Снижение тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:11, творческая работа

Описание работы

Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.

Содержание

Пояснительная записка
Диагностический блок
Установочный блок
Коррекционный блок
Оценочный блок
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

федеральное агентство по образованию.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Челябинский  государственный педагогический университет»

(ГОУВПО  «ЧГПУ»)

РИПОДО. 
 
 
 

Тренинг. 

Тема: Снижение тревожности у подростков. 
 
 
 

                                                       

                  Дисциплина: Методы активного    социально-психологического обучения.

                  Специальность: Педагог-психолог.

                  Форма обучения: заочная.

                  Семестор:9.

                  Работу  выполнила:   Иванченко Анна Анатольевна.

                     
                   
                   

Целинное. 2011 г. 

      СОДЕРЖАНИЕ:

      Пояснительная записка

    1. Диагностический блок
    2. Установочный блок
    3. Коррекционный блок
    4. Оценочный блок

      Литература

      Приложения  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Программа  предназначена для проведения  коррекционно-развивающих и профилактических занятий с  подростками, испытывающими тревожность.

  Тревожность – весьма распространенное в настоящее время психологическое явление, частый симптом неврозов, а также других заболеваний, пусковой механизм расстройств эмоциональной сферы личности.

 Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.

 По данным Всемирной организации здравоохранения, современная школа признана общественно неблагоприятным фактором, нередко наносящим урон психическому здоровью учащихся. Основные причины этого: несформированность ребенка как субъекта учебной деятельности; заниженная самооценка, неприятие собственного "я".

Симптомокомплекс  «Тревожность».    

В психологическом  словаре дается следующее определение: тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.

I. Возникновение тревожности.  

  Возникновение и закрепление тревожности обусловлено неудовлет-ворением актуальных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму “замкнутого психологического круга”.

  Формированию “замкнутого психологического круга” у ребенка могут способствовать различные факторы:

  1. Учебные перегрузки (структура учебного года, 1 выходной и т.д.)
  2. Неспособность справиться с программой
  3. Неадекватные ожидания со стороны родителей (чем выше родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем выше уровень тревожности у ребенка).
  4. Неблагоприятные отношения с педагогом (конфликты, завышенные требования, стиль взаимодействия с учениками).
  5. Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации. Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности.
  6. Смена школьного коллектива (необходимость устанавливать новые взаимоотношения).
  7. Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

II. Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное  беспокойство.

2. Трудность,  иногда невозможность сконцентрироваться  на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например,  в области лица, шеи).

4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

  Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. 

III. Признаки тревожности:

Тревожный ребенок-

1. Не может  долго работать, не уставая.

2. Ему трудно  сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание  вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время  выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается  чаще других.

6. Часто говорит  о напряженных ситуациях.

7. Как правило,  краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него  обычно холодные и влажные.

10. У него нередко  бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает  хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое  вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается.

16. Часто не  может сдержать слезы.

17. Плохо переносит  ожидание.

18. Не любит  браться за новое дело.

19. Не уверен  в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться  с трудностями.

  Если у конкретного ребенка есть совпадения по 15-20 пунктам, можно говорить о высокой тревожности.

IV. Психопрофилактическая работа.

  В связи с этим в образовательном учреждении должна проводиться специальная работа по снижению школьной тревожности.

  Коррекционную работу с тревожными подростками целесообразно проводить в трех основных направлениях:

  • по повышению самооценки ребенка;
  • по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

  В рамках  тренинга в ходе выполнения психологических упражнений и игр, подросток получает возможность в безопасной психологической обстановке проявить себя и свои качества. Исследовав свои границы и освоив навыки их отстаивания в социальной среде, учащиеся смогут адекватно выражать свои непосредственные реакции на различные ситуации. Это будет способствовать разрядке возникающего возбуждения и снижению тревожности. Учащиеся смогут стать более успешными: повысить свою успеваемость и социальный статус в классном коллективе.

 Тренинг дает  подростку возможность перенять  опыт взрослого человека, увидеть  себя глазами своих товарищей  и научиться реагировать на  различные ситуации в безопасной  обстановке. 

 Психокоррекционной  работой, безусловно, должен заниматься психолог. Однако и учитель с успехом   может в своей работе использовать различные упражнения, направленные на профилактику школьной тревожности. 

    Диагностический блок.

Цель - улучшение самочувствия и повышение эмоционального фона за счет снижения уровня  тревожности  у подростков.

Задачи:

  1. Продиагностировать уровень тревожности  детей.
  2. Проанализировать причины, вызывающие тревожное состояние.
  3. Научить детей управлять своими эмоциями.
  4. Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения.
  5. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
  6. Сформировать навыки саморегуляции.

Диагностические методики, используемые как критерии отбора участников в коррекционную  группу. Предполагается выполнение установочной диагностики и повторной диагностики после коррекционной работы. В обоих случаях используются одинаковые методики.

Для диагностики  тревожности используются разнообразные  методические подходы, различающиеся  по степени трудоемкости их проведения, обработки и интерпретации данных; диагностической информативности; возрастному диапазону применения.

Методики: Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М., шкала тревожности, метод незаконченных предложений. (Приложение  1,2, 3). 

 

Организация занятий:

Форма проведения: Групповые занятия.

Целевая группа:  подростки (учащиеся 9-11 классов).

Состав группы:

  • Оптимальная численность тренинговой группы 12 – 15 человек плюс тренер (психолог).
  • Группы должны комплектоваться на добровольной основе;
  • Предпочтительно проводить занятия с разнополой группой, но допустимы и гомогенные группы;
  • Желательно включить в группу участников с небольшой разницей в возрасте.

Принципы  работы группы:

  • Активность.
  • Конфиденциальность.
  • Конструктивная обратная связь (с позитивное намерением)
  • Дисциплина (мобильники, опоздания и т.д)
 

Принцип работы психолога:

1. Принцип экологичности.  Все, что происходит на тренинге  не должно нанести вред или  стать помехой в свободном  развитии участников группы и  ведущих.

2. Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат  реализации единой цели.

3. Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется  на опыте и переживаниях, полученных  при выполнении предыдущих, новые  ресурсы внедряются в процесс  обучения.

4. Принцип открытости. Быть искренним перед группой,  декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.

5. Принцип достоверности.  Упражнения адаптированы к той  действительности, в которой живут  и взаимодействуют участники.

Место проведения: Зал для проведения тренингов, аудитория, класс. Тренинговая комната должна быть оборудована партами или столами для выполнения письменных заданий, доской или пробковым стендом, настенными часами; а также должна иметь достаточно свободного места для работы в тренинговом круге.

Продолжительность тренинговых занятий: Тренинговая программа состоит из 14 занятия, рекомендуемая частота занятий – один раз в неделю, продолжительностью–60 минут. Общая продолжительность -14 часов. 

Каждое занятие состоит из трех частей:

  • 1.Вводная часть.
  • 2.Основная часть (рабочая).
  • 3.Завершение.

Информация о работе Снижение тревожности у подростков