Снижение тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:11, творческая работа

Описание работы

Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.

Содержание

Пояснительная записка
Диагностический блок
Установочный блок
Коррекционный блок
Оценочный блок
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

федеральное агентство по образованию.doc

— 335.50 Кб (Скачать)
 

Шкала тревожности.

Инструкция. «Ниже перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас — обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для  вас сильно неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх — обведите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно  яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Текст методики приведен ниже.

Пример: Перейти в новую школу                            

Отвечать у  доски                                                     

Пойти в дом  к незнакомым людям                          

Участвовать в  соревнованиях, конкурсах,               

Разговаривать с директором школы                        

Думать о своем  будущем                                         

Учитель смотрит  по журналу, кого бы спросить     

Тебя критикуют, в чем-то упрекают                       

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь       

(наблюдают во  время работы, решения задачи)      

Пишешь контрольную работу                                  

После контрольной  учитель называет отметки        

На тебя не обращают внимания                               

У тебя что-то не получается                                    

Ждешь родителей  с родительского собрания            

Тебе грозит неудача, провал                                        

Слышишь за своей  спиной смех                                

Сдаешь экзамены в школе 

На тебя сердятся (непонятно почему)

Выступать перед  большой аудиторией

Предстоит важное, решающее дело

Не понимаешь  объяснений учителя 

С тобой не согласны, противоречат тебе

Сравниваешь себя с другими 

Проверяются твои способности 

На тебя смотрят  как на маленького

На уроке учитель  неожиданно задает тебе вопрос

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

Оценивается твоя работа

Думаешь о своих  делах 

Тебе надо принять  для себя решение 

Не можешь справиться с домашним заданием

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4 

 

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

 

Приложение 3.

Метод незаконченных предложений.  

 

Цель  методики. Методика позволяет выявить особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды.

Возрастные  ограничения. Методика может использоваться на любом этапе школьного обучения.

Процедура диагностики. Методика может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степени навыками письма, методика проводится только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагностики.

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания — предложения, которые испытуемому необходимо закончить. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики. Для индивидуальной (устной диагностики) необходимо заготовить средства регистрации ответов ребенка (возможно использование диктофона).

Инструкция.

  • Для устной формы диагностики: «Сейчас мы будем играть в такую игру: я называю начато предложения, а ты придумываешь, чем оно заканчивается».
  • Для письменной формы диагностики: «Закончи, пожалуйста, следующие предложения. В этом задании нет "правильных" и "неправильных" ответов, поэтому пиши первое, что приходит в голову».
 

  

Текст методики. Незаконченные предложения могут быть модифицированы для конкретных диагностических целей. В нашей работе мы используем приведенную ниже модификацию.  

 

1. Когда я  иду в школу...

2. На контрольной...

3. Наверно, на  экзамене ...

4. Когда я  отвечаю у доски...

5. Если я получу  «двойку»...

6. Когда учитель  задает вопрос, я...

7. Когда после  каникул я встречаюсь с одноклассниками...

8. Когда я  жду родителей с родительского  собрания...

9. Когда я думаю о школе...  

 

Обработка результатов. При обработке результатов оценивается «эмоциональное благополучие» каждого ответа ребенка. К «эмоционально благополучным» ответам относятся те, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Ответы, указывающие на переживание тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций, можно рассматривать как «эмоционально неблагополучные».

В качестве отдельного момента интерпретации необходимо рассматривать случаи, в которых испытуемый затрудняется ответить на вопрос методики. «Отказы» интерпретируются как результат работы психологических защит или как сознательное стремление испытуемого к защите личностных границ (что, впрочем, также предполагает неосознанные элементы психологических защит.

Приложение 4.

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1. «Зачем нужно знать  себя?».

Цель: Познакомить  детей с целями занятий.

Принять правила  проведения занятий.

Создать у учеников мотивацию на самопознание.

Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

Материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка  с прорезями, обклеенная полосками  из шести разных цветов.

Ход занятия:

1.Знакомство  с целями занятий.

Психолог. На занятиях мы будем учиться понимать себя и других, общаться, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.

2.      Принятие правил.

Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?

Примерные правила:

Активная работа на занятии каждого участника.

Внимательность  к говорящему.

Доверие друг к  другу.

Недопустимость  насмешек.

Не выносить обсуждение за пределы занятия.

Право каждого  на своё мнение.

3.       Настрой на занятие.

Упражнение «Цвет  настроения».

Каждый участник выбирает цвет настроения в данный момент и бросает картонный квадратик  в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».

Психолог. Сейчас выполните такое задание: Протяните  рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.

Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

4.      Работа по теме. Самоанализ «Кто я? Какой я?».

Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам  нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?

Психолог. Продолжите письменно три предложения:

-         Я думаю, что я ……

-         Другие считают, что я …..

-         Мне хочется быть …..

Для каждого  предложения подберите от 5 до 10 определений  из списка слов на плакате.

Психолог вывешивает список слов, помогающий отвечать детям на вопросы:

«Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».

Упражнение «Горячий стул».

Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько  совпадает представление о нем  одноклассников с его собственным  представлением о себе. Каждый по очереди будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я…). Количество совпадений подсчитывается.

5.      Анализ занятия.

Психолог. Давайте  оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

Вопросы для обсуждения: Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудно оценивать – себя или других?

6.      Домашнее задание.

Психолог. Выполните  дома следующее задание. Сделайте рисунок  под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных – синим.  

Занятие 2.    «Общение в жизни человека.»

Цели: Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека.

Развивать способность  принимать друг друга.

Материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.

Ход занятия:

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Давайте рассмотрим все рисунки «Я в лучах солнца». Вспомните, что обозначают лучи (количество определений, которые дали вам одноклассники и которые совпали с вашим мнением о себе). Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя (много совпадений – хорошо знаете). Красными лучами отмечались положительные совпадения: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих. Отрицательные же (синие) действуют как холод и мешают общению.

Как вы думаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники.)

В итоге обсуждения желательно подвести ребят к пониманию  того, что в общении нужно проявлять  свои положительные качества, тогда  и конфликтов будет меньше.

2.      Работа по теме.

Психолог. Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я.)Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к  выводу, что общение играет в жизни  человека важную роль и общению нужно  учиться, чтобы оно приносило  человеку пользу и радость.

Психолог. Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.

Тест-игра «С тобой  приятно общаться».

Психолог. Умеем  ли мы общаться, лучше всего знают  те, с кем мы общаемся. В школе  вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.

Для этого детям  раздаются небольшие листочки для  записи, на которых они пишут соответствующие  баллы для каждого ученика. Расшифровка  баллов написана на доске:

Информация о работе Снижение тревожности у подростков