Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление взаимосвязи между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.

Гипотеза: мы предполагаем, что чем выше социометрический статус подростка, тем выше коммуникативные (организационные) способности. В группе «звезд» преобладает такая акцентуация характера, как гипертимность, а в группе «отверженных» – застревание

Содержание

Введение ........................................................................................................4

Глава 1 Психологические особенности развития подростка…..........................7

1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7

1.2. Акцентуации характера ………………..............................................10

1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14

Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18

2. 1. Процедура исследования....................................................................18

2. 2.Метод исследования.............................................................................18

2.2.1. Социометрическое исследование…………………………..18

2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей……………………………………………………………….20

2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23

2.3. Математические методы…………………………………………….25

Глава 3. Результаты исследования их интерпретация………………………..27

3.1. Описание результатов социометрического исследования………...27

З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27

3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей………………………………………………….30

3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33

3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим статусом и акцентуацией характера………………………………………………….33

3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим статусом и коммуникативными способностями…………………………………….35

Выводы ……………………………………………………………………37

Заключение .................................................................................................38

Литература ..................................................................................................40

Работа содержит 1 файл

соцометрическй статус его взаимосвязь с личностными качествами подростков.doc

— 291.00 Кб (Скачать)
 
 

     Социометрический  статус и его взаимосвязь  с личностными  качествами подростков

(курсовая  работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание.

     Введение ........................................................................................................4

Глава 1 Психологические особенности развития подростка…..........................7

     1.1. Психологические особенности подросткового возраста …………...7

     1.2. Акцентуации характера ………………..............................................10

     1.3. Общение подростка со сверстниками ……...……….……………...14

Глава 2. Организация и методы исследования …………………………18

     2. 1. Процедура исследования....................................................................18

     2. 2.Метод исследования.............................................................................18

         2.2.1. Социометрическое исследование…………………………..18

         2.2.2. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей……………………………………………………………….20

         2.2.3. Методика диагностики акцентуаций характера. (Опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека)…………………………………………….23

     2.3. Математические методы…………………………………………….25

Глава 3. Результаты исследования  их интерпретация………………………..27

     3.1. Описание результатов социометрического исследования………...27

     З.2. Описание результатов исследования акцентуаций характера…….27

     3.3. Описание результатов исследования коммуникативных и организаторских склонностей………………………………………………….30

     3.4. Корреляционный анализ…………………………………………….33

         3.4.1. Взаимосвязь между социометрическим  статусом и акцентуацией характера………………………………………………….33

         3.4.2. Взаимосвязь между социометрическим  статусом и коммуникативными  способностями…………………………………….35

     Выводы ……………………………………………………………………37

     Заключение  .................................................................................................38

     Литература ..................................................................................................40

     Приложение 1 ……………………………………………………............42

     Приложение 2…………………………………………………………….43

     Приложение 3…………………………………………………………….44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Выступая  как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного  развития, отличающийся разноуровневыми  характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия  и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям

     Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку общественно полезная деятельность формирует» адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной стороны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потенциям, с другой — предоставляет ему практику для развития самосознания, формируя нормы его жизнедеятельности.

     Большую часть своей жизни подросток  проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни подростки легко идут на контакт, хорошо принимаются в  группе, другие – наоборот. Данная работа призвана рассмотреть влияние акцентуации характера и коммуникативных склонностей на жизнь подростка и конкретно – на социометрический статус подростка в группе. Если подросток сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований.

     Цель  исследования – выявление взаимосвязи  между акцентуацией характера и коммуникативными (организаторскими) способностями с одной стороны и социометрическим статусом личности в коллективе – с другой стороны.

     Гипотеза: мы предполагаем, что чем выше социометрический статус подростка, тем выше коммуникативные (организационные) способности. В группе «звезд» преобладает такая акцентуация  характера, как гипертимность, а в группе «отверженных» – застревание

     Задачи  исследования:

    1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
    2. Изучение социометрического статуса, акцентуаций характера и коммуникативных (организаторских) способностей.
    3. Провести корреляционный анализ взаимосвязи социометрического статуса с акцентуациями характера и коммуникативными (организаторскими) способностями.
    4. Обобщение результатов, подведение итогов и написание выводов.

     Объект  данного исследования – учащиеся 8 класса средней общеобразовательной школы № 14 г. Набережные Челны.

     Предмет  – взаимосвязь акцентуаций характера и коммуникативных (организаторских) способностей с социометрическим статусом личности.

     Методы  исследования и обработка данных:

  1. теоретический анализ научно-методической литературы;
  2. опытно-экспериментальная работа;
  3. методы математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона.

     Метод  социометрии, для определения акцентуаций характера был использован Опросник Шмишека – Леонгарда «Акцентуации характера», для определения коммуникативных и организационных склонностей был использован тест исследование коммуникативных и организаторских склонностей.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

     В первой части рассматриваются психологические особенности развития подростка.

     Во  второй части – описывается проведенная тестовая работа, описание методики, обработка данных.

     В третьей части – приводятся результаты исследования и их интерпретация

     В Заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии темы данной работы.

     Список  литературы содержит 22 источника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психологические особенности развития подростка

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

     Подросток— уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.

     Внутренний  кризис самооценки подростка возникает  в связи с расширением и  ростом возможностей и сохранением  детско-школьного статуса.

     Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен  он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

     В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки  пуповины». Ребёнок отделяется от родителей  и уходит в свой мир — мир сверстников.

     Противоречие  подросткового возраста заключается  в том, что ребёнок стремится  получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с  избеганием взрослой ответственности.

     Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

     Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

     Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием  ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие  вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;

     Борясь  с собственным одиночеством, и  осознавая сложность проблем, подросток  начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.

     В молодёжной среде у подростка  формируется «мы-концепция». С одной  стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.

     Формирование  «Мы-концепции у подростка является мостиком к возникновению в жизни  подростка референтной группы или  групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)

     Учебная деятельность и школа перестаёт  быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.

     В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

     Именно  новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется  рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

     Рост  критичности подчас ведёт к полному  негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые  для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.

     Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную  личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть  даже самому себе (дневники).

     В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий  глубже понять других и себя.

Информация о работе Социометрический статус и его взаимосвязь с личностными качествами подростков