Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:31, курсовая работа
Цель исследования – выявление взаимосвязи между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.
Гипотеза: мы предполагаем, что чем выше социометрический статус подростка, тем выше коммуникативные (организационные) способности. В группе «звезд» преобладает такая акцентуация характера, как гипертимность, а в группе «отверженных» – застревание
Введение ........................................................................................................4
Глава 1 Психологические особенности развития подростка…..........................7
1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7
1.2. Акцентуации характера ………………..............................................10
1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14
Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18
2. 1. Процедура исследования....................................................................18
2. 2.Метод исследования.............................................................................18
2.2.1. Социометрическое исследование…………………………..18
2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей……………………………………………………………….20
2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23
2.3. Математические методы…………………………………………….25
Глава 3. Результаты исследования их интерпретация………………………..27
3.1. Описание результатов социометрического исследования………...27
З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27
3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей………………………………………………….30
3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33
3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим статусом и акцентуацией характера………………………………………………….33
3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим статусом и коммуникативными способностями…………………………………….35
Выводы ……………………………………………………………………37
Заключение .................................................................................................38
Литература ..................................................................................................40
Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков
(курсовая
работа)
Содержание.
Введение
..............................
Глава
1 Психологические особенности развития
подростка…....................
1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7
1.2.
Акцентуации характера ………………........................
1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14
Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18
2.
1. Процедура исследования........
2.
2.Метод исследования..........
2.2.1.
Социометрическое исследование…
2.2.2.
Исследование коммуникативных и организаторских
склонностей…………………………………………………
2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23
2.3. Математические методы…………………………………………….25
Глава 3. Результаты исследования их интерпретация………………………..27
3.1.
Описание результатов
З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27
3.3.
Описание результатов исследования коммуникативных
и организаторских склонностей…………………………………………………
3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33
3.4.1.
Взаимосвязь между
3.4.2.
Взаимосвязь между
Выводы ……………………………………………………………………37
Заключение
..............................
Литература
..............................
Приложение
1 ……………………………………………………..........
Приложение 2…………………………………………………………….43
Приложение
3…………………………………………………………….44
ВВЕДЕНИЕ
Выступая
как важный этап становления личности,
подростковый возраст представляет
собой сложный процесс
Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку общественно полезная деятельность формирует» адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой — предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.
Большую часть своей жизни подросток проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни подростки легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние акцентуации характера и коммуникативных склонностей на жизнь подростка и конкретно – на социометрический статус подростка в группе. Если подросток сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований.
Цель исследования – выявление взаимосвязи между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.
Гипотеза:
мы предполагаем, что чем выше социометрический
статус подростка, тем выше коммуникативные
(организационные) способности. В группе
«звезд» преобладает такая
Задачи исследования:
Объект данного исследования – учащиеся 8 класса средней общеобразовательной школы № 14 г. Набережные Челны.
Предмет – взаимосвязь акцентуаций характера и коммуникативных (организаторских) способностей с социометрическим статусом личности.
Методы исследования и обработка данных:
Метод социометрии, для определения акцентуаций характера был использован Опросник Шмишека – Леонгарда «Акцентуации характера», для определения коммуникативных и организационных склонностей был использован тест исследование коммуникативных и организаторских склонностей.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
В
первой части рассматриваются
Во второй части – описывается проведенная тестовая работа, описание методики, обработка данных.
В третьей части – приводятся результаты исследования и их интерпретация
В Заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы данной работы.
Список
литературы содержит 22 источника.
1. Психологические особенности развития подростка
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Подросток— уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.
Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.
Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.
Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.
Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.
Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.
Подросток
испытывает внутренний конфликт: желанное
прощание с детством и его безмятежностью
и тяжесть расставания с
Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.
В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.
Формирование
«Мы-концепции у подростка
Учебная
деятельность и школа перестаёт
быть главной и самой важной задачей.
Ведущей деятельностью
В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.
Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.
Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).
В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
Информация о работе Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков