Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:11, творческая работа
Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.
Пояснительная записка
Диагностический блок
Установочный блок
Коррекционный блок
Оценочный блок
Литература
Приложения
   Ожидаемые 
результаты: снижение  тревожности подростков. 
Отслеживание результатов работы проводится 
на основе диагностики, которая проводится 
в начале и в конце тренинга.  
Установочный блок.
Цель - создать установку у детей психокоррекционный процесс, задействовать соответствующие мотивационные механизмы.
Методы: - проведение ненавязчивого настроя подростков на выполнение определенной деятельности.
Коррекционный блок.
Цель - постепенное устранение симптомокомплекса «Тревожность», повышение уверенности в себе, повышение самооценки.
Методы: - изменение отношения учителей к детям с высоким уровнем тревожности (создание ситуаций успеха, позитивная оценка малейших положительных сдвигов, привлечение детей к оценке себя с акцентом на положительные стороны);
    - рациональное 
объединение детей для 
- активизация положительного “общественного мнения”, позитивных оценок других детей по отношению к тревожному ребенку;
    - использование 
специальных 
 
Методы:
Приемы:
План:
| № п/п | Наименование тем занятий | Цели | Количество часов | 
| 1 | Зачем нужно знать себя? | 
 | 1 | 
| 2 | Общение в жизни человека. | 
 | 1 | 
| 3 | Я глазами других. | 
 | 1 | 
| 4 | Самооценка. | 
 | 1 | 
| 5 | Ярмарка достоинств | 
 | 1 | 
| 6 | Ищу друга. | 
 | 1 | 
| 7 | Барьеры общения. | 
 | 1 | 
| 8 | Предотвращение конфликтов | 
 | 1 | 
| 9 | Уверенное и неуверенное поведение | 
 | 1 | 
| 10 | Нужна ли агрессия? | 
 | 1 | 
| 11 | Пойми меня | 
 | 1 | 
| 12 | Мои проблемы. | 
 | 1 | 
| 13 | Критика. | 
 | 1 | 
| 14 | Азбука перемен. | 
 | 1 | 
Этапы:
I
Знакомство.
Развитие интереса у детей к предстоящей работе.
II
Работа по 
снижению тревожности (формирование определенных 
навыков). 
III
Закрепить у учащихся полученные знания
Пощание. 
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ 
(Приложение 4). 
Оценочный блок.
Цель - оценка эффективности проведенной коррекционной работы.
Методы - используются методы диагностического блока. Прослеживается снижение у учащихся уровня тревожности; повышение успеваемости и социального статуса учащихся в классном коллективе; субъективная оценка учащимися своего самочувствия и эмоционального состояния (Приложение 1,2, 3).
.ЛИТЕРАТУРА:
  
Приложение 1.
Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.
Инструкция. Ответьте, 
пожалуйста, на предложенные утверждения 
либо «да», либо «нет». 
Ребенок
Да
Нет 
1. Не может долго работать не уставая
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то
 3. Любое задание 
вызывает излишнее 
 4. Во время 
выполнения заданий очень 
5. Смущается чаще других
6. Часто говорит о возможных неприятностях
 7. Как правило, 
краснеет в незнакомой 
8. Жалуется, что снятся страшные сны
9. Руки обычно холодные и влажные
10. Нередко бывает расстройство стула
11. Сильно потеет, когда волнуется
12. Не обладает хорошим аппетитом
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
16. Часто не может сдержать слезы
17. Плохо переносит ожидание
18. Не любит браться за новое дело
19. Не уверен в себе, в своих силах
20. Боится сталкиваться с трудностями
 Суммируйте 
количество ответов «да», чтобы 
получить общий балл 
Высокая тревожность 
- 15-20 баллов.      
Средняя - 7-14 баллов. 
Низкая - 1-6 баллов.        
   
Приложение 2.
Шкала тре вожности.
«Шкала тревожности» (Рогов Е. И., 1996) разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуации — с точки зрения того, насколько они могут вызывать тревогу.
Преимущество шкал такого типа заключается в том, они позволяют определить области действительности, являющиеся для школьников основными источниками тревоги. Кроме того, выполнение подобного тестового задания в меньшей степени (по сравнению с обычными опросниками) зависит от уровня развития рефлексии учащихся.
Цель методики. С помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность).
Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нормы для учащихся 8—10-х классов (Рогов Е. И., 1996). Опыт работы показывает, что данная методика может с успехом применяться и для диагностики уровня школьной тревожности в 7-м и 11-м классах. Ниже мы приводим среднегрупповые нормы для этих параллелей, рассчитанные на выборках из 213 и 152 учащихся, соответственно.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться в индивидуальной или групповой форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя.
Необходимые материалы. Диагностический бланк содержит инструкцию и задания. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики.
Обработка результатов. По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом (школьная тревожность — вопросы 1,4, 6, 9,10, 13,16, 20, 25, 30; самооценочная тревожность — 3, 5,12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность — 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.
Интерпретация результатов. Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы, приведенные в табл.1.
Следует отметить, 
что стандартизация тестовых норм для 
всех параллелей проводилась в городских 
школах, поэтому данные тестовые нормы 
для сельских школьников неприменимы. 
При интерпретации полученных данных 
следует обратить внимание на учащихся, 
показавших «повышенные», «высокие» и 
«очень высокие» значения школьной тревожности. 
Эти показатели прямо указывают на эмоциональное 
неблагополучие подростка в контексте 
тех или иных школьных ситуаций. Показатель 
«чрезмерного спокойствия» свидетельствует 
о «скрытой» тревожности, либо незаметной 
для самого испытуемого (вытесненной), 
либо сознательно отрицаемой им.  
Тестовые нормы для Шкалы тревожности (Рогов Е. И., 1998)
Таблица 1.
| 
 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||