Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:40, контрольная работа
Предмет исследования – проблема асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Целью данной работы является анализ социальных и социально-психологических проблем асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как «звезды», так и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.
Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. К примеру, ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).
Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».
Таким образом, можно сделать вывод, что распределение респондентов в группах I и II зависит от дестко-родительских отношений – среди подростков, находящихся без должного родительского контроля, в основном преобладают выделяются «принятые», и так же «звезды», среди испытуемых из благополучных семей процент «предпочитаемых» выше, но в данной группе «принятых» не выявлено.
Анализ данных шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер показал: ситуативная и личностная тревожность у респондентов имеет равное процентное распределение по уровням. У детей, находящихся без должного родительского присмотра по 40% приходится на высокий и умеренный уровень тревожности, у 20% респондентов отмечается низкий уровень. В группе детей из благополучных семей 18% имеют высокий уровень тревожности, у 36% респондентов отмечается умеренный уровень, 46% приходится на низкий уровень. (см. приложение В)
Таблица 2.4. – Распределение испытуемых I и II групп по субшкалам СТ и ЛТ
группа | уровень | СТ | ЛТ | ||
I | Высокий | 4 | 40% | 4 | 40% |
Умеренный | 4 | 40% | 4 | 40% | |
Низкий | 2 | 20% | 2 | 20% | |
II | Высокий | 2 | 18% | 2 | 18% |
Умеренный | 4 | 36% | 4 | 36% | |
Низкий | 5 | 46% | 5 | 40% |
Хотелось бы отметить, что в основном у всех респондентов уровень СТ совпадает с уровнем ЛТ. Так же, из приведенной выше таблицы 2.4. видно, что среди респондентов I группы количество тревожных детей выше, чем в группе II. Что свидетельствует о том, что уровень тревожности зависит от категории ребенка – так, общий уровень тревожности среди респондентов, находящихся без должного родительского контроля, выше, чем среди их сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях.
Анализ методики «Уровень агрессивности ребенка», что среди испытуемых I группы 50% респондентов имеют высокий уровень агрессивности, 40% – средний, 10% – низкий. Среди респондентов II группы наблюдается следующее процентное распределение по уровням агрессивности: 18% имеют высокий уровень, 36% –средний, 46% – низкий. (см. приложение С)
Таблица 2.5. – Распределение испытуемых I и II групп по уровням агрессивности
группа | уровень | % | |
I | Высокий | 5 | 50% |
Умеренный | 4 | 40% | |
Низкий | 1 | 10% | |
II | Высокий | 2 | 18% |
Умеренный | 4 | 36% | |
Низкий | 5 | 40% |
Так, опираясь на данные таблицы 2.5. можно сделать следующий вывод: среди детей, находящихся без должного родительского контроля, преобладающим является высокий уровень агрессивности, среди же их сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях – низкий. Отсюда свидетельствует, что родительский контроль и детско-родительские отношения напрямую влияют на проявление уровня агрессивности подростка.
График 1.– Распределение испытуемых I и II групп по результатам исследования (в %)
Затем,
с целью подтверждения
С этой целью первоначально мы определили среднеарифметические показатели по переменным х и y. Для этого мы просчитали средние результаты суммировали показатели по обеим методикам на каждого испытуемого. Из приведенной ниже таблицы видно, что испытуемые группы I имеют более высокие среднеарифметические результаты, что свидетельствует о том, что уровень отсутствие должного родительского контроля вызывает асоциализацию личности подростка.
Таблица 2.6. – Среднеарифметические показатели степеней свободы
М x | x | М y | y | |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
51
27 29 32 27 16 22 27 37 47 |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
34
29 24 26 40 24 25 32 21 36 23 |
DF = Мx + Мy – 2= 10 + 11 – 2 = 28.
Valid N | t – Stydent ׀t׀ | DF | t0,05 | ||||
VAR 1
VAR 2 VAR 3 |
21 | 0,37 | 19 | 2,101 |
t – Stydent ׀ t׀– t-критерий Стьюдента.
– среднеарифметическое по переменной х.
– среднеарифметическое по переменной y.
DF – число степеней свободы.
t0,05 – коэффициент Фишера
Что свидетельствует, о том, что уровень родительского контроля, дестко-родительские отношения оказывают влияние на социализацию личности, и проявление у подростков, находящихся без должного родительского присмотра, асоциализации в незначительной степени. Бесспорно, дети из благополучных семей более социализированы в обществе, они менее агрессивны и менее тревожны, нежели их сверстники из неблагополучных семей.
Таким
образом, полученные данные позволяют
подтвердить выдвинутую нами гипотезу
о том, что дети подросткового
возраста, находящихся без должного
родительского присмотра, менее
социализированы в обществе, нежели
их сверстники, воспитывающиеся в
благополучных семьях.
2.3.
Комплекс профилактических мер
безнадзорности среди
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашей стране строится на основе международных стандартов и основополагающих принципов работы с детьми из неблагополучных семей, сутью, которых является восстановительное правосудие, предполагающее учет в работе с подростками, находящимися без должного родительского контроля следующих требований:
Комплекс профилактических мер безнадзорности среди подростков предполагает разработку «Комплексной программы по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних».
Паспорт программы: