Снижение тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:11, творческая работа

Описание работы

Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.

Содержание

Пояснительная записка
Диагностический блок
Установочный блок
Коррекционный блок
Оценочный блок
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

федеральное агентство по образованию.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Деструктивная агрессия – это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка  самоутверждения за счет унижения других.

Психолог. Подумайте, в какой форме чаще всего проявляется  ваша агрессия? Как вы с ней справляетесь?

Упражнение «Выставка».

Психолог. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните три, четыре раза. Представьте, что вы попали на большую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать.

После упражнения происходит обмен мнениями: Какая  была ситуация? Трудно ли было представить  свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

3.      Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Какие способы снятия гнева для вас наиболее приемлемы? Нужно ли учиться снимать агрессию? Можете ли вы оценить свои возможности в овладении способами снятия агрессивного состояния?

4.      Домашнее задание.

Психолог. Попробуйте в моменты нахлынувшего гнева и возмущения поругаться смешными словами, например: «Тих – тиби дух», и отмечаете, как раздражение и злоба уходят.  

Занятие 11. Пойми меня.

Цель: Формировать  у учащихся умение понимать друг друга.

Материалы: Бланки с пословицами для каждого учащегося.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Кто  тренировался снимать вспышки гнева  при помощи слов: «Тих-тиби-дух»?. Кто  использовал какие-либо другие методы, с которыми мы познакомились на прошлом  занятии? Поделитесь своим опытом.

2.      Работа по теме занятия.

Психолог. Чаще всего мы раздражаемся и нервничаем, когда нас не понимают. Сейчас мы проверим, достаточно ли хорошо мы знаем  друг друга. Сейчас я вам раздам бланки с пословицами. Каждый выберет ту, которая ему ближе по смыслу.

Нет такого человека, чтоб век без греха.

Всякая неправда – грех.

От судьбы не уйдешь.

Риск – благородное  дело.

Денег наживёшь – без нужды проживешь.

Когда деньги говорят, правда молчит.

И с умом воровать – беды не избежать.

Раз украл –  навек вором стал.

Кто сильнее  – тот и прав.

С кем поведешься – от того и наберешься.

Умная ложь лучше  глупой правды.

Убежал –  прав, а попался – виноват.

Ведущий просит участников объяснить свой выбор  и смысл пословицы. Всем предлагается догадаться, кто какую выбрал пословицу.

Игра-шутка «Пойми меня».

Участники объединяются в группы по три человека, изображая  «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание  договориться о подарке друг другу.

3.      Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Хорошо ли мы знаем друг друга? Важно ли учиться понимать друг друга? Кто лучше всех понимал других?

4.      Домашнее задание.

Психолог. В повседневном общении старайтесь использовать те знания, которые вы получили на занятиях. К следующему занятию проанализируйте, какие у вас существуют проблемы (трудности) в жизни и зависит ли их решение от вас.   

Занятие 12. Мои проблемы.

Цели: Познакомить  учащихся с термином «проблема».

Научить осознавать проблемы и их обсуждать.

Отработать навыки решения проблем.

Материалы: Тетради, ручки, воздушные шары для каждого  участника.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог задает учащимся вопросы: Кто подумал дома над своими трудностями и может  сейчас их назвать? Что же такое проблема? Много ли схожих проблем у разных людей?

2.      Работа по теме.

Психолог. Послушайте пример проблемной ситуации.

Двое братьев  попали в скверную историю – одолжили деньги, но вовремя не смогли их вернуть. Им пригрозили расправой, если они не вернут деньги. Каждый из братьев решил проблему по-своему. Один – одолжил деньги у очень доброго пожилого человека, солгав ему, что деньги нужны на лечение для больной матери (хотя она была здорова). Другой влез в чужую машину, украл магнитофон и продал его. Так братья решили свою проблему и раздобыли деньги.

Психолог. Согласны ли вы, что они решили свою проблему? Почему? Какие вы можете предложить варианты решения этой проблемы?

Все предложения  учащихся записываются на доске.

Психолог. Подумайте, что лучше: воровство или обман?

Психолог подводит итог обсуждения – решение проблемы не должно приводить к появлению  новых проблем.

Игра «Диалог  со своим мозгом»

Учащиеся записывают в своих тетрадях высказывание Э. Фрома: «Человек – это тот, кто  постоянно решает проблему жизни».

В игре участвуют 5 человек (все вместе они составляют «мозг»):

-         тот, кто называет проблему

-         тот, кто предупреждает, что будет сейчас

-         тот, кто предупреждает, что будет через неделю

-         тот, кто предупреждает, что будет через месяц

-         тот, кто предупреждает, что будет в конце жизни

Называется проблема, например: «Я хочу подарить кому-то цветы». Мозг отвечает:

«Если ты подаришь цветы, то сейчас…»

«Если ты подаришь цветы, то через неделю…»

«Если ты подаришь цветы, то через месяц…»

«Если ты подаришь цветы, то в конце жизни…»

Игра повторяется  с другими участниками и с  другими проблемами («Я хочу начать курить», «Я нашел кошелек», «Я им отомщу»).

После обсуждения проблемы нужно либо отказаться от какого-то решения, либо утвердиться в нем.

Психолог. После  этой игры и наших рассуждений  можно выделить следующие этапы  решения проблемы:

-         постановка проблемы

-         обдумывание, что будет после принятия того или иного решения (через неделю, через месяц, в зрелые годы, в конце жизни)

-         выбор приемлемого варианта

-         применение выбранного варианта

Упражнение с  шарами.

Каждый участник берёт по воздушному шарику, надувает его, представляя, что он мысленно обдумывает решение своей проблемы. Затем  он пишет то, что его волнует на своем шарике фломастером и протыкает шарик – проблема лопнула. Это упражнение можно проделывать и мысленно.

3.      Анализ занятия.

Психолог задает вопросы для обсуждения: Почему у  нас появляются проблемы? Принимаем  ли мы участие в их появлении? Любую ли проблему можно решить? Важно ли обдумывать решение прежде, чем его принять?

Психолог. Оцените  свою способность решать проблемы по пятибалльной шкале выкидыванием пальцев  одной руки.

4.      Домашнее задание.  

Психолог. Понаблюдайте за окружающими (и за собой). Что людей больше всего обижает? Подумайте, почему?

Занятие 13. Критика.

Цели: Познакомить  учащихся с понятием «критика».

Отрабатывать  навыки правильного реагирования на критику.

Материалы: Карточки с фразами, мяч.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Надо выяснить, удалось ли ребятам понаблюдать  за тем, как реагируют на обиду  разные люди, и спросить, что больше всего обижает людей. Почему одних  людей какая-то ситуация обижает, а  других нет?

2.      Работа по теме.

Игра с мячом  «Что звучит обидно?».

Психолог бросает  мяч по очереди каждому участнику  и произносит по одной фразе, а  все стараются запомнить, что  при этом чувствовали. Фразы психолога:

-         ты всегда плохо работаешь

-         ты никогда не делаешь домашнего задания

-         ты каждый раз перебиваешь

-         ты – лентяй

-         ты никогда не здороваешься

-         ты – глупый

При обсуждении психолог задает вопросы: Было ли обидно? Какие вы испытывали эмоции? Какие  слова особенно обижают? Что заставляет людей критиковать других? Нужна ли критика? Всегда ли критику бывает услышана? Почему?

Упражнение на Я - сообщение.

Психолог. Попробуйте сообщить о своем недовольстве, не обижая партнера. Скажите предыдущие фразы так, чтобы не обидеть партнера, например: «Я не доволен вашей работой», «Я переживаю, когда меня перебивают» и т.д.

Делается вывод  о том, что Я – сообщение  позволяет другому слушать вас  и спокойно реагировать. Я – сообщение  предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства, а Ты – сообщение нацелено на обвинение другого человека.

3.      Анализ занятия.

Психолог. Часто  ли вы используете Я – сообщение, давая возможность другим людям  узнать о ваших чувствах? Умеете ли вы контролировать свои высказывания?

4.      Домашнее задание.

Психолог. Попробуйте избавиться от вредных привычек и тем самым проверить свою силу воли и самоконтроль.

Психолог желает каждому мужества – изменять то, что можно изменить в себе.  

Занятие 14. Азбука перемен. 

Цели: Закрепить  у учащихся полученные знания

Помочь участникам поверить в свои силы.

Материалы: Тетради  с записями.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

По желанию  участники рассказывают, от каких  привычек они избавились, легко ли им удалось это сделать.

Психолог (подводит итог сказанному).Каждый из нас является обладателем огромных запасов внутренней энергии. Правда, мы иногда не имеем к ним доступа. Но никто не сможет нам помочь измениться к лучшему, если мы сами этого не захотим. Очень важно поверить в себя. Тот, кто решается на перемены в себе, достоин большого уважения, и он – сильный человек.

2.      Работа по теме.

Составляем «Азбуку  перемен».

Психолог. Проанализируйте  свои знания и составьте «Азбуку  перемен». Азбука эта необычная –  слова будем подбирать по алфавиту, а действия будем описывать, основываясь на своих знаниях и своем опыте. Первым в нашей азбуке нужно поставить слово на букву А, например – Анализ (можно другое, предложенное участниками). Объясните, что значит анализировать свои поступки.

Далее идет слово  на букву Б, например – Будущее (зависит ли наше будущее от умения общаться с людьми?).

Учащимся предлагается самим придумывать слова к  азбуке и объяснять их значение. Если дети затрудняются, то можно им предложить такие: Знания, Интерес, Коллектив, Личность, Мечта, Надежда, Откровения и т.д.

«Нарисуем жизнь».

Ведущий предлагает учащимся нарисовать жизнь так, как  они её представляют. Рисунок выполняется  коллективно на доске или на большом  листе ватмана. Рисунок может  включать в себя символы, картинки, слова – всё, с помощью чего можно передать самое важное в жизни.

Игра «Я бросаю тебе мяч».

Учащиеся становятся в круг и перебрасывают друг другу  мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (слона, конфету…). Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.

Информация о работе Снижение тревожности у подростков