлены, в частности, возрастными особенностями этого типологического свойства.

     Таким образом, в ходе возрастного развития происходит, не только последовательное увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение некоторых ценных ее свойств.

     Умственные способности в среднем возрасте

     В результате исследований возрастных изменений  лонгитудинальным методом (длительное прослеживание возрастных изменений  у одних и тех же людей) было обнаружено, что с возрастом несколько  снижается когнитивная функция  человека. Отдельные же умственные способности в среднем возрасте даже повышаются, в особенности у людей, имеющих высшее образование и продолжающих плодотворно трудиться и вести активную жизнь. В настоящее время многие исследователи выступают против утверждения, что интеллектуальное развитие человека достигает своего пика в юношестве. По их мнению, в течение всего среднего возраста продолжается развитие определенных способностей, в частности, связанных с их трудовой или повседневной деятельностью.

     При применении тестов когнитивных навыков в процессе лонгитюдных исследований, нередко испытуемые в более позднем возрасте (50 лет) показывали более высокие результаты, чем те, которые у них были 30 лет назад. Так ученые в области естественных и гуманитарных наук достигают более высоких результатов не в молодые годы, а в работах 40-50-летнего или даже 70-летнего возраста.

     Кроме лонгитюдных исследований, для изучения данного вопроса широко используется метод поперечных срезов, при котором  одновременно исследуются разные группы лиц, объединяющие представителей определенного возраста. Так Джон Хорн и его коллеги представили данные по ряду тестов, полученные этим методом. В его исследовании обнаружилось, что способности оценивать на основании опыта, показатели словарного запаса и общей осведомленности оказались значительно выше у людей старше 40 лет, чем у 20-30-летних. С другой стороны, у людей, чей возраст меньше 50, оценка по тестам индуктивного мышления и пространственных представлений была гораздо выше, чем у более старших испытуемых.

     Однако  стоит учитывать, что при использовании  метода поперечных срезов, представители  различных возрастных групп родились в разное время, и у них разный жизненный опыт. Образование, полученное более старшими представителями, существенно  отличается от того, которое дается в наши дни. В их период обучения совершенствованию одних интеллектуальных способностей по сравнению с нашим обучением могло придаваться большее значение, чем развитию других. В частности, в начале XX века преподаватели делали акцент на механическое запоминание фактов, а не понимании их сути.

     Среди различных лонгитюдных исследований, несмотря на все их расхождения, существует также общая закономерность: уровень  оценки многих интеллектуальных способностей у представителей с высоким уровнем образования с возрастом продолжает повышаться.

     В обобщенных результатах индивидуальных изменений отмечается, что на всем протяжении взрослости от 45 до 60% участников исследования показывают устойчивые результаты. Некоторыми испытуемыми были продемонстрированы даже все более высокие результаты, даже при достижении ими 75-летнего возраста. Таких людей оказалось около 10-15%. У примерно 30% числа испытуемых результаты со временем ухудшились, во всяком случае, к моменту, когда их возраст достиг 60 лет.

     Умственное  развитие, обучаемость, способности

Информация о работе Способности и возраст