Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление взаимосвязи между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.

Гипотеза: мы предполагаем, что чем выше социометрический статус подростка, тем выше коммуникативные (организационные) способности. В группе «звезд» преобладает такая акцентуация характера, как гипертимность, а в группе «отверженных» – застревание

Содержание

Введение ........................................................................................................4

Глава 1 Психологические особенности развития подростка…..........................7

1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7

1.2. Акцентуации характера ………………..............................................10

1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14

Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18

2. 1. Процедура исследования....................................................................18

2. 2.Метод исследования.............................................................................18

2.2.1. Социометрическое исследование…………………………..18

2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей……………………………………………………………….20

2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23

2.3. Математические методы…………………………………………….25

Глава 3. Результаты исследования их интерпретация………………………..27

3.1. Описание результатов социометрического исследования………...27

З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27

3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей………………………………………………….30

3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33

3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим статусом и акцентуацией характера………………………………………………….33

3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим статусом и коммуникативными способностями…………………………………….35

Выводы ……………………………………………………………………37

Заключение .................................................................................................38

Литература ..................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

соцометрическй статус его взаимосвязь с личностными качествами подростков.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     Теоретической основной опросника является концепция  К.Леонгарда «акцентуированных личностей», согласно которой присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют «ядро» личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера

     Цель: выявить типы акцентуаций характера.

     Материал: для проведения исследования необходимо приготовить бланки протокола, ручку или карандаш для заполнения тестового бланка и текст опросника. Для обработки результатов используются «ключи».

     Правила проведения: Прочитать инструкцию и проверить, правильно ли она воспринята. Проследить за правильностью заполнения бланка протокола. Методику можно применять, начиная с 11-12 лет, как при групповом, так и при индивидуальном обследовании.

     Опросник  составлен из 97 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). Для обработки результатов необходимо изготовить ключи по типу трафаретов, которые накладываются на регистрационный лист, заполненный испытуемым, осуществляется подсчет ответов соответствующий ключам.

     После заполнения бланка подсчитывается число  баллов отдельно по каждому из 10 типов  акцентуаций в следующей последовательности:

     1. гипертимный тип 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. 
Полученная сумма умножается на 3.

     2. застревающий тип (ригидный) 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и число ответов «нет» на вопросы № 12, 46, 59. 
Полученная сумма умножается на 2.

     3. эмотивный тип. 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 3, 13, 35,47, 57, 69,79 и ответ «нет» на вопрос № 25. 
Полученная сумма умножается на 3.

     4. педантичный тип 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и ответ «нет» на вопрос № 36. 
Полученная сумма умножается на 2.

     5. тревожный тип 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «нет» на вопрос № 5. 
Полученная сумма умножается на 3.

     6. циклотимный тип 
Суммируется число ответов « да» на вопросы № 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84. 
Полученная сумма умножается на 3.

     7. демонстративный тип 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 и ответ «нет» на вопрос № 51. 
Полученная сумма умножается на 2.

     8. возбудимый тип (неуправляемый) 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. 
Полученная сумма умножается на 3.

     9. дистимный тип 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 9, 21, 43, 75, 87 и число ответов «нет» на вопросы № 31, 53, 65. 
Полученная сумма умножается на 3.

     10. экзальтированный тип 
Суммируется число ответов «да» на вопросы № 10, 32, 54, 76. 
Полученная сумма умножается на 6.

     После обработки анкеты записывается число  баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное  число баллов равно 24.

     18-24 балла – выраженная акцентуация  по данному типу.

     12-17 баллов – скрытая акцентуация.

     Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации по данному типу. 

     2.3. Математические методы

      Для выявления возможных взаимосвязей мы применяли корреляционный анализ Пирсона.

      Термин  «корреляция» был введен в науку  выдающимся английским естествоиспытателем  Ф. Гальтоном в 1886 г. Однако точную формулу для подсчета коэффициента корреляции разработал его ученик Карл Пирсон.

      Коэффициент характеризует наличие только линейной связи между признаками, обозначаемыми, как правило, символами X и Y. Формула  расчета коэффициента корреляции построена  таким образом, что, если связь между признаками имеет линейный характер, коэффициент Пирсона точно устанавливает тесноту этой связи. Поэтому он называется также коэффициентом линейной корреляции Пирсона. Если же связь между переменными X и Y не линейна, то Пирсон предложил для оценки тесноты этой связи так называемое корреляционное отношение.

      Величина  коэффициента линейной корреляции Пирсона  не может превышать +1 и быть меньше чем -1. Эти два числа +1 и -1 — являются границами для коэффициента корреляции. Когда при расчете получается величина большая +1 или меньшая -1 — следовательно, произошла ошибка в вычислениях.

      Знак  коэффициента корреляции очень важен для интерпретации полученной связи. Подчеркнем еще раз, что если знак коэффициента линейной корреляции — плюс, то связь между коррелирующими признаками такова, что большей величине одного признака (переменной) соответствует большая величина другого признака (другой переменной). Иными словами, если один показатель (переменная) увеличивается, то соответственно увеличивается и другой показатель (переменная). Такая зависимость носит название прямо пропорциональной зависимости.

      Если  же получен знак минус, то большей  величине одного признака соответствует  меньшая величина другого. Иначе говоря, при наличии знака минус, увеличению одной переменной (признака, значения) соответствует уменьшение другой переменной. Такая зависимость носит название обратно пропорциональной зависимости.

      В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

         (2.3.1)

      где  хi — значения, принимаемые в выборке X,

      yi — значения, принимаемые в выборке Y;

        — средняя по X, — средняя по Y.

      Расчет  коэффициента корреляции Пирсона предполагает, что переменные Х и У распределены нормально. 
 
 
 

     Глава 3. Результаты исследования  их интерпретация

     3.1. Описание результатов социометрического исследования

     Полученная  информация заносятся в социоматрицу. (Приложение 1)

     По  данным социоматрицы статус «звезды» имеют 4 человека – 15 %; статус «предпочитаемые» имеет большинство испытуемых 14 человек – 52%; статус «пренебрегаемых» имеют 8 человек – 30% и статус «отвергаемые» имеет 1 человек – 3%. В данном классе отсутствуют «изолированные». 

     З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера

     Для исследования акцентуаций характера использовалась методика диагностики акцентуаций характера опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.

     Полученные  данные сводятся в таблицу (Приложение 2)

     Результаты  можно представить в виде таблицы и диаграммы

     Табл. № 3.2.1.

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0-11 7 15 6 6 8 11 14 15 10 5
12-17 8 6 8 10 10 10 6 7 10 7
18-24 8 2 9 7 5 2 3 1 3 11
 

     Примечание: 

     1. гипертимность;

     2. дистимичность;

     3. циклотимность;

     4. эмотивность;

     5. демонстративность;

     6. застревание;

     7. педантичность;

     8. тревожность;

     9. возбудимость;

     10.экзальтированность.

     18-24 балла – выраженная акцентуация  по данному типу.

     12-17 баллов – скрытая акцентуация.

     Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации  по данному типу.

     Из  таблицы видно, что у большинства  детей в классе ярко выражены такие основные черты характера как гипертимность, экзальтированность, циклотимность.

     Люди, с гипертимной акцентуацией склонны к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.

     Главной особенностью экзальтированной личности является бурная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением.

     Резкие  перепады настроения характерны для циклотимной личности. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства.

     Такие акцентуации как возбудимость, застревание, демонстративность и эмотивность  преобладают в скрытых акцентуациях.

     Дистимичность, застревание педантичность и  тревожность у большинства детей  отсутствуют.

     

     Рис.3.2.1 Гипертимность.

     По  диаграмме видно, что в группе «звезд» акцентуированных подростков значительно меньше, чем в группе «пренебрегаемых». В группе «звезд» преобладает такая акцентуация как гипертимность

     

     Рис.3.2.2. Преобладание акцентуаций у «пренебрегаемых».

     В группе «пренебрегаемых» также преобладает  гипертимность.

     Таким образом, акцентуации характера  не влияют на статус «звезд» и «пренебрегаемых»

     Выдвинутая гипотеза подтвердилась лишь частично – в группе «звезд» преобладает такая акцентуация характера, как гипертимность, и в группе «отверженных» – также преобладает гипертимность. 

     3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей

     Исследование  коммуникативных и организаторских  склонностей с помощью тест-опросника  КОС.

     Результаты  сводятся в таблицу (Приложение 3)

     В ходе анализа результатов сначала  дают оценку уровня коммуникативных  и организаторских склонностей  испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок. Полученные результаты сводятся в таблицу.

     Табл. № 3.3.1.

          1 2 3 4 5
        Коммуникативные склонности 17% 17% 17% 17% 30%
        Организаторские склонности 30% 48% 0 13% 9%
 

      Общие результаты представлены графически в  виде диаграммы

     

     Рис. 3.3.1 Коммуникативные и организаторские  склонности

     Уровень коммуникативных склонностей наибольшее количество испытуемых имеют высшую оценку 5. Они обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации.

Информация о работе Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков