Социализация детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования – проблема асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Целью данной работы является анализ социальных и социально-психологических проблем асоциализации детей без должного родительского присмотра.

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

     – технология взаимодействия субъектов  профилактики обеспечивается координационным  органом, при ведущей роли школы, который осуществляет регламентацию  и интеграцию их  усилий в работе с подростком и его семьей и поэтапно решает вопросы контроля за жизнедеятельностью, обучением и времяпрепровождением подростка, включает его в социально значимую деятельность, стимулирует его социализацию;

     – созданы необходимые социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности.

    В психологии, педагогике, социальной педагогике нет единого определения понятия взаимодействия. Каждая наука рассматривает это понятие со своих позиций. В психологии – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Особенностью такого взаимодействия является причинная обусловленность. С психологической точки зрения, оно может быть конструктивным и деструктивным. Основное внимание в психологии уделено межличностному взаимодействию. В педагогике – форма  взаимосвязи его участников, направленная на достижение определенных целей (обучения, воспитания, подготовленности молодого поколения к жизни и др.). Основное внимание в педагогике уделено взаимодействию педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

    В социальной педагогике – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи,  способ самоактуализации и саморазвития участников  взаимодействия. Оно, как правило, рассматривается в социальной педагогике между социальным педагогом и ребенком, между социальным педагогом и родителями или лицами их замещающими, между ребенком и семьей, между специалистом и клиентом.

    Социально-педагогическое взаимодействие – это согласованная деятельность (по времени, месту, решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения субъектов профилактики  по месту жительства, интегрирующая возможности каждого из них, в преодолении проблем подростка и его семьи (объектов влияния субъектов взаимодействия), позволяющая стимулировать социализацию, духовное, нравственное, физическое развитие и обеспечивать  целесообразное воспитание. Оно включает следующие компоненты: субъекты; объекты; цель; задачи; функции; принципы; функциональную (согласованную) деятельность; уровни; механизмы; результат; условия реализации.

    Субъекты  взаимодействия определяются  средой места  жительства. Здесь преимущественно  реализуется обучение, осуществляются воспитание, досуг и самореализация подростков. Микросоциум  места жительства – территория гражданского общества, где формируется личность ребенка (подростка), он является школой становления будущего гражданина, где закладываются основы социализации личности, охватывает то место, где живет ребенок (подросток) и его семья, где он реализует себя, где удовлетворяет свои интересы и потребности. Микросоциум места жительства может ограничиваться небольшой территорией (двор, ближайшая улица, школа и др.), а также может включать большую территорию (район, квартал, места скопления подростков и молодежи и др.). Он может быть организованным и неорганизованным.

    Профилактика  безнадзорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на государственном, районном, местном уровнях. На государственном  уровне в качестве  субъектов  взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На местном уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.

    Каждое  учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категории подростков свои функции и на своем уровне решает определенный круг социально-педагогических задач. Наличие  общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обусловливает наличие в его характеристике двух сторон – дифференциации и интеграции.

    Совместные  усилия субъектов взаимодействия в  профилактике безнадзорности направляются к реальным объектам. Объектами влияния  субъектов взаимодействия являются дети и подростки, проживающие на определенной территории, закрепленные за ней, их родители или лица их замещающие.

    Содержание  взаимодействия включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. В процессе взаимодействия реализуются широкие социальные функции (защитная; профилактическая; восстанавливающая; коррекционно-развивающая; оздоровительная; компенсаторная) [4, с. 25].

    Основу  эффективности взаимодействия субъектов  профилактики безнадзорности составляют принципы. Реализация их требования обеспечивает наиболее полную интеграцию усилий всех субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства. Существуют следующие принципы: принцип территориальности; принцип педагогизации среды; принцип открытости воспитательной среды; принцип субъектности; принцип уважения личного достоинства подростка. Представленные принципы взаимосвязаны между собой и представляют систему принципов. Она требует учета требований каждого принципа в процессе взаимодействия.

    Можно выделить выявить качественные характеристики, критерии их оценки и показатели: сотрудничество основных субъектов по месту жительства в профилактической деятельности (желание участников взаимодействия к профилактике безнадзорности по месту жительства; доступность информационной базы о подростках и их семьях; заинтересованность участников взаимодействия в решении проблем безнадзорного подростка и его семьи; обмен опытом участников взаимодействия по профилактике безнадзорности); отношение к взаимодействию (отношение семьи к оказанию помощи специалистами субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства; отношение подростка к оказываемой помощи; отношение подростка к решению собственных проблем; отношение  социального учреждения,  специалистов к решению проблем подростка, склонного к безнадзорности и его семьи во взаимодействии с другими учреждениями профилактики безнадзорности по месту жительства); полнота реализации функций и полномочий субъектов профилактики в процессе взаимодействия (ответственность и самостоятельность в выборе форм и методов квалифицированной социальной поддержки и защиты прав безнадзорного подростка; умение разработать индивидуальную профилактическую программу, социальный проект и реализовать ее (его); профессиональная компетентность специалистов субъектов взаимодействия; повышение профессиональной культуры и мастерства специалистов учреждений профилактики безнадзорности по месту жительства).

    Выделяются  следующие уровни взаимодействия: интеграционный, репродуктивно-положительный, достаточный, недостаточный.

    Интеграционный  уровень характеризуется успешной совместной деятельностью всех субъектов в разработке стратегии профилактической деятельности и ее реализации; системным характером профилактической деятельности, позволяющей планомерно и последовательно решать профилактические задачи; продуктивным взаимодействием всех заинтересованных сторон в решение проблем подростков и их семей; ответственным отношением каждого субъекта к взаимодействию и достижению эффективности в совместной профилактической деятельности; мониторингом успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет всех подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности. 

      Репродуктивно-положительный характеризуется дифференциацией усилий субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности по месту жительства, обеспечивающей значительный охват подростковой среды; профилактической деятельностью, которая строится планомерно и последовательно; взаимодействием по отдельным направлениям, проведением отдельных профилактических мероприятий; ответственным отношением каждого субъекта к выполнению своих функциональных задач; участием в оценке успешности взаимодействия в профилактике безнадзорности, условий, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей и интересов подростков в духовном, нравственном и физическом развитии, успешной их социализации. Данный уровень обеспечивает учет значительной части подростков, их семей по месту жительства и действенность профилактической социально-педагогической деятельности. 

    Достаточный уровень характеризуется взаимодействием субъектов в профилактике безнадзорности по месту жительства преимущественно к подросткам «группы риска» и их семьям; профилактической деятельностью субъектов в рамках своего функционального назначения; взаимодействием по отношению к отдельным семьям и проблемным подросткам; недостаточным желанием сотрудничать с другими субъектами профилактики. Данный уровень обеспечивает учет основной массы подростков, относящейся к «группе риска» по месту жительства и определенные успехи в работе с ними.  

    Недостаточный уровень характеризуется межведомственной разобщенностью по целям, задачам профилактической деятельности субъектов; фрагментарностью и поверхностью во взаимодействии с социальными учреждениями; отсутствием интереса к взаимодействию с другими субъектами профилактической деятельности и решению проблем подростка и его семьи; отсутствием потребности в рефлексии собственного профилактического опыта и пр. Данный уровень не обеспечивает необходимой профилактической работы с подростками.

    Реализация  взаимодействия осуществляется социально-педагогической технологией. Социально-педагогическая технология имеет: цель, задачи и соответствующее им содержание (этапы и подэтапы).

    Целью социально-педагогической технологии – обеспечение интеграции взаимодействия школы, социальных учреждений, служб  и семьи в профилактике подростковой безнадзорности по месту жительства.

    Изучение  опыта взаимодействия социальных учреждений, профилактических возможностей каждого  из субъектов по месту жительства позволило определить  наиболее реальные задачи взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности [1, с. 217]:

  1. Определить место и роль каждого социального института, в том числе школы, как ведущего органа в обеспечении взаимодействия субъектов в профилактике подростковой безнадзорности по месту жительства.
  2. Создать интегративный орган, координирующий усилия субъектов взаимодействия и определить его задачи.
  3. Сформировать банк данных о подростках района и нуждающихся в социально-профилактической работе с ними.
  4. Осуществить мониторинг оценки состояния и определить перспективы дальнейшего совместного взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности.

    Ведущая роль во взаимодействии с субъектами профилактики, а также с общественными и благотворительными организациями, добровольцами и подростком, склонным к безнадзорности и его семьей принадлежит открытому образовательному учреждению  (общеобразовательной школе). Технология взаимодействия включает следующие этапы (подэтапы): аналитический, диагностико-прогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный. Каждый этап имеет свое содержание.

Информация о работе Социализация детей