Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:11, творческая работа
Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.
Пояснительная записка
Диагностический блок
Установочный блок
Коррекционный блок
Оценочный блок
Литература
Приложения
Ожидаемые
результаты: снижение тревожности подростков.
Отслеживание результатов работы проводится
на основе диагностики, которая проводится
в начале и в конце тренинга.
Установочный блок.
Цель - создать установку у детей психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы: - проведение ненавязчивого настроя подростков на выполнение определенной деятельности.
Коррекционный блок.
Цель - постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», повышение уверенности в себе, повышение самооценки.
Методы: - изменение отношения учителей к детям с высоким уровнем тревожности (создание ситуаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, привлечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);
- рациональное
объединение детей для
- активизация положительного “общественного мнения”, позитивных оценок других детей по отношению к тревожному ребенку;
- использование
специальных
Методы:
Приемы:
План:
№
п/п |
Наименование тем занятий | Цели | Количество часов |
1 | Зачем нужно знать себя? |
|
1 |
2 | Общение в жизни человека. |
|
1 |
3 | Я глазами других. |
|
1 |
4 | Самооценка. |
|
1 |
5 | Ярмарка достоинств |
|
1 |
6 | Ищу друга. |
|
1 |
7 | Барьеры общения. |
|
1 |
8 | Предотвращение конфликтов |
|
1 |
9 | Уверенное и неуверенное поведение |
|
1 |
10 | Нужна ли агрессия? |
|
1 |
11 | Пойми меня |
|
1 |
12 | Мои проблемы. |
|
1 |
13 | Критика. |
|
1 |
14 | Азбука перемен. |
|
1 |
Этапы:
I
Знакомство.
Развитие интереса у детей к предстоящей работе.
II
Работа по
снижению тревожности (формирование определенных
навыков).
III
Закрепить у учащихся полученные знания
Пощание.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
(Приложение 4).
Оценочный блок.
Цель - оценка эффективности проведенной коррекционной работы.
Методы - используются методы диагностического блока. Прослеживается снижение у учащихся уровня тревожности; повышение успеваемости и социального статуса учащихся в классном коллективе; субъективная оценка учащимися своего самочувствия и эмоционального состояния (Приложение 1,2, 3).
.ЛИТЕРАТУРА:
Приложение 1.
Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.
Инструкция. Ответьте,
пожалуйста, на предложенные утверждения
либо «да», либо «нет».
Ребенок
Да
Нет
1. Не может долго работать не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
3. Любое задание
вызывает излишнее
4. Во время
выполнения заданий очень
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о возможных неприятностях
7. Как правило,
краснеет в незнакомой
8. Жалуется, что снятся страшные сны
9. Руки обычно холодные и влажные
10. Нередко бывает расстройство стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слезы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе, в своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями
Суммируйте
количество ответов «да», чтобы
получить общий балл
Высокая тревожность
- 15-20 баллов.
Средняя - 7-14 баллов.
Низкая - 1-6 баллов.
Приложение 2.
Шкала тре вожности.
«Шкала тревожности» (Рогов Е. И., 1996) разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуации — с точки зрения того, насколько они могут вызывать тревогу.
Преимущество шкал такого типа заключается в том, они позволяют определить области действительности, являющиеся для школьников основными источниками тревоги. Кроме того, выполнение подобного тестового задания в меньшей степени (по сравнению с обычными опросниками) зависит от уровня развития рефлексии учащихся.
Цель методики. С помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность).
Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нормы для учащихся 8—10-х классов (Рогов Е. И., 1996). Опыт работы показывает, что данная методика может с успехом применяться и для диагностики уровня школьной тревожности в 7-м и 11-м классах. Ниже мы приводим среднегрупповые нормы для этих параллелей, рассчитанные на выборках из 213 и 152 учащихся, соответственно.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться в индивидуальной или групповой форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя.
Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики.
Обработка результатов. По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом (школьная тревожность — вопросы 1,4, 6, 9,10, 13,16, 20, 25, 30; самооценочная тревожность — 3, 5,12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность — 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.
Интерпретация результатов. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в табл.1.
Следует отметить,
что стандартизация тестовых норм для
всех параллелей проводилась в городских
школах, поэтому данные тестовые нормы
для сельских школьников неприменимы.
При интерпретации полученных данных
следует обратить внимание на учащихся,
показавших «повышенные», «высокие» и
«очень высокие» значения школьной тревожности.
Эти показатели прямо указывают на эмоциональное
неблагополучие подростка в контексте
тех или иных школьных ситуаций. Показатель
«чрезмерного спокойствия» свидетельствует
о «скрытой» тревожности, либо незаметной
для самого испытуемого (вытесненной),
либо сознательно отрицаемой им.
Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов Е. И., 1998)
Таблица 1.
|