Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление взаимосвязи между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.

Гипотеза: мы предполагаем, что чем выше социометрический статус подростка, тем выше коммуникативные (организационные) способности. В группе «звезд» преобладает такая акцентуация характера, как гипертимность, а в группе «отверженных» – застревание

Содержание

Введение ........................................................................................................4

Глава 1 Психологические особенности развития подростка…..........................7

1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7

1.2. Акцентуации характера ………………..............................................10

1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14

Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18

2. 1. Процедура исследования....................................................................18

2. 2.Метод исследования.............................................................................18

2.2.1. Социометрическое исследование…………………………..18

2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей……………………………………………………………….20

2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23

2.3. Математические методы…………………………………………….25

Глава 3. Результаты исследования их интерпретация………………………..27

3.1. Описание результатов социометрического исследования………...27

З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27

3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей………………………………………………….30

3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33

3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим статусом и акцентуацией характера………………………………………………….33

3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим статусом и коммуникативными способностями…………………………………….35

Выводы ……………………………………………………………………37

Заключение .................................................................................................38

Литература ..................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

соцометрическй статус его взаимосвязь с личностными качествами подростков.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     Однако, только часть из них имеет и  высокий балл организаторских склонностей.

     Оставшаяся  часть испытуемых распределяется в  равных частях:

     Испытуемые, получившие оценку 1, — это люди с  низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

     Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные  склонности ниже среднего уровня. Они  не стремятся к общению, чувствуют  себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время  наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

     Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных  склонностей. Они стремятся к  контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.

     Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

     Уровень организаторских склонностей наибольшее количество испытуемых имеют оценку 2.

     Испытуемые, получившие оценку 2, имеют организаторские  склонности ниже среднего уровня. Они  не стремятся к общению, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

     Результаты социометрического исследования и исследования коммуникативных и организаторских склонностей можно представить в виде диаграммы

Рис. 3.3.2. КОС и социометрический статус.

     Из  диаграммы видно, что «звезды» имеют  низкие баллы коммуникативных и  организаторских склонностей, и  наоборот «пренебрегаемые» имеют высокие баллы коммуникативных и организаторских склонностей.

     Сопоставив  результаты социометрии с результатами теста КОС можно сделать вывод  о том, что статус лидера не зависит  от коммуникативных и организаторских  склонностей.  
 
 

     3.4. Корреляционный анализ

     3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим статусом и акцентуацией характера 

     Представим  исходные данные в виде таблицы 3.4.1.1. в которой введены дополнительные столбцы, необходимые для расчета коэффициента корреляции Пирсона по формуле 2.3.1. В таблице даны индивидуальные значения переменных Х и У, построчные произведения переменных Х и У, квадраты переменных всех индивидуальных значений переменных Х и У, а также суммы всех вышеперечисленных величин.

     Табл. 3.4.1.1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рассчитываем  эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле коэффициент корреляции Пирсона (формула 2.3.1).

 гипертимность 0.15
дистимичность - 0,1
циклотимность 0,19
эмоциональность 0,24
демонстративность 0,19
 застревание - 0,002
педантичность - 0,01
тревожность 0,47
возбудимость 0,18
экзальтированность 0,09
 

     Определяем  критические значения для полученного  коэффициента корреляции по таблице  «Критические значения коэффициента корреляции Пирсона». При нахождении критического значения для вычисленного коэффициента Пирсона рассчитывается число степеней свободы К = n – 2. в нашем случае К = 21.

0,41 0,53
 

     В виду того, что величина расчетного коэффициента корреляции попадает в зону не значимости наша гипотеза о том, что социометрический статус подростка в классе зависит от акцентуации характера, не подтверждается.

     Можно сделать вывод, что социометрический статус подростка не зависит от акцентуаций  характера подростка. 

     3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим  статусом и коммуникативными  склонностями

     Представим  исходные данные в виде таблицы 3.4.2.1., в которой введены дополнительные столбцы, необходимые для расчета коэффициента корреляции Пирсона по формуле 2.3.1. В таблице даны индивидуальные значения переменных Х и У, построчные произведения переменных Х и У, квадраты переменных всех индивидуальных значений переменных Х и У, а также суммы всех вышеперечисленных величин.

     Табл.3.4.2.1.

  x y1 xy1 xx yy у2 хy2 yy
1 5 5 25 25 25 5 25 25
2 5 1 5 25 1 2 10 4
3 5 3 15 25 9 1 5 1
4 5 2 10 25 4 2 10 4
5 4 4 16 16 16 5 20 25
6 5 2 10 25 4 1 5 1
7 8 4 32 64 16 1 8 1
8 1 2 2 1 4 2 2 4
9 1 5 5 1 25 2 2 4
10 0 4 0 0 16 1 0 1
11 6 3 18 36 9 2 12 4
12 4 2 8 16 4 2 8 4
13 5 1 5 25 1 1 5 1
14 3 5 15 9 25 2 6 4
15 4 4 16 16 16 2 8 4
16 5 5 25 25 25 2 10 4
17 4 5 20 16 25 4 16 16
18 0 5 0 0 25 4 0 16
19 8 3 24 64 9 2 16 4
20 4 3 12 16 9 4 16 16
21 6 1 6 36 1 2 12 4
22 5 1 5 25 1 1 5 1
23 1 5 5 1 25 1 1 1
итого 94 75 279 492 295 51 202 149
 

     Рассчитываем  эмпирическую величину коэффициента корреляции по формуле коэффициент корреляции Пирсона (формула 2.3.1).

 коммуникативности 0,5
организаторские способности - 0,10
 

     Определяем  критические значения для полученных коэффициентов корреляции по таблице «Критические значения коэффициента корреляции Пирсона». При нахождении критического значения для вычисленного коэффициента Пирсона рассчитывается число степеней свободы К = n – 2. в нашем случае К = 21.

0,41 0,53
 

     В виду того, что величина расчетного коэффициента корреляции попадает в зону не значимости наша гипотеза о том, что социометрический статус подростка в классе зависит от коммуникативной склонности не подтверждается.

     Можно сделать вывод, что социометрический статус подростка не зависит от коммуникативной склонности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы 

     Подросток оценивает  себя  не  только  с точки зрения успеваемости, но и с точки зрения положения в школе, отношений с ребятами. Вследствие  этого отношения подростка со сверстниками, проявляющиеся и формирующиеся в общении  с ними,  отражаясь  в  самооценке школьника, влияют  на  особенности его учебной деятельности. Среди отношений на первое место для подростка выходят отношения с одноклассниками.

     Сопоставив результаты социометрического исследования с результатами теста КОС мы выяснили, что группа «звезд» имеет низкий балл коммуникативных и организаторских способностей, а группа «пренебрегаемых» имеет высокий балл коммуникативных способностей.

     Можно сделать вывод о том, что статус «звезд» не зависит от коммуникативных и организаторских способностей.

     При исследовании акцентуаций характера  было выявлено, что в группе «звезд»  акцентуированных подростков значительно  меньше, чем в группе «пренебрегаемых». В группе «звезд» преобладает такая акцентуация как гипертимность и в группе «пренебрегаемых» также преобладает гипертимность. Таким образом, акцентуации характера не влияют на статус «звезд» и «пренебрегаемых».

     Корреляционный  анализ показал, что взаимосвязь  акцентуаций характера и коммуникативных (организаторских) способностей с социометрическим статусом личности отсутствует.

     Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась  лишь частично – среди «звезд»  преобладает такая акцентуация  характера, как гипертимность. В остальном, выдвинутая гипотеза не подтверждается 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Школьный  класс - важнейшая группа принадлежности  школьника. Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным,  не совпадающим друг с другом признакам.

     Во-первых, существует социальное расслоение,  особенно  заметное  в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и  в  характере  жизненных  планов,  уровне  притязаний  и способов их реализации. Иногда эти группы практически  не  общаются  друг с другом.

     Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».

     В-третьих, происходит дифференциация  авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей,  принятых  в  самой  ученической среде.

     Еще одним показателем усложнения неформальной  структуры  класса в этот период может служить появление такого нового основания для  объединения учащихся   в   группы,   как   общность   их   профессиональных   намерений.

     Психологические  исследования  показали,  что    в   подростковом   возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многом  определяют  выбор ими той или иной профессии.

     Взаимодействие человека и группы имеет большое значение в любой возрастной период, но особую силу оно приобретает в подростковом возрасте, когда происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом группы.

     Опыт  социального взаимодействия подросток приобретает в группе сверстников как своеобразной модели общества. Этот процесс может протекать с разной степенью успешности. Чем менее эффективной является социализация растущего человека, тем больше вероятности, что в своей дальнейшей жизни он встретиться с различными проблемами социального характера.

Информация о работе Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков