Снижение тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:11, творческая работа

Описание работы

Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.

Содержание

Пояснительная записка
Диагностический блок
Установочный блок
Коррекционный блок
Оценочный блок
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

федеральное агентство по образованию.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

  Ожидаемые результаты: снижение тревожности подростков. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики, которая проводится в начале и в конце тренинга.  

    Установочный  блок.

    Цель - создать установку у детей психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.

    Методы: - проведение ненавязчивого настроя подростков на выполнение определенной деятельности.

Коррекционный блок.

 

    Цель - постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», повышение уверенности в себе, повышение самооценки.

    Методы: - изменение отношения учителей к детям с высоким уровнем тревожности (создание ситуаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, привлечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);

    - рациональное  объединение детей для выполнения  определенной деятельности, игры и т. п.;

    - активизация  положительного “общественного  мнения”, позитивных оценок других детей по отношению к тревожному ребенку;

    - использование  специальных психотерапевтических  форм, методов и приемов.  
 

Методы:

  1. Наблюдение;
  2. Диагностирование;
  3. Дисскусии;
  4. Практические;
  5. Работа в группах;
  6. Тренинг навыков.

Приемы:

  1. Диагностический прием,
  2. Информирование,
  3. Разогревающие упражнения,
  4. Тренинговые упражнения,
  5. Упражнения на межгрупповое взаимодействие,
  6. Побуждение,
  7. Поощрение,
  8. Ролевые игры,
  9. Анализ ситуаций,
  10. Психогимнастика,
  11. Телесно-ориентированная психокоррекция и др.
 

 План:

п/п

Наименование  тем занятий Цели Количество часов
1 Зачем нужно  знать себя?
  • Познакомить детей с целями занятий.
  • Принять правила проведения занятий.
  • Создать у учеников мотивацию на самопознание.
  • Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
1
2 Общение в жизни  человека.
  • Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека.
  • Развивать способность принимать друг друга.
1
3 Я глазами других.  
  • Формировать способность к самоанализу.
  • Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться
1
4 Самооценка. 
  • Дать понятие  о самоценности человеческого «Я».
  • Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.
  • Закрепить навыки групповой работы.
1
5 Ярмарка достоинств
  • Закрепить у учащихся навыки самоанализа.
  • Научить преодолевать барьеры на пути самокритики
  • Развивать уверенность в себе.
1
6 Ищу друга.
  • Помочь учащимся в самораскрытии.
  • Способствовать преодолению барьеров в общении.
  • Совершенствовать навыки общения
1
7 Барьеры общения.  
  • Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения.
  • Обучить альтернативным вариантам поведения.
  • Обучить анализу различных состояний.
1
8 Предотвращение  конфликтов
  • Выработать у детей умение предотвращать конфликты.
  • Закрепить навыки поведения в конфликтных ситуациях.
 
1
9 Уверенное и  неуверенное поведение
  • Дать учащимся понятие о сильной личности.
  • Вырабатывать навыки уверенного поведения.
  • Формировать негативное отношение к агрессии.
 
1
10 Нужна ли агрессия?  
  • Дать учащимся представление об агрессивном поведении.
  • Вырабатывать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.
1
11 Пойми меня
  • Формировать у учащихся умение понимать друг друга.
1
12 Мои проблемы. 
  • Познакомить учащихся с термином «проблема».
  • Научить осознавать проблемы и их обсуждать.
  • Отработать навыки решения проблем.
1
13 Критика. 
  • Познакомить учащихся с понятием «критика».
  • Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.
1
14 Азбука перемен.
  • Закрепить у учащихся полученные знания
  • Помочь участникам поверить в свои силы.
 
1

    Этапы:

    I

    Знакомство.

    Развитие интереса у детей к предстоящей работе.

    II

    Работа по снижению тревожности (формирование определенных навыков). 

    III

    Закрепить у  учащихся полученные знания

    Пощание. 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ (Приложение 4). 

    Оценочный блок.

    Цель - оценка эффективности проведенной коррекционной работы.

Методы - используются методы диагностического блока. Прослеживается снижение у учащихся уровня тревожности; повышение успеваемости и социального статуса учащихся в классном коллективе; субъективная оценка учащимися своего самочувствия и эмоционального состояния (Приложение  1,2, 3). 

 

    .ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
  2. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. –М.: ТЦ Сфера, 2002. –88с.
  3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
  5. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.
  6. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. –М., :Просвещение, 1986. –80 с.
  7. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. –СПб. : Речь, 2001. –160с.
  8. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. –СПб.: Речь., 2002. –198с.
  9. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. –М., 1998. –227с.
  10. Лидерс А.Г. психологический тренинг с подростками. –М. Академия, 2001. –256с.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –СПб.: Речь., 2001. –190с.
  12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М. Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.1.
  13. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации. –М.:Просвещение., 1984. –296с.
  14. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М.: ТЦ «Сфера»., 2000. –448с.
  15. Попова М.В. Психология растущего человека. –М.: ТЦ «Сфера», 2002. –128с.
  16. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей. –М., 1989. –203с.
  17. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 11-17.
  18. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. –М., 2000. –304с.
  19. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной. –М.:Просвещение, 1991. –303с...
  20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. –М., 1999. 167с.
  21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. –М., 2000. –304с.
  22. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –М.:Просвещение. 1991. –228с.
  23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. –М., 1993. –286с.
  24. Юрасова Е.Н. Параметр тревожности в диагностике личности. –Ярославль., 1987. –173с.
   

  

Приложение 1.

Опросник  Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения  либо «да», либо «нет». 

Ребенок 

Да 

Нет 

     1. Не может долго работать не уставая 

    2. Ему трудно  сосредоточиться на чем-то 

    3. Любое задание  вызывает излишнее беспокойство 

    4. Во время  выполнения заданий очень напряжен, скован 

     5. Смущается чаще других 

     6. Часто говорит о возможных неприятностях 

    7. Как правило,  краснеет в незнакомой обстановке 

     8. Жалуется, что снятся страшные сны 

     9. Руки обычно холодные и влажные 

     10. Нередко бывает расстройство стула 

    11. Сильно  потеет, когда волнуется 

    12. Не обладает  хорошим аппетитом 

    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом 

    14. Пуглив, многое  вызывает у него страх 

     15. Обычно беспокоен, легко расстраивается 

    16. Часто не  может сдержать слезы 

    17. Плохо переносит  ожидание 

    18. Не любит  браться за новое дело 

    19. Не уверен в себе, в своих силах 

    20. Боится  сталкиваться с трудностями 

  

 Суммируйте  количество ответов «да», чтобы  получить общий балл тревожности: 

Высокая тревожность - 15-20 баллов.      

Средняя - 7-14 баллов. 

Низкая - 1-6 баллов.           

Приложение 2.

Шкала тре вожности.  

 

«Шкала тревожности» (Рогов Е. И., 1996) разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуации — с точки зрения того, насколько они могут вызывать тревогу.

Преимущество  шкал такого типа заключается в том, они позволяют определить области действительности, являющиеся для школьников основными источниками тревоги. Кроме того, выполнение подобного тестового задания в меньшей степени (по сравнению с обычными опросниками) зависит от уровня развития рефлексии учащихся.

Цель  методики. С помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность).

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нормы для учащихся 8—10-х классов (Рогов Е. И., 1996). Опыт работы показывает, что данная методика может с успехом применяться и для диагностики уровня школьной тревожности в 7-м и 11-м классах. Ниже мы приводим среднегрупповые нормы для этих параллелей, рассчитанные на выборках из 213 и 152 учащихся, соответственно.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться в индивидуальной или групповой форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя.

Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики.

Обработка результатов. По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом (школьная тревожность — вопросы 1,4, 6, 9,10, 13,16, 20, 25, 30; самооценочная тревожность — 3, 5,12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность — 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.

Интерпретация результатов. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в табл.1.

Следует отметить, что стандартизация тестовых норм для  всех параллелей проводилась в городских  школах, поэтому данные тестовые нормы для сельских школьников неприменимы. При интерпретации полученных данных следует обратить внимание на учащихся, показавших «повышенные», «высокие» и «очень высокие» значения школьной тревожности. Эти показатели прямо указывают на эмоциональное неблагополучие подростка в контексте тех или иных школьных ситуаций. Показатель «чрезмерного спокойствия» свидетельствует о «скрытой» тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо сознательно отрицаемой им.  

Тестовые  нормы для Шкалы  тревожности (Рогов Е. И., 1998)

Таблица 1.

Уровень тревожности  Группа  Уровень различных видов тревожности                             

(в баллах)

  

 

 
Класс Пол Общая Школь-

ная

Самооценочная Межличностная
Нормальная  тревожность  8 Ж 30-62 7-19 11-21 7-20
  

 

 
   М 17-54 4-17 4-18 5-17
  

 

 
9 Ж 17-54 2-14 6-19 4-19
  

 

 
  

 

 
М 10-48 1-13 1-17 3-17
  

 

 
8 Ж 35-62 5-17 12-23 5-20
  

 

 
  

 

 
М 23-47 5-14 8-17 5-14
Несколько повышенная тревожность  8 Ж 63-78 20-25 22-26 21-27
  

 

 
  

 

 
М 55-73 18-23 19-25 18-24
  

 

 
9 Ж 55-72 15-20 20-26 20-26
  

 

 
  

 

 
М 49-57 14-19 18-26 18-25
  

 

 
10 Ж 63-76 18-23 24-29 21-28
  

 

 
  

 

 
М 48-60 15-19 18-22 15-19
Высокая тревожность 8 Ж 79-94 26-31 27-31 28-33
  

 

 
  

 

 
М 74-91 24-30 26-32 25-30
  

 

 
9 Ж 73-90 21-26 27-32 27-33
  

 

 
  

 

 
м 68-86 20-25 27-34 26-32
  

 

 
10 ж 77-90 24-30 30-34 29-36
  

 

 
  

 

 
м 61-72 20-24 23-27 20-23
Очень высокая тревожность 8 ж Более 94 Более 31 Более 31 Более 33
  

 

 
  

 

 
м Более 92 Более 30 Более 32 Более 30
  

 

 
9 ж Более 90 Более 26 Более 32 Более 33
  

 

 
  

 

 
м Более 86 Более 25 Более 34 Более 32
  

 

 
10 ж Более 90 Более 30 Более 34 Более 36
  

 

 
  

 

 
м Более 72 Более 24 Более 27 Более 23
«Чрезмерное спокойствие» 8 Ж Менее 30 Менее 7 Менее 11 Менее 7
  

 

 
  

 

 
М Менее 17 Менее 4 Менее 4 Менее 5
  

 

 
9 Ж Менее 17 Менее 2 Менее 6 Менее 4
  

 

 
  

 

 
М Менее 10 - - Менее 3
  

 

 
10 Ж Менее 39 Менее 5 Менее 12 Менее 5
  

 

 
  

 

 
м Менее 23 Менее 5 Менее 8 Менее 5

Информация о работе Снижение тревожности у подростков