Сочинение как средство развития речи у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Сочинение как средство развития речи у младших школьников.docx

— 191.39 Кб (Скачать)

Сочинение как  средство развития речи у младших  школьников

2010 год. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Глава  1.  Развитие речи у младших школьников..……………………………...6

1.1 Уровни развития речи  у учащихся…………………………….………......6

1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8

1.3 Качества речи………………………………………...……………………11

   1.4 Методы и приемы  развития речи у учащихся………………………..….16

   1.5 Сочинение как  один из видов работ по развитию  речи  в начальных классах…………………………………………………………………………....20

   1.6 Особенности   работы над сочинениями некоторых  видов……………...35

   1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45

Глава 2. Экспериментальная  работа по развитию речи у младших  школьников на уроках русского языка  на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46

       2.1 Диагностика  уровня развития речи у школьников  вторых классов…46

       2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений

разных видов…………………………………………………………………….52

2.3 Определение уровня  развития речи по итогам проведения  работы по написанию сочинений  разных видов………………………………….....64

2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70

 Заключение ………………………………………………………………….....71

 Список использованной  литературы……………………………………….…74

Приложение……………………………………………………………………..78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, введенный в  действие с 1 января 2010 года подразумевает, что после освоения основной образовательной  программы начального общего образования  дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно  строить речевое высказывание в  соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и  письменной формах».

Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.

Именно в начальной  школе дети начинают овладевать нормами  устного и письменного литературного  языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При  этом учитель должен помочь детям  осмыслить требования к речи, учить  младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.   Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения  в связной речи - рассказы, пересказы, сочинения.3 Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.

Одним из видов  творческих работ является сочинение, которое  в школе занимает особое место: ему  в известной степени подчинены  другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей  осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного, в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор  слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор  материала, установление логических связей, проверка орфографии - весь этот комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения его творческих сил. 

Детское сочинение – это  творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в  нем можно проявить самостоятельность, написать свое.

При анализе УМК «Школа России» и «Школа 2100» мы выяснили, что  работа по развитию  речи проводится на уроках русского языка в основном на материале изложений и  диктантов. Как результат - словарь учащихся младших классов беден, у школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов, ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли4.

Актуальность нашей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи  у учащихся, и напротив повальное увлечение общением через Интернет, путем коротких sms-сообщений, что усугубляется  навязыванием средствами массовой информации разговорного стиля речи. Между тем задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся. Таким образом, возникает проблема, как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения и задачами развития личности ученика и влиянием социо–культурной среды в которой находятся современные школьники.

Объектом нашего  исследования является процесс развития речи у учащихся младших классов.

Предмет исследования: сочинение, как средство развития речи у младших школьников.

Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.

В своей работе мы выдвигаем  следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

Для достижения обозначенной  цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить, проанализировать  методическую и педагогическую  литературу  по проблеме развития  речи младших школьников.

2. Обобщить формы, методы, содержание уроков русского языка  по написанию сочинений разных  видов. 

3. Разработать и провести  эмпирическое исследование, направленное  на определение  уровня развития  речи у младших школьников.

4.Провести работу по  обучению младших школьников  написанию сочинений разных видов.

5. Проверить эффективность   экспериментальной работы.

В нашей работе мы использовали следующие методы:

1. Теоретический анализ  научной и методической литературы.

2. Наблюдение за работой  учащихся на уроках русского  языка.

3. Беседа с учителями  начальных классов. 

4. Анализ  учебников русского  языка.

5.Статистическая обработка  данных.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Базой исследования: является  МОУ СОШ г.Мамоново.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие речи у младших школьников.

 

 

Развитие речи учащихся –  процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи –  ее восприятия и выражения своих  мыслей.5 Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие                                                                                       механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Развитие речи  неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Система развития речи включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом, интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся.

1.1 Уровни развития  речи у учащихся.

М.Р. Львов выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня.6

 Направлениями работы  на  произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.

 Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые часто употребляются. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости.   Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление.  При изучении языка активный запас пополняется из пассивного, и он, разумеется, меньше. Сначала мы привыкаем понимать какое-то слово, а затем начинаем сами употреблять его.

У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они  могут употреблять слова в  неправильном значении и говорить простыми предложениями.  Дети постарше настолько  привыкают использовать сленг в  разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли  в сочинении. Работа на данном уровне ведет к накоплению в речи младших  школьников слов, пониманию различных  оттенков их значений,  а также  готовности  использовать слова  в речевой деятельности.

Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.

Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.

Из вышесказанного следует, что сочинение является универсальным  видом работы по развитию речи у  младших школьников. Речь учащихся начальных классов  при работе над сочинением  развивается   практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста.

 

1.2  Формы речи.

 

Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Она создается в ходе беседы. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация или на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее логическая, грамматическая и интонационная прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов, интонационная и грамматическая нерасчлененность: фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.       

      Письменная  речь - это речь, созданная с помощью  графических знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.  
     Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. 
     Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста для  выделения  логически важных частей текста.  Устная речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая жестами, интонацией, семантическими паузами, допускает сокращения.

Письменная речь по своему строению это всегда речь в отсутствие собеседника. Письменная речь не имеет  никаких внеязыковых средств, поэтому  она должна обладать достаточной  грамматической полнотой, и только эта грамматическая полнота позволяет  сделать письменное сообщение достаточно понятным.

Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников