Социализация детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования – проблема асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Целью данной работы является анализ социальных и социально-психологических проблем асоциализации детей без должного родительского присмотра.

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

      Не  всякая группа имеет четкую структуру  межличностных отношений, в которой ярко выражены как «звезды», так и «отверженные». Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

      Нередко понятие социометрической «звезды» смешивается с понятием лидера. Это  неверно, так как здесь не учитывается, что «звездность» – показатель эмоциональной  притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. К примеру, ребенок может стать социометрической «звездой», потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

      Лидерство же – это процесс реального  главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и «звездой» могут быть разные дети: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у «звезды».

      Таким образом, можно сделать вывод, что  распределение респондентов в группах  I и II  зависит от дестко-родительских отношений – среди подростков, находящихся без должного родительского контроля, в основном преобладают выделяются «принятые», и так же «звезды», среди испытуемых из благополучных семей процент «предпочитаемых» выше, но в данной группе «принятых» не выявлено.

     Анализ  данных шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер показал: ситуативная и личностная тревожность у респондентов имеет равное процентное распределение по уровням. У детей, находящихся без должного родительского присмотра по 40% приходится на высокий и умеренный уровень тревожности, у 20% респондентов отмечается низкий уровень. В группе детей из благополучных семей 18% имеют высокий уровень тревожности, у 36% респондентов отмечается умеренный уровень, 46% приходится на низкий уровень. (см. приложение В)

     Таблица 2.4. – Распределение испытуемых I и II групп по субшкалам СТ и ЛТ

группа уровень СТ ЛТ
I Высокий 4 40% 4 40%
Умеренный 4 40% 4 40%
Низкий  2 20% 2 20%
II Высокий 2 18% 2 18%
Умеренный 4 36% 4 36%
Низкий  5 46% 5 40%

     Хотелось  бы отметить, что в основном у  всех респондентов уровень СТ совпадает с уровнем ЛТ. Так же, из приведенной выше таблицы 2.4.  видно, что среди респондентов I группы количество тревожных детей выше, чем в группе II. Что свидетельствует о том, что уровень тревожности зависит от категории ребенка – так, общий уровень тревожности среди респондентов, находящихся без должного родительского контроля, выше, чем среди их сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях.

     Анализ  методики  «Уровень агрессивности  ребенка», что среди испытуемых I группы 50% респондентов имеют высокий уровень агрессивности, 40% – средний, 10% – низкий. Среди респондентов II группы наблюдается следующее процентное распределение по уровням агрессивности: 18% имеют высокий уровень, 36% –средний, 46% – низкий. (см. приложение С)

     Таблица 2.5. – Распределение испытуемых I и II групп по уровням агрессивности

группа уровень %
I Высокий 5 50%
Умеренный 4 40%
Низкий  1 10%
II Высокий 2 18%
Умеренный 4 36%
Низкий 5 40%

     Так, опираясь на данные таблицы 2.5. можно  сделать следующий вывод: среди детей, находящихся без должного родительского контроля, преобладающим является высокий уровень агрессивности, среди же их сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях – низкий. Отсюда свидетельствует, что родительский контроль и детско-родительские отношения напрямую влияют на проявление уровня агрессивности подростка.

     График 1.– Распределение испытуемых I и II групп по результатам исследования (в %)

     Затем, с целью подтверждения полученных результатов по всем трем методикам  нами был использован метод математически-статистической обработки данных с помощью  t-критерия Стьюдента.

     С этой целью первоначально мы определили среднеарифметические показатели по переменным х и y. Для этого мы просчитали средние результаты суммировали показатели по обеим методикам на каждого испытуемого. Из приведенной ниже таблицы видно, что испытуемые группы I имеют более высокие среднеарифметические результаты, что свидетельствует о том, что уровень отсутствие должного родительского контроля вызывает асоциализацию личности подростка.

     Таблица 2.6. – Среднеарифметические показатели степеней свободы

М x x   М y y
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

51

27

29

32

27

16

22

27

37

47

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

29

24

26

40

24

25

32

21

36

23

     DF = Мx + Мy  – 2= 10 + 11 – 2 = 28.

      

     

  Valid N t – Stydent ׀t׀ DF t0,05
VAR 1

VAR 2

VAR 3

21 0,37
19 2,101

      t – Stydent ׀ t׀– t-критерий Стьюдента.

       – среднеарифметическое по переменной х.

       – среднеарифметическое по переменной y.

       DF – число степеней свободы.

       t0,05 – коэффициент Фишера

    1. На основании рассчитанного числа степеней свободы +1 на таблице Фишера определяется коэффициент t0,05, который равен 2,101
    2. t-критерий Стьюдента взятый по модулю, соответствует коэффициенту Фишера.
    3. Так как ׀t׀ = 0,37 < t0,05, можно заключить, что различия, существующие между результатами I и II групп не значительные.

     Что свидетельствует, о том, что уровень  родительского контроля, дестко-родительские отношения оказывают влияние  на социализацию личности, и  проявление у подростков, находящихся без должного родительского присмотра, асоциализации в незначительной степени. Бесспорно, дети из благополучных семей более социализированы в обществе, они менее агрессивны и менее тревожны, нежели их сверстники из неблагополучных семей.

     Таким образом, полученные данные позволяют  подтвердить выдвинутую нами гипотезу о том, что дети подросткового  возраста, находящихся без должного родительского присмотра, менее  социализированы в обществе, нежели их сверстники, воспитывающиеся в  благополучных семьях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Комплекс профилактических мер  безнадзорности среди подростков

      Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в нашей стране строится на основе международных стандартов и основополагающих принципов работы с детьми из неблагополучных семей, сутью, которых является восстановительное правосудие, предполагающее учет в работе с подростками, находящимися без должного родительского контроля следующих требований:

  • изучение жизненной ситуации ребенка, которая могла спровоцировать противоправное поведение ребенка,
  • необходимость защиты достоинства, обеспечение благополучия, разрешения проблем ребенка и создания позитивного механизма для развития его личности в будущем;
  • расширение альтернативных видов социализации в обществе, с тем чтобы повлиять на формирование надлежащего развития несовершеннолетнего;
  • воспитать в нем чувство ответственности с целью предупреждения преступности среди подростков из неблагополучных;
  • при необходимости организация индивидуальной или групповой терапии, лечения от наркомании, алкоголизма и иных зависимостей;
  • необходимость преимущественно осуществлять работу с детьми в их реальной жизненной среде, максимально вовлекая в этот процесс семью, с целью восстановления нарушенных связей несовершеннолетнего и общества;
  • особая подготовка и квалификация персонала (социальные работники, сотрудники милиции, педагоги, психологи и др.) на всех стадиях работы с несовершеннолетними, находящимися в условиях недостаточного родительского контроля;
  • тесное межведомственное взаимодействие на всех этапах работы: социальный работник, психологи, сотрудники милиции, педагоги и иные специалисты.

      Комплекс  профилактических мер безнадзорности среди подростков предполагает разработку «Комплексной программы по профилактике безнадзорности среди несовершеннолетних».

      Паспорт программы:

  1. Наименование программы – «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних».
  2. Заказчик – социальная служба.
  3. Цели и задачи:
  • создание условий для предупреждения роста безнадзорности несовершеннолетних, находящихся в условия недостаточного родительского контроля;

Информация о работе Социализация детей