Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа
Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы 5
социально-психологической адаптации 5
1.1. Проблема социально-психологической адаптации 5
1.1.1. Понятие адаптации 5
1.1.2. Социально-психологическая адаптация 10
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 22
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 22
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте. 24
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 26
1.3. Постановка целей и задач исследования. 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации 30
2.3. Математико - статистические методы 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста 34
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации 3
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности. 5
Заключение 8
Список литературы 9
Полученные кластеры ВА и НА сравнивались по Т-критерию Стьюдента. Было выявлено 4 значимых различия . (Таблица 4)
Таблица 4. Т-критериальные различия самоотношения подростков с высоким и низким уровнем социально-психологической адаптации.
Показатели методик | среднее | среднее | Т-критерий | уровень | значимости |
| ВА | НА |
| р |
|
самоуверенность | 11,714 | 8,615 | 3,088 | 0,006 | ** |
Отраженное самоотношение | 8,143 | 5,308 | 2,840 | 0,011 | ** |
самоценность | 11,714 | 8,769 | 2,913 | 0,009 | ** |
Внутренняя конфликтность | 3,286 | 8,000 | -3,150 | 0,006 | ** |
В показателе «самоуверенность», что характеризует высокоадаптированных как значительно более уверенных в себе, относящихся к себе как к самостоятельному и надежному человеку, которому есть за что себя уважать, в отличие от низкоадаптированных подростков, которые чаще неудовлетворенны своими возможностями, сомневаются в своей возможности вызывать уважение.
В показателе «отраженное самоотношение», что говорит о большей склонности высокоадаптированных подростков представлять себе вероятное положительное отношение к себе окружаюших, своей способности вызывать у них симпатию и восхищение, в отличие от низкоадаптированных подростков, которые чаще всего сомневаются относительно положительного отношения окружающих, что в реальности зависит от их собственного самоотношения.
В показателе «самоценность», что говорит о преобладающем ощущении для высокоадаптированных подростков ощущении ценности собственной личности, они чаще положительно оценивают свое внутреннее «Я» по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства. Низкоадаптированные подростки чаще сомневаются в ценности собственной личности, недооцнивают собственное «Я», у них меньше интереса к своему внутреннему миру.
В показателе «внутренняя конфликтность», что характеризует низкоадаптированных подростков как более негативно относящихся к себе, имеющих большее количество внутренних конфликтов и сомнений, имеющих тенденцию к чрезмерному самокопанию и рефлексии.
Таким образом, основные особенности проявления социально-психологической адаптированности сводятся к различиям в сфере самосознания и самоотношения. Как видно из полученных результатов, высокоадаптированные подростки отличаются более зрелым отношением к себе, что влечет за собой уверенность в поведении и социальных контактах; в то время как низкоадаптированные подростки часто негативно относятся к себе, характеризуются невротическими проявлениями чрезмерного самоуглубления и рефлексии, амбивалентностью в отношении к себе и неуверенностью в своих возможностях вызывать уважение окружающих.
Итак, рассмотрев особенности проявления адаптированности в группах подростков, мы можем сделать следующие выводы:
1. Показатели адаптированности в группах подростков связаны с разными личностными особенностями.
2. В возрастной группе подростков адаптированность во многом связана с показателями эмоциональной устойчивости, социальной смелости, позитивного самоотношения, демонстрацией уверенного поведения, отсутствием внутренних конфликтов.
3. Спецификой взаимосвязей факторов адаптированности в группе подростков можно назвать наличие корреляций между адаптированностью и высокой нормативностью поведения, в группе юношей – с легкостью в коммуникациях (доверительность, непосредственность, высокая эмоциональность общения).
4. Наблюдаются различия в уровнях высокой и низкой адаптации в группах подростков: различия касаются только сферы самоотношения.
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация. М., 1969.
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности // Вопросы психологии. 1989, №1.
3. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М., 2001.
4. Бодалев А.А. Психология общения. Москва – Воронеж, 1996.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально – психологической адаптации / сб. «Психологические механизмы регуляции социального поведения» под ред. Бобнева М.И., шорохова Е.В. М., 1979.
7. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности / сб. «Методология и методы социальной психологии». М., 1977.
8. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности». М., 2000.
9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.,1980.
10. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.
11. Кулагина И.Ю.. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
12. Краткий психологический словарь. Составитель Карпенко Л.А./ под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.,1985.
13. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Очерки психологии старшего школьника. М., 1963.
14. Маслоу А. Самоактуализация. / в кн.: Психология личности. Тексты. М., 1982.
15. Молодцова Т.Д. Психолого – педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. Ростов, 1997.
16. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. Под ред. Бодалева А.А., Кричесвского Р.Л. М., 1987.
17. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1990.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
19. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. Под ред. Кривцовой С.В. М., 1997.
20. Поляков В.А. Психология развития личности. М., 1999.
21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Райгородского Д.Я. Самара, 1999.
22. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1980.
23. Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. Минск, 1997.
24. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий / под ред. Беличевой С.А.М., 1993.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
26. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
27. Шнирман А.Л. Коллектив и развитие личности школьника. М., 1975.
2
Информация о работе Социально-психологическая адаптация подростков