Социально-психологическая адаптация подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объект - социально-психологическая адаптация, отношение к себе и личностные свойства подростков и юношей.
Предмет – Возрастные особенности личностного развития и социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте.
Цель - Исследовать особенности развития личности и социально-психологической адаптации у подростков и юношей.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы 5
социально-психологической адаптации 5
1.1. Проблема социально-психологической адаптации 5
1.1.1. Понятие адаптации 5
1.1.2. Социально-психологическая адаптация 10
1.2. Особенности социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 22
1.2.1. Особенности развития личности в подростковом возрасте 22
1.2.2. Особенности развития личности в раннем юношеском возрасте. 24
1.2.3.Специфика социально-психологической адаптации в подростковом и юношеском возрасте 26
1.3. Постановка целей и задач исследования. 28
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация экспериментального исследования 30
2.2. Методы изучения социально-психологической адаптации 30
2.3. Математико - статистические методы 33
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2.Анализ показателей социально-психологической адаптированности у испытуемых подросткового возраста 34
3.2.2.Результаты кластеризации выборки подростков с различным уровнем социально-психологической адаптации 3
3.2.3. Т-критериальные различия показателей социально-психологичческой адаптации, отношения к себе и личностных свойств в выборках подростков с высоким и низким уровнем адаптированности. 5
Заключение 8
Список литературы 9

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

1.1.2. Социально-психологическая адаптация

Исторический экскурс понятия

Социальная адаптация – понятие чрезвычайно распространенное; практически во всех значительных психологических теориях, касающихся вопросов взаимодействия человека и среды, присутствуют его определения.

В психоаналитической парадигме содержание социально психологической адаптации описывается классической формулой:

конфликт – тревога – защитные реакции.

Если защитные реакции оказываются неспособными устранить переживания конфликта (тревогу) из сознания человека, происходит «срыв», тревога усиливается и провоцирует возникновение дезадаптации. В современном психоанализе выделяются две разновидности адаптивных реакций личности:

1)аллопластическая адаптация, осуществляющаяся за счет изменений во внешнем мире, совершая которые человек приводит внешний мир в соответствие со своими потребностями;

2) аутопластическая адаптация – приспособительные изменения внутри самой личности.

Г.Гартман считает, что необходимо говорить о существовании еще одной разновидности социальной адаптации: поиск человеком такой социальной среды, которая является наиболее благоприятной для его жизнедеятельности.

Несколько иная формула используется Э.Эриксоном:

противоречие – тревога – защитные реакции человека и среды – гармоничное равновесие или конфликт.

То есть в том случае, если защитные реакции человека или уступки среды действенны, результатом адаптации может быть гармония и сотрудничество человека и общества, в противном случае их взаимодействие разворачивается как конфликт.

Важный вклад в проблему понятия психической адаптации вообще и социальной адаптации в частности внес Ж.Пиаже. Адаптация рассматривается им как единство двух противоположно направленных процессов – ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – приспособление за счет изменений среды, аккомодация – за счет изменений самой личности. Полноценная адаптация обеспечивается в случае равновесия между процессами адаптации и ассимиляции на социальном и личностном уровне. Преобладание на уровне социальной адаптации процессов аккомодации  приводит к появлению конформности, зависимости, преобладание процессов ассимиляции – к агрессивным проявлениям, негативизму. На личностном уровне доминирование аккомодации провоцирует низкую самооценку, тревожность, непринятие себя; доминирование ассимиляционных процессов проявляется в завышенной самооценке, некритичности. [18]

В рамках интеракционизма процесс адаптации понимается как активное взаимодействие личности и среды. Выделяют два вида адаптивного поведения личности и две важнейшие сферы проявления адаптивности – неадаптивности. Первый тип адаптивного поведения – конформное принятие норм и ценностей общества. Именно о таком типе социальной зрелости писал Т.Шибутани: «Личность социализирована, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм». [26, с.397] Другой тип адаптивного поведения – успешное использование человеком сложившихся условий для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение в данном случае характеризуется принятием эффективных решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Адаптивность человека может проявляться в двух основных сферах: социально-экономической активности (человек добивается компетентности и мастерства) и личных отношений (установление эмоционально-насыщенных социальных связей).

Взгляд гуманистических психологов на эту проблему резко противостоит представлениям об адаптации как гомеостатическом процессе. Адаптация рассматривается как сложный динамический процесс взаимодействия личности и среды, приводящий к оптимальному соотношению ценностей личности и среды. Критерием адаптированности личности для А.Маслоу является степень интеграции личности среды, а возникновение дезадаптации связывается с фрустрацией базовых, прежде всего высших потребностей. Что же касается психической напряженности, то она, по мнению В.Франкла, ест необходимое и естественное условие развития личности, если степень напряжения адекватна силе воздействия, а состояние сознательно контролируется человеком: «Я считаю опасным заблуждением, - писал В.Франкл, - предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие или, как это называется в биологии, «гомеостазис».На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достижение ее. То, что ему необходимо, не есть просто снятие напряжения любыми способами, но есть обретение потенциального смысла, предназначения, которое будет обязательно осуществлено. Человеку требуется не равновесие, а то, что я называю «нусодинамикой», то есть духовной динамикой, существование в рамках полярного напряжения, где первый полюс представляет смысл, цель, которая будет реализована, а второй полюс – человека, который должен осуществить эту цель». [25]

В работах отечественных авторов прослеживается взгляд на социальную адаптацию личности, созвучный идеям интеракционизма и гуманистической психологии. Еще в учении о психических уровнях, разработанном А.Ф.Лазурским, отмечалось, что если низший психический уровень дает нам по преимуществу индивидов, недостаточно приспособленных, средний – приспособившихся, то представителей высшего уровня можно назвать приспособляющимися. А в работах Л.И.Божович [5] отмечалось, что на достаточно высоком уровне психического развития человек из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта. В работах О.И.Зотовой и И.К.Кряжевой отмечается, что «процесс социально – психологической адаптации не может быть отделен от развития личности, ее становления. Напротив, он теснейшим образом связан с гармоническим развитием индивидуальности». [6,7] Социальная адаптация человека предусматривает, по мнению автора, активную личную позицию, способность, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим миром в конкретных условиях существования.

Социальная адаптация – сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды, прежде всего его социального окружения, результаты которого могут быть различны:

- собственно приспособление человека к социальной среде жизнедеятельности, которое позволяет ему более или менее успешно функционировать как индивиду и участнику различных социальных ситуаций;

- активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только успешно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности;

- конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениям функционирования, потере внутренней личностной активности, высокой психической напряженности и т.д.

Социальная адаптация по своему содержанию и назначению шире процессов собственно социализации, так как включает в себя не только приспособительный, но и развивающий аспекты.


Определение понятия социально-психологической адаптации.

Понятие адаптации достаточно изучено только с точки зрения биологического приспособления организма к среде. Но человек, как известно, является существом не только и столько биологическим, сколько социальным. Следовательно, у человека не последнюю роль в адаптационных механизмах играют социальные факторы. В процессе онтогенеза основанием процессов адаптации становятся не только структурные изменения морфологических систем, но и перестройка социальных отношений между людьми.

Молодцова Т.Д. пишет: "Человек как сложная психологическая система, постоянно взаимодействуя со средой, окружением, группой, действуя, общаясь, познавая, или входит в гармонию с внешним миром и самим собой, то есть адаптируется, или не достигает гармонии, результатом чего является внутренний дискомфорт, рассогласование, биологические   и   психологические   сбои,   борьба   мотивов, эмоциональный надрыв или конфликт с окружающими людьми, дезорганизация деятельности и поведения. Человек становится неудобен обществу, окружению и нередко самому себе". [15]

В общих чертах понятие социальной адаптации можно описать как процесс и результат определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Социальная адаптация означает включение личности в социальную структуру через обретение статуса, места в социальной среде общества и является необходимым условием функционирования общества как единого социального организма.

При психологическом изучении личности все четче стала обнаруживаться сложность явления социальной адаптации, что привело к некоторым разночтениям при определении сущности данного феномена. Основные различия в подходе к проблеме адаптации у разных авторов можно наблюдать в отношении к позиции личности в процессе адаптации, степени активности индивидуальности и среды.

В "Кратком психологическом словаре" [12] дается следующее определение социальной адаптации: "Это постоянный процесс активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды, а также результат этого процесса. Социально-психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиции, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы". В данном случае активен человек, входящий в определенную социальную группу. При этом выделяется два типа вхождения в социум в зависимости от структуры потребностей и мотивов:

1.              Тип активной адаптации, для которого характерно преобладание воздействия на социальную среду.

2.              Тип  пассивной  адаптации,  который  определяется конформным принятием целей группы.

Социальная среда либо изменяется под влиянием человека, либо принимается им в процессе адаптации.

В статье Зотовой О. И., Кряжевой И. К. [6] указывается, что социальная адаптация человека предусматривает активную личностную позицию, " осознание социального статуса, а также связанного с ним ролевого поведение как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения его общегрупповых задач.

Но эти же авторы предполагают наличие некоторой специфической активности среды. "Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Мы полагаем, что адаптация личности в группе как ее самоопределение на основе наиболее существенных особенностей индивидуальности обеспечивает прочность врастания человека в данную общность. Группа, зная сильные и слабые стороны своих членов, способна поддерживать человека или опереться на него в критических ситуациях. Это усиливает жизнеспособность всей группы и уверенность, защищенность каждого из его представителей". [6] Т.е. авторы предполагают наличие определенных действий группы (поддерживает, опирается, оценивает и т.д.) по адаптации человека внутри нее. По сути, речь идет о взаимной адаптации человека к социальной среде и наоборот.

Объединяет все точки зрения на понятие "социальной адаптации" то, что в результате адаптации обеспечивается эмоциональный комфорт, равновесие,  достигаются  сбалансированные взаимоотношения  с окружающими, успешность в деятельности, гармоничность в поведении, что является важными условиями психологического здоровья личности, ее целенаправленного развития.

Об этом сказано и у Зотовой О.И., Кряжевой И.К.: "Основные функции адаптации личности в социальной среде заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности". [7]

Кривцова C.В. и др.[19]  под социально-психологической адаптацией  понимают такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности («Я») со средой, которое характеризуется:

1. Осознанием необходимости для личности постепенных, эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения (жизнедеятельности).

2. приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям внешней среды. Становление новых приспособительных «механизмов» ориентировано на гармонизацию отношений (взаимодействия) личности со средой, выравнивание баланса на полюсе личности.

Психологический словарь определяет социальную адаптацию как двусоставное понятие: это и процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма, адекватные отношения с окружающими. Таким образом, представления об адаптированной личности в социальной психологии тесно переплетаются с такими понятиями как социализация и зрелость.

Уровни адаптации.

Критерии адаптации делятся на объективные и субъективные. К первым относятся продуктивность деятельности, реальное положение в - коллективе. Сюда же можно отнести и авторитет как социальную реальность, отражающую устойчивое признание членами группы приоритета личности в каком-либо виде деятельности. Субъективными критериями   адаптации   являются   удовлетворенность  личности, отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения, а также к себе самой.

В работе Молодцовой Т.Д. [15] были выделены типы людей, в зависимости от того, как они адаптируются в обществе.

Первый тип - "адаптированные", т.е. те люди, у которых личностные связи вполне гармоничны с положительным окружением, что проявляется в деятельности и отношениях. У таких людей в целом отсутствуют стрессовые состояния, у них преобладают спокойные эмоциональные реакции, не проявляются конфликты в -отношениях с окружающими, они находятся в согласии с собственным Я, у них высокий социометрический статус.

Второй тип - "частично адаптированные" или преддезадаптированные. Это те люди, у которых ситуативно нарушены личностные связи, отношения, но эти нарушения не стали устойчивыми психологическими образованиями и не превратились в серьезные социальные нарушения.

Третий тип - "дезадаптированные", т.е. те, кто не приспособился к обычным для большинства людей условиям. У них есть определенные внутренний и внешний дискомфорт, нет гармонии в отношениях с

Информация о работе Социально-психологическая адаптация подростков