Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников.docx

— 191.39 Кб (Скачать)

Письменная речь имеет  большое значение для умственного  развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности- понимание  письменной речи, является более трудной  операцией, чем понимание устной речи, так как в устной речи интонации, паузы, голосовые подчеркивания, целая  гамма выразительных средств  содействуют пониманию.

Существуют также формы  речи, такие как диалогическая  и монологическая.  Монологическая форма речи обращена к одному или группе слушателей иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций грамматической их оформленностью. Диалогическая –это такая форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.7

Письменная монологическая речь — это речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью  определяются субъектом. Если мотивом  письменной речи является контакт или  желание, требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к  кому он обращается, представить его  реакцию на свое сообщение. Особенность  письменной речи состоит именно в  том, что весь процесс контроля над  письменной речью остается в пределах деятельности самого пишущего, без  коррекции со стороны слушателя. Письменная монологическая речь может  выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли  или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры  устной диалогической или устной монологической речи.

Письменная речь не имеет  почти никаких дополнительных средств  выражения, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые  играют роль в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения  отдельных элементов излагаемого  текста курсивом или абзацем. Таким  образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться  лишь на достаточно полное использование  развернутых грамматических средств  языка. Значит  грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения  передаваемого сообщения. Пишущий  должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать  весь обратный путь от развернутой, внешней  речи к внутреннему смыслу излагаемого  текста.

Итак, письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически  организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в  письменной речи значительно превышает  длину фразы в устной речи, так  как в развернутой письменной речи встречаются значительно более  сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Все это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер.

Особое значение в развитии речи младшего школьника имеет освоение письменной речи, которая открывает  ему природу родного языка  и возможность более совершенного овладения им.8 Письменная речь является существенным средством в процессах мышления. Включая, с одной стороны, в свой состав сознательные операции языковыми категориями, она протекает в совсем ином, значительно более медленном темпе, чем устная речь, с другой стороны, позволяя многократное обращение к уже написанному, она обеспечивает и сознательный контроль за протекающими операциями. Все это делает письменную речь мощным орудием уточнения и отработки мыслительного процесса. Поэтому письменная речь используется не только для того, чтобы передать уже готовое сообщение, но и для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль.

 

1.3. Качества речи.

 

Государственный стандарт указывает  на необходимость «формирования  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у младших  школьников».9 Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи. 
     Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее орфографической, лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность. Помимо правильности речь должна обладать и другими важными качествами: точностью, чистотой, ясностью, логичностью, богатством, выразительностью и уместностью. Эти свойства обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют  уровень речевой культуры говорящего. Рассмотрим подробнее эти качества. 

Точность речи - коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов. Точность речи достигается на основе четких представлений о значениях слов, умения точно употреблять синонимы, разграничивать контексты употребления многозначного слова. 
     Уместность речи - строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата. Уместность речи предполагает умение пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Выделяют уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую. Уместность речи обеспечивается верным пониманием ситуации и знанием стилистических особенностей слов и устойчивых оборотов речи. 
      Богатство речи - набор лексических, грамматических, стилистических  средств, которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами. Богатство речи связано с разнообразием используемых говорящих средств выражения мысли, синонимов, способов построения высказывания, организации текста. 
Для достижения этого качества необходимо пополнять словарный запас путем чтения литературы, периодической печати, обращать внимание на грамматические и стилистические особенности читаемых текстов, вдумываться в оттенки значений слов, замечать штампы, избитые фразы. 
     Выразительность речи - качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли. Выразительность речи достигается использованием художественных приемов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз. 
     Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов. Чистота речи достигается на основе знания стилистической характеристики употребляемых слов, продуманности речи и умения избегать многословия, повторов и слов-сорняков. 
     Логичность речи - это логическая соотнесенность высказываний друг с другом. 
Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное и последовательно развивать мысль. 
     Ясность речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания. Ясность речи достигается ее правильностью и точностью в совокупности с вниманием говорящего к осведомленности и речевым навыкам собеседника. Ясность речи связана с желанием говорящего сделать свою речь удобной для восприятия партнером по общению.

Исходя из особенностей возраста, можем утверждать, что письменной монологической речью учащиеся владеют  слабее, чем устной диалогической. А ведь, обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично выражать свои собственные мысли.

1.4 Методы и  приемы развития речи у учащихся.

Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с  помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.

Имитативные методы по-другому  можно назвать методами «по образцу». В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность - выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество - пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Методы обучения речи «по образцу» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра. В арсенал методов «по образцу» входят и более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, и особенно - по пониманию замысла автора - писателя или на основе артистического исполнения различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках - переводы, подражания, пародии. «По образцам» школьники работают над типами речи и над различными жанрами : над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге или о спектакле, характеристики, а также над составлением так называемых «деловых бумаг» - объявления, заявления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей.

Имитационный  метод очень развит в начальной  школе, но он  не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

Коммуникативные методы опираются  на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей и дневников; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров - докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы.

Этот метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений - сочинений и пр. Обычно выделяют семь групп таких умений, в своей последовательности создающих методику:

- умения, связанные с темой  сочинения, с ее пониманием, определением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;

- умение подчинить свое  сочинение определенному замыслу,  выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступками пр.;

- умения собирать, накапливать  материал, отбирать важное, главное  и второстепенное в соответствии  с темой и замыслом;

- умение систематизировать  материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией - началом, завершением;

- умения в области языковой  подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, о6разы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте - обдумывание интонаций, обращений и пр.; 

- умение составлять  текст-  в устной речи - импровизировать,  в письменной - записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы.

- умение совершенствовать  написанное, редактировать, проверять  орфографию, пунктуацию. 

Метод конструирования- синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.

Метод конструирования  текста располагает большим на6ором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них обычно выполняют  подготовительную или вспомогательную  функцию: они вплетаются в процесс  подготовки речевого упражнения на разных его этапах. Это словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая: работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам, упражнения, опирающиеся на теории текста: моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели,  редактирование своего текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы; передача сюжета в диалогической форме.

Как мы видим, такой вид  работы над развитием речи младших  школьников, как сочинение  используют все перечисленные методы.

 

 

 

1.5 Сочинение как  один из видов работ по развитию  речи

  в начальных  классах

1.5.1 Виды сочинений.

Сочинение в начальной  школе занимает особое место: ему  подчинены все другие речевые  упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Начиная  в 1 классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных  рассказов, сочинение постепенно перерастает  в серьезную умственную, планируемую  работу. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать  и оценивать пережитое, развивает  наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. В самостоятельном рассказе, сочинении обретают жизнь изученные  грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства  и побуждения, воспитывает чувство  ответственности, сближает систему  изучения языка с литературой.

Сочинения можно классифицировать по нескольким параметрам. В зависимости от источников, сочинения делятся, во-первых, на сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю и другим источникам опосредованного опыта; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, в-четвертых, сочинения по одной картине или по серии картин - на основе воображения учащихся.  

По степени самостоятельности, по методам подготовки различаются  сочинения коллективные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или  меньшей степени общеклассной подготовки, и индивидуальные.

По жанрам  сочинения  делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных  классах редко выдерживаются  в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанных жанров.

В повествовании говорится  о последовательных событиях, связанных  между собой. Сочинения этого  жанра могут иметь сюжет, в  этом случае они близки к рассказам  как к литературному жанру. Повествование  – это самый подвижный, живой  и поэтому наиболее доступный  детям жанр сочинений («Осенний лес», «Кто как готовится к зиме», «Чудеса  природы»).

Суть описания состоит  в указании признаков предметов  или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о  предмете («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных  сочинениях.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников