Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Развитие речи у младших школьников..……………………………...6
1.1 Уровни развития речи у учащихся…………………………….………......6
1.2 Формы речи………….……………………………………………………...8
1.3 Качества речи………………………………………...……………………11
1.4 Методы и приемы развития речи у учащихся………………………..….16
1.5 Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах…………………………………………………………………………....20
1.6 Особенности работы над сочинениями некоторых видов……………...35
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………............45
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи у младших школьников на уроках русского языка на материале обучения сочинениям разных видов…………………………………………………………………….46
2.1 Диагностика уровня развития речи у школьников вторых классов…46
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов…………………………………………………………………….52
2.3 Определение уровня развития речи по итогам проведения работы по написанию сочинений разных видов………………………………….....64
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………………………….....71
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………………
Сочинение как средство развития речи у младших школьников
2010 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Развитие речи
у младших школьников..……………………
1.1 Уровни развития речи
у учащихся…………………………….……….....
1.2 Формы речи………….………………………………………
1.3 Качества речи………………………………………..
1.4 Методы и приемы
развития речи у учащихся………………
1.5 Сочинение как
один из видов работ по
1.6 Особенности
работы над сочинениями
1.7 Выводы по 1 главе…………………………………………………......
Глава 2. Экспериментальная
работа по развитию речи у младших
школьников на уроках русского языка
на материале обучения сочинениям разных
видов…………………………………………………………………
2.1 Диагностика
уровня развития речи у
2.2 Обучение написанию учениками второго класса сочинений
разных видов………………………………………………
2.3 Определение уровня
развития речи по итогам
2.4 Выводы по 2 главе…………..…………………………………………70
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….…74
Приложение……………………………………………………
Введение.
Речь- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.1 Под развитием речи подразумеваются: обогащение словарного запаса, развитие связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».2
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом это все оформлять письменно - задача учителя.
Именно в начальной
школе дети начинают овладевать нормами
устного и письменного
Одним из видов творческих
работ является сочинение, которое
в школе занимает особое место: ему
в известной степени подчинены
другие речевые упражнения. Оно служит
эффективным средством
Детское сочинение – это творческая работа, в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход воображению. Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое.
При анализе УМК «Школа России» и «Школа 2100» мы выяснили, что работа по развитию речи проводится на уроках русского языка в основном на материале изложений и диктантов. Как результат - словарь учащихся младших классов беден, у школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль за выбором слов, ученики не умеют правильно распределять свое внимание между предметом высказывания и словесным оформлением мысли4.
Актуальность нашей работы подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся, и напротив повальное увлечение общением через Интернет, путем коротких sms-сообщений, что усугубляется навязыванием средствами массовой информации разговорного стиля речи. Между тем задачи учителя остаются прежними - развивать речь учащихся. Таким образом, возникает проблема, как преодолеть противоречия, возникающие между требованиями программы обучения и задачами развития личности ученика и влиянием социо–культурной среды в которой находятся современные школьники.
Объектом нашего исследования является процесс развития речи у учащихся младших классов.
Предмет исследования: сочинение, как средство развития речи у младших школьников.
Нами выделена цель исследования: определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников.
В своей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Для достижения обозначенной цели и проверки гипотезы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме развития речи младших школьников.
2. Обобщить формы, методы,
содержание уроков русского
3. Разработать и провести
эмпирическое исследование, направленное
на определение уровня
4.Провести работу по
обучению младших школьников
написанию сочинений разных
5. Проверить эффективность экспериментальной работы.
В нашей работе мы использовали следующие методы:
1. Теоретический анализ
научной и методической
2. Наблюдение за работой учащихся на уроках русского языка.
3. Беседа с учителями начальных классов.
4. Анализ учебников русского языка.
5.Статистическая обработка данных.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Базой исследования: является МОУ СОШ г.Мамоново.
Глава 1. Развитие речи у младших школьников.
Развитие речи учащихся –
процесс овладения речью: средствами
языка и механизмами речи –
ее восприятия и выражения своих
мыслей.5 Основные условия успешного
развития речи учащихся в школе: развитие
1.1 Уровни развития речи у учащихся.
М.Р. Львов выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня.6
Направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.
Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. Известно, что словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас - это те слова, которые часто употребляются. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно людям, говорящим на данном языке. Слова этой группы лишены каких бы то ни было оттенков устарелости. Пассивный словарь - это часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в живом повседневном общении; пассивный словарь составляют устаревшие или устаревающие, но не выпавшие из словарного состава языка слова, многие неологизмы, которые еще не вошли в привычное словоупотребление. При изучении языка активный запас пополняется из пассивного, и он, разумеется, меньше. Сначала мы привыкаем понимать какое-то слово, а затем начинаем сами употреблять его.
У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Работа на данном уровне ведет к накоплению в речи младших школьников слов, пониманию различных оттенков их значений, а также готовности использовать слова в речевой деятельности.
Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.
Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.
Из вышесказанного следует, что сочинение является универсальным видом работы по развитию речи у младших школьников. Речь учащихся начальных классов при работе над сочинением развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста.
1.2 Формы речи.
Различают две формы речи: устная речь и письменная речь.
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Она создается в ходе беседы. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация или на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее логическая, грамматическая и интонационная прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов, интонационная и грамматическая нерасчлененность: фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений.
Письменная
речь - это речь, созданная с помощью
графических знаков на бумаге,
ином материале, экране
Использование письменной формы позволяет
дольше обдумывать свою речь, строить
ее постепенно, исправляя и дополняя, что
способствует в конечном итоге выработке
и применению более сложных синтаксических
конструкций, чем это свойственно устной
речи. Такие черты устной речи, как повторы,
незаконченные конструкции, в письменном
тексте были бы стилистическими ошибками.
Если в устной речи применяется интонация
как средство смыслового выделения частей
высказывания, то на письме используются
знаки пунктуации, а также различные средства
графического выделения слов, сочетаний
и частей текста для выделения логически
важных частей текста. Устная
речь, включенная в ситуацию, сопровождаемая
жестами, интонацией, семантическими паузами,
допускает сокращения.
Письменная речь по своему строению это всегда речь в отсутствие собеседника. Письменная речь не имеет никаких внеязыковых средств, поэтому она должна обладать достаточной грамматической полнотой, и только эта грамматическая полнота позволяет сделать письменное сообщение достаточно понятным.
Информация о работе Сочинение как средство развития речи у младших школьников