Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:31, курсовая работа
Цель исследования – выявление взаимосвязи между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.
Гипотеза: мы предполагаем, что чем выше социометрический статус подростка, тем выше коммуникативные (организационные) способности. В группе «звезд» преобладает такая акцентуация характера, как гипертимность, а в группе «отверженных» – застревание
Введение ........................................................................................................4
Глава 1 Психологические особенности развития подростка…..........................7
1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7
1.2. Акцентуации характера ………………..............................................10
1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14
Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18
2. 1. Процедура исследования....................................................................18
2. 2.Метод исследования.............................................................................18
2.2.1. Социометрическое исследование…………………………..18
2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей……………………………………………………………….20
2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23
2.3. Математические методы…………………………………………….25
Глава 3. Результаты исследования их интерпретация………………………..27
3.1. Описание результатов социометрического исследования………...27
З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27
3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей………………………………………………….30
3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33
3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим статусом и акцентуацией характера………………………………………………….33
3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим статусом и коммуникативными способностями…………………………………….35
Выводы ……………………………………………………………………37
Заключение .................................................................................................38
Литература ..................................................................................................40
Однако, только часть из них имеет и высокий балл организаторских склонностей.
Оставшаяся часть испытуемых распределяется в равных частях:
Испытуемые, получившие оценку 1, — это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Уровень
организаторских склонностей
Испытуемые, получившие оценку 2, имеют организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.
Результаты социометрического исследования и исследования коммуникативных и организаторских склонностей можно представить в виде диаграммы
Рис. 3.3.2. КОС и социометрический статус.
Из диаграммы видно, что «звезды» имеют низкие баллы коммуникативных и организаторских склонностей, и наоборот «пренебрегаемые» имеют высокие баллы коммуникативных и организаторских склонностей.
Сопоставив
результаты социометрии с результатами
теста КОС можно сделать вывод
о том, что статус лидера не зависит
от коммуникативных и
3.4. Корреляционный анализ
3.4.1.
Взаимосвязь между социометрическим статусом
и акцентуацией характера
Представим исходные данные в виде таблицы 3.4.1.1. в которой введены дополнительные столбцы, необходимые для расчета коэффициента корреляции Пирсона по формуле 2.3.1. В таблице даны индивидуальные значения переменных Х и У, построчные произведения переменных Х и У, квадраты переменных всех индивидуальных значений переменных Х и У, а также суммы всех вышеперечисленных величин.
Табл.
3.4.1.1.
Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле коэффициент корреляции Пирсона (формула 2.3.1).
гипертимность | 0.15 |
дистимичность | - 0,1 |
циклотимность | 0,19 |
эмоциональность | 0,24 |
демонстративность | 0,19 |
застревание | - 0,002 |
педантичность | - 0,01 |
тревожность | 0,47 |
возбудимость | 0,18 |
экзальтированность | 0,09 |
Определяем критические значения для полученного коэффициента корреляции по таблице «Критические значения коэффициента корреляции Пирсона». При нахождении критического значения для вычисленного коэффициента Пирсона рассчитывается число степеней свободы К = n – 2. в нашем случае К = 21.
0,41 | 0,53 |
В виду того, что величина расчетного коэффициента корреляции попадает в зону не значимости наша гипотеза о том, что социометрический статус подростка в классе зависит от акцентуации характера, не подтверждается.
Можно
сделать вывод, что социометрический
статус подростка не зависит от акцентуаций
характера подростка.
3.4.2.
Взаимосвязь между
Представим
исходные данные в виде таблицы 3.4.2.1.,
в которой введены
Табл.3.4.2.1.
x | y1 | xy1 | xx | yy | у2 | хy2 | yy | |
1 | 5 | 5 | 25 | 25 | 25 | 5 | 25 | 25 |
2 | 5 | 1 | 5 | 25 | 1 | 2 | 10 | 4 |
3 | 5 | 3 | 15 | 25 | 9 | 1 | 5 | 1 |
4 | 5 | 2 | 10 | 25 | 4 | 2 | 10 | 4 |
5 | 4 | 4 | 16 | 16 | 16 | 5 | 20 | 25 |
6 | 5 | 2 | 10 | 25 | 4 | 1 | 5 | 1 |
7 | 8 | 4 | 32 | 64 | 16 | 1 | 8 | 1 |
8 | 1 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 2 | 4 |
9 | 1 | 5 | 5 | 1 | 25 | 2 | 2 | 4 |
10 | 0 | 4 | 0 | 0 | 16 | 1 | 0 | 1 |
11 | 6 | 3 | 18 | 36 | 9 | 2 | 12 | 4 |
12 | 4 | 2 | 8 | 16 | 4 | 2 | 8 | 4 |
13 | 5 | 1 | 5 | 25 | 1 | 1 | 5 | 1 |
14 | 3 | 5 | 15 | 9 | 25 | 2 | 6 | 4 |
15 | 4 | 4 | 16 | 16 | 16 | 2 | 8 | 4 |
16 | 5 | 5 | 25 | 25 | 25 | 2 | 10 | 4 |
17 | 4 | 5 | 20 | 16 | 25 | 4 | 16 | 16 |
18 | 0 | 5 | 0 | 0 | 25 | 4 | 0 | 16 |
19 | 8 | 3 | 24 | 64 | 9 | 2 | 16 | 4 |
20 | 4 | 3 | 12 | 16 | 9 | 4 | 16 | 16 |
21 | 6 | 1 | 6 | 36 | 1 | 2 | 12 | 4 |
22 | 5 | 1 | 5 | 25 | 1 | 1 | 5 | 1 |
23 | 1 | 5 | 5 | 1 | 25 | 1 | 1 | 1 |
итого | 94 | 75 | 279 | 492 | 295 | 51 | 202 | 149 |
Рассчитываем эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле коэффициент корреляции Пирсона (формула 2.3.1).
коммуникативности | 0,5 |
организаторские способности | - 0,10 |
Определяем критические значения для полученных коэффициентов корреляции по таблице «Критические значения коэффициента корреляции Пирсона». При нахождении критического значения для вычисленного коэффициента Пирсона рассчитывается число степеней свободы К = n – 2. в нашем случае К = 21.
0,41 | 0,53 |
В виду того, что величина расчетного коэффициента корреляции попадает в зону не значимости наша гипотеза о том, что социометрический статус подростка в классе зависит от коммуникативной склонности не подтверждается.
Можно
сделать вывод, что социометрический
статус подростка не зависит от коммуникативной
склонности.
Выводы
Подросток оценивает себя не только с точки зрения успеваемости, но и с точки зрения положения в школе, отношений с ребятами. Вследствие этого отношения подростка со сверстниками, проявляющиеся и формирующиеся в общении с ними, отражаясь в самооценке школьника, влияют на особенности его учебной деятельности. Среди отношений на первое место для подростка выходят отношения с одноклассниками.
Сопоставив результаты социометрического исследования с результатами теста КОС мы выяснили, что группа «звезд» имеет низкий балл коммуникативных и организаторских способностей, а группа «пренебрегаемых» имеет высокий балл коммуникативных способностей.
Можно сделать вывод о том, что статус «звезд» не зависит от коммуникативных и организаторских способностей.
При исследовании акцентуаций характера было выявлено, что в группе «звезд» акцентуированных подростков значительно меньше, чем в группе «пренебрегаемых». В группе «звезд» преобладает такая акцентуация как гипертимность и в группе «пренебрегаемых» также преобладает гипертимность. Таким образом, акцентуации характера не влияют на статус «звезд» и «пренебрегаемых».
Корреляционный анализ показал, что взаимосвязь акцентуаций характера и коммуникативных (организаторских) способностей с социометрическим статусом личности отсутствует.
Таким
образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась
лишь частично – среди «звезд»
преобладает такая акцентуация
характера, как гипертимность. В остальном,
выдвинутая гипотеза не подтверждается
Заключение
Школьный класс - важнейшая группа принадлежности школьника. Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом.
Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».
В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде.
Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений.
Психологические исследования показали, что в подростковом возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многом определяют выбор ими той или иной профессии.
Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период, но особую силу оно приобретает в подростковом возрасте, когда происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом группы.
Опыт социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников как своеобразной модели общества. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности. Чем менее эффективной является социализация растущего человека, тем больше вероятности, что в своей дальнейшей жизни он встретиться с различными проблемами социального характера.
Информация о работе Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков