Социализация детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования – проблема асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Целью данной работы является анализ социальных и социально-психологических проблем асоциализации детей без должного родительского присмотра.

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 737.00 Кб (Скачать)
  • создание скоординированной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществление комплекса организационных мероприятий, направленных на профилактику детской безнадзорности и правонарушений.
  1. Срок реализации – 2010 – 2015 гг.
  1. Ожидаемые результаты реализации программы:
  • создание комплексной, скоординированной по целям, задачам основы профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
  • формирование предпосылок к стабилизации, к снижению числа правонарушений и фактов безнадзорности среди несовершеннолетних;
  • создание информационного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

      Основные  направления  реализации Программы «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних»:

      1. Совершенствование профилактической, социально-педагогической и реабилитационной работы с семьёй и детьми, находящимися в социально- опасном положении.

      2. Научно-методическое обеспечение  работы по профилактике    безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних.

      3. Информационно-аналитическое обеспечение  работы по     профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних

      4. Развитие системы профилактики  безнадзорности  и правонарушений    несовершеннолетних.

      Мероприятия по профилактике правонарушений и                       безнадзорности несовершеннолетних:

  1. Анализировать состояние работы по предупреждению безнадзорности и преступности среди подростков, находящихся без должного родительского присмотра.
  2. Определить проблемные вопросы, решение которых необходимо осуществить с участием заинтересованных органов и общественных организаций.
  3. Создание банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении. Ежеквартально пополнять данные банк новыми сведениями.
  4. Выявление беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении.
  5. Оказание помощи семьям с несовершеннолетними детьми, нуждающимся в социальной поддержке.
  6. Проведение анкетирования детей с целью раннего выявления асоциализированных подростков, употребляющих ПАВ.
  7. Организация устройства подростков их неблагополучных семей, отчисленных в вечернюю школу и на период каникул.
  8. Проведение тренингов, деловых игр, конкурсов, информационных встреч с подростками и родителями по вопросам формирования здорового образа жизни.
  9. Проведение ежегодно общешкольных  родительских собраний по предупреждению асоциализации в подростковой среде.
  10. Обновлять ежемесячно наркологический пост по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, пресечения распространения наркомании и алкоголизма.
  11. Принимать активное участие в спортивно-массовых и культурно-досуговых мероприятиях района с привлечением подростковх из группы риска.
  12. Организация летнего детского отдыха детей и подростков в пришкольном лагере труда и отдыха.
  13. Организация и проведение совместных рейдов школы и социально-психологической службы.
  14. Организация работы по воспитанию толерантности, профилактике правонарушений на почве расовой и национальной дискриминации (занятия, тренинги, конкурсы рисунков, сочинений).
  15. Совместная деятельность социально-психологической службы  и сотрудников милиции с детьми из неблагоприятных семей (занятия в кружках, секциях, досуговая деятельность).
  16. Организация работы медико-педагогического лектория  по профилактике СПИДа, различных зависимостей, правонарушений  подростковой среде.
  17. Организация работы лектория по пропаганде правовых знаний, соблюдению несовершеннолетними морально-этических норм поведения в быту подростков, находящихся в условиях недостаточного родительского присмотра.

      Внедрение и использование данной программы  в работе с детьми без должного родительского присмотра, безусловно, будет способствовать благоприятной  социализации подростка в обществе, снижению уровня его тревожности  и агрессивности.

                                                                           
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

    Таким образом, безнадзорность детей и  подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается  на социализации подрастающего поколения.

    Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактики преступности несовершеннолетних.  В педагогике – правильно  понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.

    Анализ  причин роста безнадзорности среди  детей и подростков свидетельствует  о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная  обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей  к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в  организации и  проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.

    Действенность профилактической деятельности обеспечивается взаимодействием всех заинтересованных сторон по месту жительства. В основе взаимодействия лежит интеграция усилий субъектов профилактики  подростковой безнадзорности, заключающаяся в согласованной деятельности (по времени, месту, решению профилактических задач и пр.) в рамках функционального назначения каждого из них, направленной на  преодоление проблем подростка и его семьи (объектов влияния), и создающей наиболее благоприятные условия для целесообразного воспитания, духовного, нравственного и физического развития подростков.

    Социально-педагогическими  условиями, обеспечивающими эффективность  технологии взаимодействия школы, социальных учреждений, служб по месту жительства и семьи в профилактике подростковой безнадзорности являются: сотрудничество всех заинтересованных сторон; заинтересованность каждого учреждения, службы в преодолении негативных явлений по месту жительства, обеспечивающих профилактику подростковой безнадзорности; наличие  интегративного органа в профилактической деятельности; доступность всех учреждений для подростка; мониторинг состояния безнадзорности и эффективности взаимодействия; развитие места жительства как открытой педагогической среды; постепенность вовлечения родителей и их участие в воспитательно-профилактической работе с подростками по месту жительства; обмен опытом со специалистами социальных учреждений других районов, округов, городов Республики Беларусь по проблемам профилактике подростковой безнадзорности. 

     Целью экспериментальной работы послужило изучение социально-психологических проблем асоциализации подростков находящихся без должного родительского присмотра. Следовательно, гипотезой нашего исследования, явилось предположение о том, что дети подросткового возраста, находящихся без должного родительского присмотра, менее социализированы в обществе, нежели их сверстники, воспитывающиеся в благополучных семьях.

     По  результатам экспериментального исследования было установлено:

  1. Методика «Социометрия» показала, что распределение респондентов в группах I и II  зависит от дестко-родительских отношений – среди подростков, находящихся без должного родительского контроля, в основном преобладают выделяются «принятые», «звезды» и «предпочитаемые» имеют равное процентное распределение, среди испытуемых из благополучных семей процент «предпочитаемых» выше, но в данной группе «принятых» не выявлено.
  2. Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности» показала, что уровень тревожности зависит от категории ребенка – так, общий уровень тревожности среди респондентов, находящихся без должного родительского контроля, выше, чем среди их сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях.
  3. Тест «Уровень агрессивности ребенка» позволяет сделать следующий вывод: среди детей, находящихся без должного родительского контроля, преобладающим является высокий уровень агрессивности, среди же их сверстников, воспитывающихся в благополучных семьях – низкий. Отсюда свидетельствует, что родительский контроль и детско-родительские отношения напрямую влияют на проявление уровня агрессивности подростка.
  4. Далее с целью установления достоверности экспериментальных данных был использован метод математически-статистической обработки данных t-критерия Стьюдента. Так как ׀t׀ = 0,37 < t0,05, можно заключить, что различия, существующие между результатами I и II групп не значительные. Это свидетельствует, о том, что уровень родительского контроля оказывает влияние на социализацию личности, и  проявление у подростков, находящихся без должного родительского присмотра, асоциализации в незначительной степени. Бесспорно, дети из благополучных семей более социализированы в обществе, они менее агрессивны и менее тревожны, нежели их сверстники из неблагополучных семей.
  5. Так как данный курсовой проект был направлен не только на определение существующих статистических различий в степени социализации подростков из благополучных и не благополучных семей, но и на профилактику выявленной асоциализации. Это обусловило создание комплекса профилактических мер безнадзорности среди подростков в виде программы «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних».
 
 
 

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ А

     СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДАННЫХ

Имя пол возраст группа
1  Александр  П. М 14 I
2 Иван С. М 15 I
3 Петр.Д. М 15 I
4 Сергей С. Д 14 I
5  Ира А. Д 14 I
6 Галя В. Д 16 I
7 Лидия Н. Д 16 I
8 Людмила Н. Д 15 I
9 Павел А. М 15 I
10 Сабина Т. Д 16 I
1 Адам  К. М 15 II
2 Злата М. Д 14 II
3 Никита  Ш. М 14 II
4 Маша  К. Д 14 II
5 Карина  С. Д 15 II
6 Ирина М. Д 15 II
7 Юля О. Д 14 II
8 КристинаВ. Д 16 II
9 Алёша Х. М 14 II
10 НастяЛ. Д 15 II
11 Коля  Н. М 16 II
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  В

     ТАБЛИЦА ПЕРВИЧНЫХ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ К  МЕТОДИКЕ «ШКАЛА реактивной и личностной тревожности»

Имя СТ ЛТ
Баллы Уровень Баллы Уровень
1  Александр  П. 75 высокий 70 высокий
2 Иван С. 31 умеренный 35 умеренный
3 Петр.Д. 39 умеренный 42 умеренный
4 Сергей С. 45 высокий 46 высокий
5  Ира А. 31 умеренный 40 умеренный
6 Галя В. 20 низкий 21 низкий
7 Лидия Н. 25 низкий 29 низкий
8 Людмила Н. 32 умеренный 35 умеренный
9 Павел А. 45 высокий 48 высокий
10 Сабина Т. 68 высокий 69 высокий
1 Адам  К. 45 высокий 43 умеренный
2 Злата М. 32 умеренный 35 умеренный
3 Никита  Ш. 30 низкий 32 умеренный
4 Маша  К. 33 умеренный 29 низкий
5 Карина  С. 62 высокий 56 высокий
6 Ирина М. 30 низкий 35 умеренный
7 Юля О. 29 низкий 30 низкий
8 Кристина  В. 39 умеренный 48 высокий
9 Алёша Х. 29 низкий 30 низкий
10 НастяЛ. 45 умеренный 48 умеренный
11 Коля  Н. 28 низкий 28 низкий

Информация о работе Социализация детей