Социально-психологическая адаптация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы 5
социально-психологической адаптации 5
1.1. Проблема социально-психологической адаптации 5
1.1.1. Понятие адаптации 5
1.1.2. Социально-психологическая адаптация 10
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 22
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 22
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте. 24
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 26
1.3. Постановка целей и задач исследования. 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации 30
2.3. Математико - статистические методы 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста 34
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации 3
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности. 5
Заключение 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

окружающими, деятельности, нарушено самоотношение. Такие люди чрезвычайно подвержены стрессам, фрустрациям, неврозам.

Четвертый тип - "неадаптивные", т.е. те, для кого обычные для большинства людей условия неприемлемы, неинтересны.

Как уже было сказано выше, адаптированность индивида в социуме является необходимым условием его психического и психологического . здоровья. В связи с этим важно выделить факторы, которые способствуют достижению достаточного уровня адаптированности. Таковыми являются:

1.              Необходимый уровень сформированности средств общения, поведения, деятельности.

2.              Сформированность социально-адекватных способов реализации эмоциональных состояний.

3.              Умение вырабатывать в новых условиях адекватные методы и способы поведения.

4.              Сформированность волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции.

Каждый из этих факторов реализуется в поведении, в ситуациях межличностного взаимодействия.

Социальная адаптация - это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении. Наиболее заметным показателем ее нарушения является разбалансированность личностная, деятельностная, поведенческая или эмоциональная.

Адаптация, социальная адаптация и социализация.

При изучении адаптации личности одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации.

Часто социализация связывается только с общим развитием, становлением личности, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформированной личности, когда последняя сталкивается с новыми условиями общения и деятельности. Изменяющиеся условия жизни требуют не столько “приноравливания”, “приспособления” к ним, сколько развития личности, обогащения человеческой индивидуальности в соответствии с тенденциями в развитии общества. Перед человеком встает проблема переосмысления и переоценки своей позиции, выбора адекватной линии поведения и самосовершенствования в соответствии с меняющимися условиями и т.д. Таким образом, процесс социально-психологической адаптации не может быть отделен от развития личности, ее становления. Напротив, он теснейшим образом связан с гармоническим развитием индивидуальности.

Однако, в отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное в основном влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям. Основная функция социализации - обеспечение нормального функционирования индивида в обществе. Соответствие же общественно регламентированного поведения и деятельности внутренней структуре личности, ее интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента достигается в процессе социально-психологической адаптации. Социализация, при которой социальная среда не оказывается чуждой личности, обеспечивается социально-психологической адаптацией.

Процессы социализации и социально-психологической адаптации тесно взаимосвязаны. Психологические механизмы, опосредующие взаимодействие личности с социальной средой в процессе ее адаптации, в частности мотивационная структура личности, психический склад, некоторые индивидуальные особенности, формируются под влиянием социальных условий в процессе социализации индивида. Социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе, в конкретном коллективе. Социальная адаптация человека предусматривает активную личную позицию, осознание социального статуса, а также связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения ею общегрупповых задач. [15]

Социально-психологическая адаптация - одно из условий развития индивидуальности. Наличие же устойчивых черт индивидуальности может служить одним из косвенных показателей успешности адаптационного процесса, во всяком случае на внутриличностном уровне. Однако в некоторых случаях именно индивидуальность может препятствовать адаптации личности в той или иной группе, поэтому одного этого показателя недостаточно. Очень важную роль здесь играют механизмы утверждения, развития индивидуальности в социальной среде, в определенном коллективе или группе.

Условием и результатом адаптации личности является сформированность социально- и профессионально-значимых средств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе и поддерживаемых в нем, с помощью которых личность могла бы реализовать свои внутренние тенденции, потребности, склонности, т.е. проявлять себя социальной среде и самоопределяться в ней.

Необходимый уровень сформированности средств общения, поведения и деятельности главным образом и выделяется при определении понятия адаптации. Один из факторов социально-психологической адаптации - сформированность “социально-адекватных способов реализации эмоциональных состояний”. [1] Выработка в новых условиях адекватных методов и способов поведения и деятельности - необходимая предпосылка успешности адаптации личности и продуктивности ее труда.

Необходимой предпосылкой процесса социализации личности является опосредованность социально-психологической адаптации индивидуальными особенностями человека. Адаптация личности в социальной среде тесно связана со становлением индивидуальности и возможностью реализации личностных установок в конкретных общественных условиях. [2]

Психосоциальная дезадаптация.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными инди­видуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, ко­торые обусловливают их определенную нестандартность, требующую индивидуального педагогического подхода. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации относят акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нор­мы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акценту­ации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, ши­зоидному, эпилептоидному и другим типам). Сюда же к устойчивым формам психической дезадаптации, можно также отнести различные неблагоприятные инди­видуально-психологические особенности эмоционально-волевой и поз­навательной сферы, включая такие дефекты как снижение порога эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная ак­тивность, резкий контраст в сфере познавательной активности и моти­вации вербального (логического) и невербального (образного) интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрям­ство и т.д.).

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадап­тации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозра­стные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка.

К временным формам психосоциальной дезадаптации также относятся различные проявления неравномерного психического развития, кото­рые могут выражаться в парциальной задержке развития отдельных познавательных процессов, опережающего, либо отстающего психосексуального развития и т.д. Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать вре­менные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товари­щами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вы­званное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.).

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внут­ренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социаль­ных установок. Но сути дела при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида. При социальной дезадаптации имеет место нарушение как функци­ональной, так и содержательной стороны социализации. Содержатель­ная сторона процесса социализации характеризуется тем социальным опытом, который усваивается индивидом и который охватывает три основных сферы социализации: сфера "человек и профессия" (профессиональные намерения, знания, навыки, умения);

сфера "человек и общество" (система регулятивных механизмов общественного поведения человека, ценностно-нормативные представления, право­вые, этические, социальные нормы и ценности, социальные установки, ценностные ориентации);

сфера "человек-самосознание" (система зна­ний о себе как объекте труда, познания, общения, о своем статусе и в системе межличностных отношений, уровень собственных притязаний и ожидании). [24]

1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте

1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свои независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной  целью отрочества, но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место, а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

Переход во взрослый мир, выстраивание новых отношений с ним, овладение новой, взрослой ролью (наличие определенной, в том числе и внутренней активности), формирование специфических психологических орудий, их апробацию в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т.е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его «эмоционального благополучия. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Все это приводит к тому, что повышается утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз.

Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д.

 

1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте.

Раннюю юность (14-16лет) считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Л. И. Божович дает следующую характеристику особенностям этого возраста: "На последнем этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле этого слова, т.е. способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей ..." [5]

К раннему юношескому возрасту в развитии самосознания школьников происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей, усилении личностного, психологического аспекта самовоспитания. В развитии эмоциональной стороны - в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. Развитие регуляторной стороны идет в направлении большей дифференциации, умении отделять успех и неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. Основное отличие рефлексии в юношеском возрасте заключается в ослаблении аффективной окрашенности исследовательского процесса "Я".

Существенным моментом данного возраста является формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а в соответствии с гендером.. Интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек

потребности, мотивы, ценности, отношения к противоположному полу и - соответственно с этим - формы поведения.

Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире, интерес к личности, и  рефлексия оказываются в ранней юности  той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Познавательные интересы становятся избирательными, приобретают более активный и устойчивый характер. Мыслительная деятельность старшего школьника отличается от мышления подростка более высоким уровнем обобщения и абстракции. Возникает интерес к причинному объяснению явлений, развивается умение аргументировать суждения, появляется критичность мышления. [13]

Информация о работе Социально-психологическая адаптация подростков