Социализация детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования – проблема асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Целью данной работы является анализ социальных и социально-психологических проблем асоциализации детей без должного родительского присмотра.

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 737.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  С

     ТАБЛИЦА ПЕРВИЧНЫХ ЭМПЕРИЧЕСКИХ ДАННЫХ К  МЕТОДИКЕ «УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ РЕБЕНКА»

Имя Баллы Уровень
1  Александр  П. 6 высокий
2 Иван С. 8 средний
3 Петр.Д. 4 высокий
4 Сергей С. 5 высокий
5  Ира А. 10 средний
6 Галя В. 6 высокий
7 Лидия Н. 12 средний
8 Людмила Н. 14 средний
9 Павел А. 18 низкий
10 Сабина Т. 4 высокий
1 Адам  К. 13 средний
2 Злата М. 19 низкий
3 Никита  Ш. 10 средний
4 Маша  К. 16 низкий
5 Карина  С. 2 высокий
6 Ирина М. 8 средний
7 Юля О. 17 низкий
8 КристинаВ. 7 средний
9 Алёша Х. 3 высокий
10 НастяЛ. 13 низкий
11 Коля  Н. 11 средний
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ D

     СОЦИОМЕТРИЯ

     Метод разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено – модификация Я. Л. Коломинский.

     Цель  – выявление социометрического  положения человека в обществе.

     В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность.

     Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей. Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.

     Далее следует переходить к выявлению  взаимных выборов. Для этого смотрим, кто выбрал первого ребенка. Если среди тех, кто его выбрал, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются.

      Сумма отрицательных и положительных  ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического статуса:

Статусная группа Количество  полученных выборов
«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые» Имеют средне число  полученных выборов одним испытыемым
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

     Среднее число полученных выборов одним  испытуемым (К) вычисляется по формуле:

      

     Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент  взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ E

ШКАЛА реактивной и личностной тревожности

      Автор: Ч.Д. Спилбергер, в русском переводе шкала адаптирована Ю.Л. Ханиным.

      Контингент  испытуемых: подростки и взрослые.

     Комплектность, состав методики: методика включает в себя инструкции (разные для двух шкал методики) и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ), на которые возможно 4 варианта ответов по степени интенсивности. Обработка данных производится в соответствии со специальным ключом. Авторы предлагают нормы для оценки уровня ситуативной и личностной тревожности.

     Оборудование: бланки шкал самооценки.

     Теоретические положения. Измерение тревожности как свойства личности очень важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

     Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

     Ситуативная (реактивная) тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями (напряжением, беспокойством, озабоченность, нервозностью) и возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

     Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях и особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

     Очень высокая личностная тревожность  прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с  психосоматическими заболеваниями. Очень  высокая реактивная тревожность  вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

     Ход работы: Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в бланке опросника, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

     Обработка данных: С помощью специального ключа подсчитывается сумма баллов, полученных испытуемым по каждой шкале:

  • шкала ситуативной тревожности (СТ);
  • шкала личностной тревожности (ЛТ).

     Интерпретация результатов: При интерпретации показателей надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из субшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

         20–30 баллов –  низкая тревожность;

         31–44 балла – умеренная  тревожность;

         45–80 баллов –  высокая тревожность.

     Значительные  отклонения от уровня умеренной тревожности  требуют особого внимания. Высокая  тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

     Низкая  тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

     По  каждому испытуемому следует  написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности  и при необходимости рекомендации по коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует  формировать чувство уверенности  в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

     По  результатам обследования группы также  пишется заключение, оценивающее  группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко- и низкотревожные. При интерпретации данных группового исследования можно вычислить среднегрупповые показатели СТ и ЛТ и провести их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых. Результаты такого сравнительного анализа также должны найти свое отражение в групповом заключении.

КЛЮЧ

Шкала СТ

 

Шкала ЛТ

Номер суждения

Ответы

  Номер суждения

Ответы

1 4 3 2 1   21 4 3 2 1
2 4 3 2 1   22 1 2 3 4
3 1 2 3 4   23 1 2 3 4
4 1 2 3 4   24 1 2 3 4
5 4 3 2 1   25 1 2 3 4
6 1 2 3 4   26 4 3 2 1
7 1 2 3 4   27 4 3 2 1
8 4 3 2 1   28 1 2 3 4
9 1 2 3 4   29 1 2 3 4
10 4 3 2 1   30 4 3 2 1
11 4 3 2 1   31 1 2 3 4
12 1 2 3 4   32 1 2 3 4
13 1 2 3 4   33 1 2 3 4
14 1 2 3 4   34 1 2 3 4
15 4 3 2 1   35 1 2 3 4
16 4 3 2 1   36 4 3 2 1
17 1 2 3 4   37 1 2 3 4
18 1 2 3 4   38 1 2 3 4
19 4 3 2 1   39 4 3 2 1
20 4 3 2 1   40 1 2 3 4

Информация о работе Социализация детей