Социализация детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:40, контрольная работа

Описание работы

Предмет исследования – проблема асоциализации детей без должного родительского присмотра.
Целью данной работы является анализ социальных и социально-психологических проблем асоциализации детей без должного родительского присмотра.

Работа содержит 1 файл

attachment.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

 

3. Реабилитация безнадзорных  детей

 

    Условия успешности социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей:

    – средством реабилитации выступает  построенный методом моделирования  социально-педагогический реабилитационный процесс, базирующийся на гуманистическом, личностно-ориентированном подходах, в рамках которого осуществляется сопровождение в социально-педагогическом, медико-психологическом аспектах;

    – создание содержательных, технологических  и кадровых условий для социально-педагогической реабилитации безнадзорных детей;

    – организация целенаправленного взаимодействия специалистов, воспитанников и их родителей; применение традиционных и инновационных методик и технологий социально-педагогической реабилитационной деятельности; обеспечение подготовки педагогов к освоению социально-педагогической деятельности по реабилитации безнадзорных детей;

    – подготовка специалистов к социально-педагогической реабилитационной деятельности обеспечивается заданной моделью, учитывающей необходимые  требования к личности специалистов как субъекта данной деятельности, знания личностных, социальных, психологических и физиологических особенностей воспитанников.

       Целью работы с безнадзорными  детьми является оказание социальной  помощи подросткам из семей  с ослабленными родительскими  функциями.

       Для этого проводятся [6, с. 30]:

     – Создание банка данных о семьях с  отрицательным микроклиматом определенного  района города.

     – Проведение комплекса мер по социальной адаптации безнадзорных несовершеннолетних.

     – Работа с семьями безнадзорных детей.

     – Взаимодействие с местными государственными учреждениями для решения проблем несовершеннолетних безнадзорных детей.

    Одним из эффективных методов, позволяющих  комплексно решать психологические  проблемы несовершеннолетних безнадзорных является арт- и игровая терапия  с элементами психодрамы. Психодрама принадлежит к гуманистической и ориентированной на переживания психотерапии и восходит к Дж. Л. Морено, который создал эту форму психотерапии, основываясь на спонтанных и импровизированных играх детей.

    Проект  предусматривает добровольную социальную работу студентов, которые станут посредниками между безнадзорным ребенком, его потребностями и обществом. Студенты-добровольцы донесут до детей социальные требования, социальный запрос – не курить, не употреблять спиртное и наркотики, вести здоровый образ жизни, заниматься интересным общественно полезным делом и др. В то же время добровольцы делают доступными для подростков услуги общества, содействуют восстановлению их прав, показывая заинтересованность общества в их судьбах.

    Чем больше будет разнообразных программ для детей и подростков, тем больше будет шанс, что ребенок найдет то, что ему нужно, что компенсирует недостаток внимания со стороны воспитывающих его взрослых или поможет ему решить личностные проблемы роста социально приемлемым образом.

    Такие проекты востребованы, потому что на сегодняшний день ни одна из государственных структур, призванных решать проблемы детства, практически не работает в контактном пространстве безнадзорных детей – непосредственно на улицах города и села. 

 

     ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ АСОЦИАЛИЗАЦИИ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ

     2.1. Обоснование и организация экспериментального  исследования

     В нашей стране безнадзорность многократно  претерпевала изменения как количественные, так и социальные. Социологические  исследования, в которых затрагивается тема безнадзорности, носят, в основном, односторонний характер – они делаются, в большинстве случаев, по заказу государственных и международных общественных организаций, где каждый отвечает за определенный сегмент охвата несовершеннолетних какой-либо степенью опеки. Ни процесс и обстоятельства возникновения самого явления, ни оправданность функционирования системы по его предотвращению и возвращению «выбывших из социальной жизни» несовершеннолетних обратно, не анализировались в достаточной мере и комплексно отечественными социологами. Хотя существует немалое количество суждений по исследуемой проблеме должностных лиц, общественных и политических деятелей, основанных на публикациях по этой теме в широкой прессе. Практическая значимость исследования состоит в том, что проблема социализации безнадзорных подростков избрана темой специального комплексного исследования в рамках социологии. Материалы и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в развитии новых социальных технологий, в преподавании учебных курсов гуманитарных наук, а также для подготовки проведения дальнейших социологических исследований в области работы с несовершеннолетними.

     В контексте данного экспериментального исследования были определены следующие  эмпирические задачи:

    1. Определить статусное положение безнадзорных детей и детей из благополучных семей в исследуемых группах.
    2. Выявить уровень тревожности обеих выборок испытуемых.
    3. Установить уровень агрессивности респондентов обеих выборок.
    4. Определить комплекс профилактических мер безнадзорности среди подростков.

     В связи с этим нами были использованы следящие методики:

    • Социометрия Дж. Морено. (см. приложение D)
    • Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер (см. приложение E)
    • Тест «Уровень агрессивности ребенка» (см. приложение F)
    • Количественный и качественный анализ.
    • Математически-статистический метод обработки результатов Спирмена.

     В рамках данного экспериментального исследования была сформулирована следующая  гипотеза: дети подросткового возраста, находящихся без должного родительского присмотра, менее социализированы в обществе, нежели их сверстники, воспитывающиеся в благополучных семьях.

     Именно  с целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы, была организована вся  экспериментально-исследовательская работа.

     Экспериментальную выборку составили 2 группы испытуемых подросткового возраста в количестве 21 человека – первую, из которых  составили респонденты из неблагополучных  семей – 10 человек, вторую – из благополучной  – 11 человек.

     Базой экспериментального исследования послужила СШ г. Минска №39. 
 

     2.2. Анализ и интерпретация  полученных данных

     При подсчете экспериментальных данных методики «Социометрия» Дж. Морено составляют социоматрицу – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

     Таблица 2.1. – Социометрическая матрица респондентов I группы

Фамилия, имя Критерии  выбора Кого  выбирают
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Александр  П.
3
 
2

1
 
3
 
 
       
2. Иван  С.
3
   
1

2
 
3
       
3. Петр.Д.
3
 
2
 
3
       
1
 
4. Сергей  С.
3
 
1

2
     
3
     
 
5. Ира  А.
3
           
1

2

3
 
6. Галя  В.
3
 
 
       
2
 
3

1
 
7. Лидия  Н.
3
       
1

3
   
2
 
8. Людмила  Н.
3
       
1

3

2
     
9. Павел  А.
3
       
2

1

3
     
10. Сабина  Т.
3
         
1

2

3
   
Получено  выборов 0 7 6 5 6 12 10 5 8 1
Получено  взаимных выборов 0 5 4 4 6 6 6 3 6 0

     Среднее число полученных выборов одним  испытуемым (К) вычисляется по формуле:

     Для нашего примера К = 60:10 = 6.

     В соответствии с данными матрицы  испытуемых можно отнести к следующим  группам:

     «Звезды»  – Галя В.;

     «Предпочитаемые»  – Лидия Н.;

     «Принятые»  – Иван С., Петр Д., Сергей С., Ира А., Людмила Н., Павел А.;

     «Непринятые»  – нет;

     «Отвергнутые» – Александр П., Сабина Т..

     Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент  взаимности выборов. Он показывает, насколько  взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется  по формуле:

     В нашем случае KB = (40:60)х100% = 66,7%. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.

     Таким образом, среди респондентов I группы, было установлено – по 10% испытуемых распределяются между категориями «звезды» и «предпочитаемые», 60% относится к категории «принятые», 20% –«отвергнутые». Хотелось бы отметить, что респондентов, относящихся к категории «непринятые», выявлено не было.

     

     Рисунок 1. – Распределение испытуемых I группы по социальному статусу

     Таблица 2.2. – Социометрическая матрица респондентов II группы

Фамилия, имя, отчество 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Итого
1 Адам К.     1     3   3   2    
2 Злата М. 2     2   2     3      
3 Никита Ш.   3       3     3      
4 Маша К. 1         1     2      
5 Карина С.             2   3 3    
6 Ирина М.                 3 3 3  
7 Юля О. 1   3           2   3  
8 КристинаВ.                        
9 Алёша Х.   2                    
10 НастяЛ. 1   1 2   1   1     3  
11 Коля Н.   2 1 1     2     3    
Кол-во выборов 5 7 6 7 0 10 7 4 16 11 12 79
Кол-во взаимных выборов 1 1   1         1 0,5   4,5

      Взаимные  выборы обводятся кружком или  полукругом (если взаимность неполная). Количество полученных выборов (79) — социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 9) = 99.

      Существует  и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:

      сумма взаимных выборов    4,5

      Сгр = общее число возможных выборов в группе = 99 = 0,04.

      Показатель  хорошей групповой сплоченности — 0,6—0,7.

      «Звезды»: Коля Н., Леша Х.

        «Предпочитаемые»: Настя Л., Ирина  М., Злата М., Маша К., Юля О.

      «Принятые»  – нет.

      «Непринятые»: Адам К., Никита Ш., Кристина В.

      «Отвергнутые»: Кристина С.

     Так, среди респондентов II группы, было установлено – 19% испытуемых относятся к категории «звезды», 45% – к категории «предпочитаемые», 27% относится к категории «непринятые», 9% –«отвергнутые». Хотелось бы отметить, что респондентов, относящихся к категории «принятые», выявлено не было.

        

     Рисунок 2. – Распределение испытуемых II группы по социальному статусу

     Таблица 2.3. - Классификация  испытуемых по итогам социометрического  эксперимента

Статусная группа Количество  полученных выборов
«Звезды» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Предпочитаемые» В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Принятые» Имеют средне число  полученных выборов одним испытыемым
«Непринятые» В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым
«Отвергнутые» Равно нулю или  в два раза меньше, чем число  полученных выборов одним испытуемым

Информация о работе Социализация детей