Социально-психологическая адаптация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы 5
социально-психологической адаптации 5
1.1. Проблема социально-психологической адаптации 5
1.1.1. Понятие адаптации 5
1.1.2. Социально-психологическая адаптация 10
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 22
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 22
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте. 24
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 26
1.3. Постановка целей и задач исследования. 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации 30
2.3. Математико - статистические методы 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста 34
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации 3
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности. 5
Заключение 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

3.2.1. Результаты корреляционного анализа показателей социально-психологической адаптации, личностных свойств и отношения к себе в выборке подростков.

Для анализа особенностей протекания процесса социально-психологической адаптации у подростков нами использовался корреляционный анализ Пирсона. Анализировались все значимые взаимосвязи показателей адаптированности и личностных особенностей подростков (Таблица 1)

Таблица.1. Взаимосвязи показателей адаптированности и личностных особенностей подростков

 показатели

C

G

H

M

адаптированность

0,51 *

 

 

 

дезадаптированность

 

 

 

-0,47 *

Адаптированность (интегральный показатель)

 

0,53 *

 

 

 

 

принятие себя (интегр.показатель)

 

 

 

0,50 *

Эмоциональный комфорт (интегр.показатель)

0,52 *

 

 

 

Интернальность (интегр.показатель)

 

 

 

0,45 *

Доминирование (интегр.показатель)

0,57 **

 

0,53 *

 


 

Было обнаружено 19 значимых взаимосвязей показателей адаптированности и некоторых личностных особенностей подростков. Нами будут рассмотрены только корреляции интегральных показателей:

      Взаимосвязь показателя «адаптированность» и «эмоциональная устойчивость» (0,51, р<0,05), что свидетельствует о том, что подростки, более успешные, приспособленные в социальных контактах и взаимодействиях, чаще являются эмоционально выдержанными, спокойными, способными следовать групповым нормам и правилам.

      Отрицательная взаимосвязь показателя «дезадаптированность» и фактора М («практичность - развитое воображение») – (-0,47, р<0,05) то есть, склонность к дезадаптированному типу поведения у подростков связана с большей ориентацией на внешнюю реальность, следованием общепринятым нормам, некоторой ограниченностью – склонностью к стереотипным формам поведения.

      Взаимосвязь интегрального показателя «адаптированность» и фактора G («подверженность чувствам – высокая нормативность поведения») – (0,53, р<0,05), т.е. хорошая приспособленность к социальному окружению, развитость навыков в социальных контактах связана с хорошим осознаванием норм и правил поведения, ответственностью и целеустремленностью в жизненных принципах.

      взаимосвязь интегрального показателя «принятие себя» и фактора М  («практичность - развитое воображение») – (0,50,р<0,05), что говорит о том, что для подростков позитивно, положительно относящихся к себе и своим личностным особенностям, более свойственно преобладание развитого воображения, они больше ориентированы на свой внутренний мир, имеют хорошие творческие способности.

      взаимосвязь интегрального показателя «эмоциональный комфорт» и фактора С («эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость») – (0,52, р<0,05), т.е. у подростков преобладание положительного эмоционального тона в социальных контактах тесно связано с общей эмоциональной зрелостью, устойчивостью интересов, способностью следовать требованиям группы.

      взаимосвязь интегрального показателя «интернальность» и фактора М («практичность - развитое воображение») – (0,45,р<0,05), что свидетельствует о связи зрелого, ответственного типа поведения, склонности брать на себя ответственность за происходящее с ориентированием на свой внутренний мир, стремлением развивать свои творческие способности.

      взаимосвязь интегрального показателя «доминирование» и фактора С («эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость») – (0,57, р<0,01) и фактора Н («робость – смелость») – (0,53, р<0,05), т.е. в группе подростков склонность к доминированию, стремлению руководить и быть организатором связана эмоциональной стабильностью, уравновешенностью, а также с социальной смелостью, активностью, готовностью иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, склонностью идти на риск.

Таким образом, основные показатели адаптированности в подростковых группах оказываются связанными с такими характеристиками как эмоциональная устойчивость, подчинение социальным нормам, социальная смелость и развитое воображение.

2

 



 

Таблица 2. Взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации подростков и отношения к себе.

 

 

Открытость

 

 

 

Самоуверенность

 

 

 

Саморуководство

 

 

 

Отраженное самоотношение

 

 

Самоценность

 

 

 

Внутренняя конфликтность

 

 

Деловой статус

 

 

 

адаптированность

0,48 *

0,56

**

0,71 ***

 

0,54*

 

 

дезадаптированность

 

-0,48 *

 

 

 

0,48*

-0,46 *

принятие себя (интегр.показатель)

 

0,52 *

 

0,62 **

0,60 **

 

 

Эмоциональный комфорт (интегр.показатель)

 

0,60 **

 

0,45

 

-0,53*

 

Интернальность (интегр.показатель)

 

0,58 **

 

0,55 *

0,45 *

 

 

Доминирование (интегр.показатель)

 

 

 

 

 

-0,51 *

 

 

2

 



 

Всего было обнаружено 42 значимых корреляции показателей адаптированности и компонентов сферы самосознания, а также социального статуса.

Нами будут рассмотрены только корреляции интегральных показателей:

      показатель «адаптированность» обнаруживает 4 значимых корреляции с показателями «открытость» (0,48, р<0,05), «самоуверенность» (0,56,р<0,01), «саморуководство» (0,71,р<0,001) и «самоценность» (0,54,р<0,05), т.е. для подростков адаптированных в социальном взаимодействии более свойственно преобладание внутренней честности и открытости, глубокого осознания себя, самоуверенности, принятия ценности себя, ощущения собственной субъектности во взаимодействиях.

      Показатель «дезадаптированность» обнаруживает 3 значимых взаимосвязи с показателями «самоуверенность» (-0,48, р<0,05), «внутренняя конфликтность» (0,48,р<0,05) и «деловой статус» (-0,46,р<0,05), что свидетельствует о наличии для подростков, малоуспешных в социальных взаимодействиях, общего негативного отношения к себе,  неуверенности в себе, наличием внутренних конфликтов, а также низким деловым статусом в коллективе.

      интегральный показатель «принятие себя» обнаруживает 3 значимые корреляции с показателями «самоуверенность» (0,52,р<0,05), «отраженное самоотношение» (0,62 р<0,01) и «самоценность» (0,60 р<0,05), т.е. подростки позитивно относящиеся к себе как к личности более склонны уважать, ценить себя, демонстрировать и ощущать самоуверенность, предвосхищать положительное отношение других людей.

      Интегральный показатель «эмоциональный комфорт» обнаруживает 3 значимых корреляции с показателями «самоуверенность» (0,60, р<0,01), «отраженное самоотношение» (0,45, р<0,05) и «внутренняя конфликтность» (-0,53, p<0,05), т.е. для подростков склонных переживать положительные эмоции в процессе общения более свойственно ощущение самоуверенности, собственной значимости, предвосхищении вызывать восхищение и симпатию у других и отсутствием внутренних конфликтов, положительным отношением к себе.

      Интегральный показатель «интернальность» обнаруживает 3 значимых корреляции с показателями «самоуверенность» (0,58, р<0,01), «отраженное самоотношение» (0,55, р<0,05) и «самоценность» (0,45,р<0,05), что характеризует подростков, более склонных брать ответственность на себя,  с преобладающим внутренним контролем, как более уверенных, ощущающих силу своего «Я», ясно представляющих свою возможность вызывать положительное отношение у окружающих, с преобладающим полюсом высокой эмоциональной самоценности.

      Интегральный показатель «доминирование» обнаруживает 1 значимую отрицательную взаимосвязь с показателем «внутренняя конфликтность» (-0,51, р<0,05), что говорит о связи склонности к доминированию, стремлению руководить, вести за собой и отсутствием внутренних конфликтов, негативного отношения к себе.

Таким образом, можно заметить, что адаптированность у подростков во многом связана со сферой самосознания, или, точнее, со сферой самоотношения, т.к. многие показатели адаптированности тесно взаимосвязаны с ощущением самоуверенности, ценности собственной личности в своих глазах и мнении окружающих, отсутствием внутренних конфликтов.

3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации

Методом кластерного анализа (K - means clustering) по основным характеристикам социально – психологической адаптированности (интегральные показатели “Адаптированность”, «Принятие себя», «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность») мы выделили 2 группы подростков: с высоким и низким уровнем адаптированности. В кластер с высоким уровнем адаптированности (далее - ВА) вошло 7 человек, в кластер с низким уровнем адаптированности (далее - НА) - 13 человек. (Приложение 3)

 

Рисунок 1. Кластерные различия показателей адаптации в выборке подростков.

Графическое изображение результатов кластерного анализа подростков по показателям адаптированности..

Обозначения:         1 кластер - адаптированные

                                2 кластер - дезадаптированные

 


Таблица 3. Средние значения показателей адаптированности в группах подростков с высоким (Cluster 1) и низким (Cluster 2) уровнем адаптированности

 

 показатели

Среднее

среднее

 

Уровень

значимости

 

(cluster1) ВА подростки

(cluster2) НА подростки

Т-критерий

р

 

Дезадаптированность

84,14

112,53

-2,55

0,019

*

Непринятие себя

12,14

24

-5,60

2,57

***

Непринятие других

16,14

21,84

-2,34

0,030

*

Эмоциональный дискомфорт

17,28

25,61

-4,04

0,0007

***

Ведомость

19,57

26,61

-3,83

0,0012

***

Адаптированность (интегр.показатель)

65,57

57,84

2,57

0,018

*

принятие себя (интегр.показатель)

85,71

68,84

6,81

2,2

***

Принятие других (интегр.показатель)

70,14

58,23

2,65

0,016

*

Эмоционаьный комфорт (интегр.показатель)

64,28

54,53

2,68

0,015

*

Интернальность (интегр.показатель)

70,28

55,61

4,46

0,0003

***

Доминирование (интегр.показатель)

58,28

50,07

2,74

0,013204

*

Эскапизм

15,14

19,23

-2,62

0,017

*

Информация о работе Социально-психологическая адаптация подростков