Социально-психологическая адаптация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы 5
социально-психологической адаптации 5
1.1. Проблема социально-психологической адаптации 5
1.1.1. Понятие адаптации 5
1.1.2. Социально-психологическая адаптация 10
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 22
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 22
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте. 24
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 26
1.3. Постановка целей и задач исследования. 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации 30
2.3. Математико - статистические методы 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста 34
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации 3
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности. 5
Заключение 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

Основным же содержанием этого возраста многие ученые (Л.И. Божович, И.С. Кон, И.В. Дубровина, В.А. Крутецкий и др.) считают самоопределение, так как социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, у юноши меняется внутренняя позиция.   Устремленность   в   будущее   становится   основной направленностью личности и проблема выбора профессии и жизненного пути находится в центре внимания, интересов и планов.

В старших классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях. Кроме того, нужно верно оценить свои возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. [11]

Итак, самоопределение, как профессиональное, так и личностное становится   центральным   новообразованием   ранней   юности. Формируется новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.

И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий [11] отмечают, что динамика . психического развития в ранней юности, успешность реализации основной   задачи   возраста   (формирование   готовности   к самоопределению) зависит от ряда условий. Прежде всего,   это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения.

1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте

Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем эпохой социального созревания личности.

В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры с сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня – я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

Характерно отношение к окружающему миру как миру вещей и объективных данностей, преодоление или изменение которых невозможно, а возможно лишь приобретение их или «пристраивание» 

К 12 годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, фильмов, семейных разговоров, но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.

Анализ особенностей личности детей с разным уровнем социально-психологической адаптации свидетельствует о наличии личностных изменений у детей с нарушениями адаптации. Так, им свойственна импульсивность, нетерпеливость, большая отвлекаемость, стремление к доминированию, неумение рассчитывать свои возможности, сниженная ответственность и добросовестность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость. Большинство параметров имеет тесную связь с функционированием ребенка в сфере общения. Высокое значение доминантности, стремление к лидерству без необходимых коммуникативных умений может приводить к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми, затруднять процесс социально-психологической адаптации, реализацию творческих возможностей.

Большинство детей с нарушениями адаптации, а также значительное число школьников с хорошей адаптацией имеют пониженную самооценку (что выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку). Необходимо подчеркнуть, что положительная оценка личности является важнейшим условием психической устойчивости и эмоционального благополучия. [24]

Возраст 13-15 лет характеризуется выраженным, всепобеждающим стремлением к индивидуализации, отрицанию типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации. Подросток освобождает себя от обобщенных, не работающих в жизни социальных норм мира взрослых, через некритичное полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, он развивается в противофазе к нему.

По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15 лет, но его начало  и его конец трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость – это тот уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на свои собственные ценности и нормы, выведенные самим человеком, но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. Они предполагают достаточно высокий интеллект, многообразие социального опыта человека. [22]

1.3.              Постановка целей и задач исследования.

              В результате изучения теоретических аспектов проблемы адаптации, мы пришли к выводу о возможной специфике протекания процессов адаптации в подростковом и юношеском возрасте.

              В связи с этим мы можем выдвинуть следующую гипотезу:

Существуют различия в личностном развитии и в протекании процесса социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте.

Задачи:

1. Дать научно-теоретический анализ литературы по проблеме социально-психологической адаптации и личностного развития в подростковом и юношеском возрасте.

2. Исследовать свойства личности и отношения испытуемых к себе..

3. Сравнить показатели личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте..

4.Выявить внутригрупповые различия подростков и юношей с высоким и низким показателем  адаптированности.

5.Выявить взаимосвязь показателей адаптированности с личностными свойствами и отношением к себе в выборках подростков и юношей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 2. Организация и методы исследования

2.1.               Организация экспериментального исследования

Экспериментальное исследование проводилось в ноябре - декабре 2009 года. Эмпирическим объектом исследования выступили учащиеся 8”Б” класса средней общеобразовательной школы №28 (20 человек, возраст 13-14 лет).

2.2.              Методы изучения социально-психологической адаптации

I. Уровень социально-психологическую адаптации мы исследовали при помощи опросника социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда [21]. Опросник состоит из 101 суждения, часть которых соответствует критериям социально-психологической адаптированности, выражающейся как чувство собственного достоинства, умение уважать других, открытость практике деятельности и общения, понимание своих проблем, стремление с ними справиться. Остальные суждения соответствуют обратной ситуации – дезадаптированности. Таким образом, опросник позволяет получить нам информацию по интегральным показателям уровня адаптированности, самопринятия, принятия других, эмоциональной комфортности, интернальности и стремления к эскапизму (уходу от проблем).

II.  Для изучения особенностей сферы самосознания была использована методика исследования самоотношения (МИС). Автор - С.Р.Пантилеев [17]. Методика разработана на основе представления об эмоционально-ценностном аспекте самоотношения. При разработке данной методики С.Р.Пантилеев исходит из понимания самоотношения в контексте представления о самосознании личности и смысле “Я”, сформулированного В.В.Столиным. В методике  выделяется 9 показателей:

1) Закрытость - открытость. Возможно преобладание одной из двух тенденций: либо критичность, глубокое осознание себя, внутренняя честность и открытость, либо конформность или выраженная мотивация социального одобрения.

2) Самоуверенность. Задает отношение к себе как к уверенному, самостоятельному и надежному человеку, которому есть за что себя уважать. положительный полюс соответствует самоуверенности, высокому самоотношению, ощущению силы своего “Я”. Отрицательный полюс связан с неудовлетворенностью своими возможностями, ощущением слабости, сомнением в способности вызвать уважение.

3) Саморуководство. Отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Низкие баллы по данной шкале говорят о вере человека в подвластность своего “Я” внешним обстоятельствам, плохой саморегуляцией, размытым локусом “Я”, отсутствием тенденции искать причины поступков, результатов и собственных личностных особенностей в себе самом.

4) Отраженное самоотношение. Шкала отражает представления человека о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение. симпатию, одобрение, понимание и т.п. - или противоположные им чувства. (речь идет не о действительном отношении других людей, а о предвосхищаемом, отраженном отношении других людей, т.е. о самоотношении самого человека)

5) Самоценность. Высокие баллы по данной шкале говорят об ощущении ценности собственной личности и , одновременно, предполагаемой ценности своего “Я” для других, отражает эмоциональную оценку себя, своего “Я” по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других глубокие чувства. Низкие баллы по данной шкале говорят о сомнении в ценности собственной личности, недооценке своего духовного “Я”, потере интереса к своему внутреннему миру.

6) Самопринятие. Шкала отражает чувство симпатии к себе, согласие со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками; одобрение своих планов и желаний, снисходительное, дружеское отношение к себе.

7) Самопривязанность. Шкала отражает желание или нежелание изменяться по отношению к своему наличному состоянию; отражает некоторую ригидность Я-концепции, консервативную самодостаточность, отрицание желания и возможности развития собственного “Я” (даже в лучшую сторону). Низкие баллы по этой шкале говорят о сильном желании изменений, неудовлетворенности собой, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.

8) Внутренняя конфликтность. Шкала отражает наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном фоне отношения к себе. Отрицание данных качеств говорит о закрытости, поверхностном самодовольстве, отрицанием проблем (низкие баллы). Шкала отражает чувство конфликтности и амбивалентности, направленное на себя.

9) Самообвинение. Шкала отражает готовность поставить себе в вину промахи и неудачи, собственные недостатки. Сопровождается внутренней напряженностью, самообнаженностью и открытостью к восприятию отрицательных эмоций, тревожностью, повышенным вниманием к внутренним переживаниям отрицательного характера.

III.  Для изучения личностных особенностей использовался

16 – факторный опросник Р.Кеттелла (форма С, 105 вопросов). [21]   В опроснике выделены следующие факторы:

      фактор А – «замкнутость – общительность»

      фактор В – «интеллект»

      фактор С – «эмоциональная неустойчивость – устойчивость»

      фактор Е – «подчиненность – доминантность»

      фактор F – «сдержанность – экспрессивность»

      фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»

      фактор Н – «робость – смелость»

      фактор I – «жестокость – чувствительность»

      фактор L – «доверчивость – подозрительность»

      фактор М – «практичность – развитое воображение»

      фактор N – «прямолинейность – дипломатичность»

      фактор О – «уверенность в себе – тревожность»

      фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»

      фактор Q2 – «конформизм – нонконформизм»

      фактор Q3 – «низкий – высокий самоконтроль»

      фактор Q4 – «расслабленность – напряженность»

      фактор MD – «адекватность самооценки»

 

2.3. Математико - статистические методы

Результаты исследования обрабатывались  методами математической статистики, посредством пакета программ корпорации StatSoft inc. (США) - Statistica -5  для cреды Windows 98.

Использовались корреляционный анализ Пирсона, кластерный анализ и Т- критерий Стьюдента для независимых выборок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Результаты Т-критериального анализа показателей социально-психологической адаптации у подростков и юношей.

 

3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста

Информация о работе Социально-психологическая адаптация подростков