Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа
Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы 5
социально-психологической адаптации 5
1.1. Проблема социально-психологической адаптации 5
1.1.1. Понятие адаптации 5
1.1.2. Социально-психологическая адаптация 10
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 22
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 22
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте. 24
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 26
1.3. Постановка целей и задач исследования. 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации 30
2.3. Математико - статистические методы 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста 34
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации 3
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности. 5
Заключение 8
Список литературы 9
3.2.1. Результаты корреляционного анализа показателей социально-психологической адаптации, личностных свойств и отношения к себе в выборке подростков.
Для анализа особенностей протекания процесса социально-психологической адаптации у подростков нами использовался корреляционный анализ Пирсона. Анализировались все значимые взаимосвязи показателей адаптированности и личностных особенностей подростков (Таблица 1)
Таблица.1. Взаимосвязи показателей адаптированности и личностных особенностей подростков
показатели | C | G | H | M |
адаптированность | 0,51 * |
|
|
|
дезадаптированность |
|
|
| -0,47 * |
Адаптированность (интегральный показатель) |
| 0,53 *
|
|
|
принятие себя (интегр.показатель) |
|
|
| 0,50 * |
Эмоциональный комфорт (интегр.показатель) | 0,52 * |
|
|
|
Интернальность (интегр.показатель) |
|
|
| 0,45 * |
Доминирование (интегр.показатель) | 0,57 ** |
| 0,53 * |
|
Было обнаружено 19 значимых взаимосвязей показателей адаптированности и некоторых личностных особенностей подростков. Нами будут рассмотрены только корреляции интегральных показателей:
Взаимосвязь показателя «адаптированность» и «эмоциональная устойчивость» (0,51, р<0,05), что свидетельствует о том, что подростки, более успешные, приспособленные в социальных контактах и взаимодействиях, чаще являются эмоционально выдержанными, спокойными, способными следовать групповым нормам и правилам.
Отрицательная взаимосвязь показателя «дезадаптированность» и фактора М («практичность - развитое воображение») – (-0,47, р<0,05) то есть, склонность к дезадаптированному типу поведения у подростков связана с большей ориентацией на внешнюю реальность, следованием общепринятым нормам, некоторой ограниченностью – склонностью к стереотипным формам поведения.
Взаимосвязь интегрального показателя «адаптированность» и фактора G («подверженность чувствам – высокая нормативность поведения») – (0,53, р<0,05), т.е. хорошая приспособленность к социальному окружению, развитость навыков в социальных контактах связана с хорошим осознаванием норм и правил поведения, ответственностью и целеустремленностью в жизненных принципах.
взаимосвязь интегрального показателя «принятие себя» и фактора М («практичность - развитое воображение») – (0,50,р<0,05), что говорит о том, что для подростков позитивно, положительно относящихся к себе и своим личностным особенностям, более свойственно преобладание развитого воображения, они больше ориентированы на свой внутренний мир, имеют хорошие творческие способности.
взаимосвязь интегрального показателя «эмоциональный комфорт» и фактора С («эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость») – (0,52, р<0,05), т.е. у подростков преобладание положительного эмоционального тона в социальных контактах тесно связано с общей эмоциональной зрелостью, устойчивостью интересов, способностью следовать требованиям группы.
взаимосвязь интегрального показателя «интернальность» и фактора М («практичность - развитое воображение») – (0,45,р<0,05), что свидетельствует о связи зрелого, ответственного типа поведения, склонности брать на себя ответственность за происходящее с ориентированием на свой внутренний мир, стремлением развивать свои творческие способности.
взаимосвязь интегрального показателя «доминирование» и фактора С («эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость») – (0,57, р<0,01) и фактора Н («робость – смелость») – (0,53, р<0,05), т.е. в группе подростков склонность к доминированию, стремлению руководить и быть организатором связана эмоциональной стабильностью, уравновешенностью, а также с социальной смелостью, активностью, готовностью иметь дело с незнакомыми людьми и обстоятельствами, склонностью идти на риск.
Таким образом, основные показатели адаптированности в подростковых группах оказываются связанными с такими характеристиками как эмоциональная устойчивость, подчинение социальным нормам, социальная смелость и развитое воображение.
2
Таблица 2. Взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации подростков и отношения к себе.
| Открытость
| Самоуверенность
| Саморуководство
| Отраженное самоотношение
| Самоценность
| Внутренняя конфликтность
| Деловой статус
|
адаптированность | 0,48 * | 0,56 ** | 0,71 *** |
| 0,54* |
|
|
дезадаптированность |
| -0,48 * |
|
|
| 0,48* | -0,46 * |
принятие себя (интегр.показатель) |
| 0,52 * |
| 0,62 ** | 0,60 ** |
|
|
Эмоциональный комфорт (интегр.показатель) |
| 0,60 ** |
| 0,45 |
| -0,53* |
|
Интернальность (интегр.показатель) |
| 0,58 ** |
| 0,55 * | 0,45 * |
|
|
Доминирование (интегр.показатель) |
|
|
|
|
| -0,51 * |
|
2
Всего было обнаружено 42 значимых корреляции показателей адаптированности и компонентов сферы самосознания, а также социального статуса.
Нами будут рассмотрены только корреляции интегральных показателей:
показатель «адаптированность» обнаруживает 4 значимых корреляции с показателями «открытость» (0,48, р<0,05), «самоуверенность» (0,56,р<0,01), «саморуководство» (0,71,р<0,001) и «самоценность» (0,54,р<0,05), т.е. для подростков адаптированных в социальном взаимодействии более свойственно преобладание внутренней честности и открытости, глубокого осознания себя, самоуверенности, принятия ценности себя, ощущения собственной субъектности во взаимодействиях.
Показатель «дезадаптированность» обнаруживает 3 значимых взаимосвязи с показателями «самоуверенность» (-0,48, р<0,05), «внутренняя конфликтность» (0,48,р<0,05) и «деловой статус» (-0,46,р<0,05), что свидетельствует о наличии для подростков, малоуспешных в социальных взаимодействиях, общего негативного отношения к себе, неуверенности в себе, наличием внутренних конфликтов, а также низким деловым статусом в коллективе.
интегральный показатель «принятие себя» обнаруживает 3 значимые корреляции с показателями «самоуверенность» (0,52,р<0,05), «отраженное самоотношение» (0,62 р<0,01) и «самоценность» (0,60 р<0,05), т.е. подростки позитивно относящиеся к себе как к личности более склонны уважать, ценить себя, демонстрировать и ощущать самоуверенность, предвосхищать положительное отношение других людей.
Интегральный показатель «эмоциональный комфорт» обнаруживает 3 значимых корреляции с показателями «самоуверенность» (0,60, р<0,01), «отраженное самоотношение» (0,45, р<0,05) и «внутренняя конфликтность» (-0,53, p<0,05), т.е. для подростков склонных переживать положительные эмоции в процессе общения более свойственно ощущение самоуверенности, собственной значимости, предвосхищении вызывать восхищение и симпатию у других и отсутствием внутренних конфликтов, положительным отношением к себе.
Интегральный показатель «интернальность» обнаруживает 3 значимых корреляции с показателями «самоуверенность» (0,58, р<0,01), «отраженное самоотношение» (0,55, р<0,05) и «самоценность» (0,45,р<0,05), что характеризует подростков, более склонных брать ответственность на себя, с преобладающим внутренним контролем, как более уверенных, ощущающих силу своего «Я», ясно представляющих свою возможность вызывать положительное отношение у окружающих, с преобладающим полюсом высокой эмоциональной самоценности.
Интегральный показатель «доминирование» обнаруживает 1 значимую отрицательную взаимосвязь с показателем «внутренняя конфликтность» (-0,51, р<0,05), что говорит о связи склонности к доминированию, стремлению руководить, вести за собой и отсутствием внутренних конфликтов, негативного отношения к себе.
Таким образом, можно заметить, что адаптированность у подростков во многом связана со сферой самосознания, или, точнее, со сферой самоотношения, т.к. многие показатели адаптированности тесно взаимосвязаны с ощущением самоуверенности, ценности собственной личности в своих глазах и мнении окружающих, отсутствием внутренних конфликтов.
Методом кластерного анализа (K - means clustering) по основным характеристикам социально – психологической адаптированности (интегральные показатели “Адаптированность”, «Принятие себя», «Принятие других», «Эмоциональный комфорт», «Интернальность») мы выделили 2 группы подростков: с высоким и низким уровнем адаптированности. В кластер с высоким уровнем адаптированности (далее - ВА) вошло 7 человек, в кластер с низким уровнем адаптированности (далее - НА) - 13 человек. (Приложение 3)
Рисунок 1. Кластерные различия показателей адаптации в выборке подростков.
Графическое изображение результатов кластерного анализа подростков по показателям адаптированности..
Обозначения: 1 кластер - адаптированные
Таблица 3. Средние значения показателей адаптированности в группах подростков с высоким (Cluster 1) и низким (Cluster 2) уровнем адаптированности
показатели | Среднее | среднее |
| Уровень | значимости |
| (cluster1) ВА подростки | (cluster2) НА подростки | Т-критерий | р |
|
Дезадаптированность | 84,14 | 112,53 | -2,55 | 0,019 | * |
Непринятие себя | 12,14 | 24 | -5,60 | 2,57 | *** |
Непринятие других | 16,14 | 21,84 | -2,34 | 0,030 | * |
Эмоциональный дискомфорт | 17,28 | 25,61 | -4,04 | 0,0007 | *** |
Ведомость | 19,57 | 26,61 | -3,83 | 0,0012 | *** |
Адаптированность (интегр.показатель) | 65,57 | 57,84 | 2,57 | 0,018 | * |
принятие себя (интегр.показатель) | 85,71 | 68,84 | 6,81 | 2,2 | *** |
Принятие других (интегр.показатель) | 70,14 | 58,23 | 2,65 | 0,016 | * |
Эмоционаьный комфорт (интегр.показатель) | 64,28 | 54,53 | 2,68 | 0,015 | * |
Интернальность (интегр.показатель) | 70,28 | 55,61 | 4,46 | 0,0003 | *** |
Доминирование (интегр.показатель) | 58,28 | 50,07 | 2,74 | 0,013204 | * |
Эскапизм | 15,14 | 19,23 | -2,62 | 0,017 | * |
Информация о работе Социально-психологическая адаптация подростков