Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление взаимосвязи между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.

Гипотеза: мы предполагаем, что чем выше социометрический статус подростка, тем выше коммуникативные (организационные) способности. В группе «звезд» преобладает такая акцентуация характера, как гипертимность, а в группе «отверженных» – застревание

Содержание

Введение ........................................................................................................4

Глава 1 Психологические особенности развития подростка…..........................7

1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7

1.2. Акцентуации характера ………………..............................................10

1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14

Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18

2. 1. Процедура исследования....................................................................18

2. 2.Метод исследования.............................................................................18

2.2.1. Социометрическое исследование…………………………..18

2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей……………………………………………………………….20

2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23

2.3. Математические методы…………………………………………….25

Глава 3. Результаты исследования их интерпретация………………………..27

3.1. Описание результатов социометрического исследования………...27

З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27

3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей………………………………………………….30

3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33

3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим статусом и акцентуацией характера………………………………………………….33

3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим статусом и коммуникативными способностями…………………………………….35

Выводы ……………………………………………………………………37

Заключение .................................................................................................38

Литература ..................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

соцометрическй статус его взаимосвязь с личностными качествами подростков.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

     При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников  подростки  отличаются крайним конформизмом в  подростковой группе. Один зависит  от всех, стремиться к сверстникам  и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

     С переходом во вторую половину подросткового  возраста общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома , он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется  у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении, аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личностных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.  

     Для отрочества, большое значение имеет  обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Общение по нормативам возрастного статуса отрочества сочетается здесь с нежной привязанностью и обожанием. Не только девочки – подростки выражают свои чувства объятиями и стремлениями прикасаться друг к другу, это становится свойственно и мальчикам – подросткам. Наряду с дружескими потасовками и борьбой мальчики  так же, как и девочки, выражают свою приязнь друг к другу через объятия и рукопожатия. Все – и мальчики и девочки – подростки – озаряют своего друга сиянием восхищенных любящих глаз.

     Сходство  в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения  подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Товарищ становится для подростка образцом для подражания, у него появляется желание стать таким же, приобрести те же личностные качества, значения, умения и навыки. Дружба активирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговора бывает немало разнообразных «тайн».

     Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком  друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить  тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

     Подростковая  дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет постепенно переходит в юношескую, уже с другими особенностями взаимной идентификации. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Организация и методы исследования

     2. 1. Процедура исследования

     Исследование  проводилось в 8 «А» классе школы  № 14 г. Набережные Челны. Дата тестирования  26 января 2009г.

     В исследовании приняли участие 23 человека в возрасте 14 – 15 лет.

     Тестирование  проводилось во время уроков, в привычной для детей обстановке. Тестирование проводилось на добровольной основе. 

     2.2. Методы исследования

     2.2.1. Социометрическое исследование

     Инструкция:  Ответь, пожалуйста, на приведенные  ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

     Читай каждый вопрос и сразу отвечай  на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого  вопроса оставлены специальные  места. Фамилии указывай в любом порядке.

     Прежде  чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!

     Фамилия и имя ____________________________________________

     Класс ____________________________________________________

     Дата  тестирования _________________________________________ 

    1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в  другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял(а) в новый класс? Запиши, пожалуйста, 5 фамилий
    2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял(а) в свой новый класс? Запиши 5 фамилий
    3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Запиши 5 фамилий
    4. Укажи, пожалуйста, тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши 5 фамилий
    5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел(а) бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и т.д.

     Данные, полученные в результате опроса, заносятся в специальную таблицу – социоматрицу.

     В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:

     ВС  – количество выборов, сделанных  данным человеком;

     ОС  – количество отклонений, сделанных данным человеком;

     ВП  – сумма выборов, полученных данным человеком;

     ОП  – сумма отклонений, полученных данным человеком;

     ОВ  – количество ожидаемых выборов;

     ОО  – количество ожидаемых отклонений;

     ВВ  – количество взаимных выборов;

     ВО  – количество взаимных отклонений.

     Анализ  ответов позволяет получить не только качественный, но  количественный материал о внутригрупповых взаимоотношениях. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личностных отношений, измеряет его «социометрический статус».

     Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов, то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых». 

     2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей 

     Исследование  коммуникативных и организаторских  склонностей с помощью тест-опросника  КОС. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

     Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».

     В ходе анализа результатов сначала  дают оценку уровня коммуникативных  и организаторских склонностей  испытуемого. Для этого пользуются шкалой оценок.  
 
 

     Шкала оценок коммуникативных и организаторских  склонностей

     Таб.№ 2.2.2.1.

     Кк       КО       Шкала оценки
     0,10-0,45      0,2-0,55      1
     0,46-0,55      0,56-0,65      2
     0,56-0,65      0,66-0,70      3
     0,66-0,75      0,71-0,80      4
     0,75-1,00      0,81-1,00      5
 

     Уровень развития коммуникативных и организаторских  склонностей характеризуется с  помощью оценок по шкале следующим  образом. Испытуемые, получившие оценку 1, — это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

     Испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные  и организаторские склонности ниже среднего уровня. Они не стремятся  к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

     Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных  и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

     Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к  группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских  склонностей. Они не теряются в новой  обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

     Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень  высоким уровнем проявления коммуникативных  и организаторских склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

     Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку  развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.

     Желание заниматься организаторской деятельностью  и общаться с людьми зависит и  от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития

   2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)

Информация о работе Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков