Снижение тревожности у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:11, творческая работа

Описание работы

Школьная тревожность - одна из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог и учитель. Особое внимание она привлекает еще и потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и на общий уровень психологического благополучия.

Содержание

Пояснительная записка
Диагностический блок
Установочный блок
Коррекционный блок
Оценочный блок
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

федеральное агентство по образованию.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Вы можете рассказать немного о себе, указать свои увлечения, любимые занятия. Объявление не должно быть большим, но старайтесь писать искренне. Можно не подписывать свой текст  или придумать себе псевдоним.

Затем объявления собираются и зачитываются. Участники  отгадывают, кто является автором  каждого объявления: если отгадывают, то дополнительно называют положительные  качества автора. Желающие могут поместить  свои объявления на стенде.

3.      Анализ занятия.

Психолог задаёт вопросы: Трудно ли быть откровенным? Просто ли было писать о себе.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Подумайте  дома над таким высказыванием: «Люди  становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены». Постарайтесь его  объяснить.  

Занятие 7. «Барьеры общения»

Цель: Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения.

Обучить альтернативным вариантам поведения.

Обучить анализу  различных состояний.

Материалы: Тетради  для записей.

Ход занятия:

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Вспомните, какое высказывание предлагалось вам  на дом для объяснения («Люди становятся одиноки, если вместо мостов они возводят стены».). Обсуждая ответы участников, психолог подводит их к пониманию  барьеров («стен») в общении.

2.      Работа по теме.

Психолог напоминает участникам значения контроля над своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми. Затем идет обсуждение вербальных барьеров общения.

Психолог. Конфликты  часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает со слов (вербальных барьеров), препятствующих вербальному общению. Давайте попробуем разыграть ситуацию «В классе».

Выбираются два  участника.

Психолог. Один из вас входит в класс после  болезни, а его парта занята новым  учеником. Он начинает выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!».

Затем обсуждается  поведение и реакция обоих  партнеров: Можно ли было не доводить дело до конфликта? Какие правила  из предыдущего занятия могли  бы быть использованы?

Данная сцена  разыгрывается несколько раз в разных вариантах.

Нужно начинать выяснять отношения:

-         с угрозы

-         с указаний и поучений (надо было сначала убедиться, что эта парта свободна, а только потом ее занимать)

-         с критики (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту)

-         с общения (ты такой же бестолковый, как все новенькие)

-         не обращать внимания (он не достоин моего внимания)

Обсуждаются все  варианты и отмечается, кто смог достойно выйти из конфликтной ситуации.

Психолог. Какова цель любого конфликта? (Найти достойное решение, приемлемое для обоих). Если такое решение не найдено, то начинается противостояние. Кому необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, то это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.

Все понятия обсуждаются и поясняются с помощью примеров.

3.      Анализ занятия.

Психолог. Можете ли вы сказать, почему конфликтные ситуации называются барьерами в общении? Давайте оценим наше занятие. Поставьте. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Попытайтесь  до следующего занятия зафиксировать  хотя бы одну ситуацию, когда вам  удалось предотвратить конфликт. Старайтесь в таких ситуациях  использовать знакомые вам приёмы.  

Занятие 8. Предотвращение конфликтов.  

Цели: Выработать у детей умение предотвращать  конфликты.

Закрепить навыки поведения в конфликтных ситуациях.

Материалы: Тетради  для записи.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог задаёт учащимся вопросы:

Кто может рассказать о своих успехах в предотвращении конфликтов?

Вспомните, какие  барьеры мешают позитивному общению  людей?

Пусть поднимут руку те, кто чувствует в себе достаточно сил для того, чтобы  не допускать конфликтных ситуаций?

2.      Работа по теме.

Игра «Перетягивание каната».

Игра проводится в парах. Играющие перетягивают воображаемый канат, пока один не перетянет.

Отработка навыков  предотвращения конфликтов.

Психолог помогает каждому самостоятельно подобрать  самостоятельно варианты выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. Предлагаются следующие ситуации:

Тебя публично обвинили в том, чего ты не делал.

Мама, придя с  работы, начинает отчитывать тебя за беспорядок в квартире.

Учитель поставил тебе несправедливо заниженную оценку.

Одноклассник, не разобравшись в ситуации, начинает тебя оскорблять.

На улице тебя обрызгал грязью проезжающий автомобиль.

Тетради с ответами сдаются психологу.

Игра «Петухи»

Игра проходит в парах. Игрок, прыгая на одной ноге, пытается толкнуть другого так, чтобы он встал на две ноги.

3.      Анализ занятия.

Психолог задает следующие вопросы:

Считаете ли вы себя конфликтным человеком?

Смогли бы вы предотвратить конфликт или избежать его?

4.      Домашнее задание.

Психолог. Подумайте, с какими людьми вам нравится общаться, что в них вам нравится.  

Занятие 9. Уверенное и неуверенное поведение.

Цели: Дать учащимся понятие о сильной личности.

Вырабатывать  навыки уверенного поведения.

Формировать негативное отношение к агрессии.

Материалы: Мяч, три листка бумаги для каждого участника, бланки теста «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог. Вам  предлагалось дома подумать о том, с  какими людьми вам нравится общаться. Сейчас мы запишем их характеристики на доске. Каких определений больше всего?

2.      Работа по теме.

Игра «Зубы  и мясо».

На доске записаны качества: отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремленный, добрый. Участникам предлагается выбрать качества, которых  им не хватает, и записать их в таблицу -–в столбик «Себе». В другой столбик – «Другим» – записать те качества, которых не хватает, по их мнению, другим людям. После того как участники выполнят задание, психолог сообщает, что определения «упорный», «волевой», «целеустремленный», характеризуют сильные стороны человека (их условно можно обозначить как «зубы»), а определения «отзывчивый», «добрый», «нежный» характеризуют мягкость человека («мясо»). При анализе, как правило, оказывается, что большинство выбирает для себя сильные качества – «зубы», а другим предлагает быть «мясом».

Психолог. Почему же большинство считает, что им не хватает качеств сильного человека, а другим доброты? Какого человека мы называем «сильной личностью»? (Уверенного, твердого, спокойного, справедливого)

Что значит быть уверенным человеком? (Спокойно отстаивать своё мнение, считаясь с мнением других.)

Какое поведение  мы называем неуверенным? (Беспокойное, нерешительное.)

Какое поведение  можно назвать нерешительным? (Оскорбляющее, унижающее, нарушающее права других.)

Можно ли назвать  уверенным агрессивное поведение? (Это получение уверенности за счёт унижения других.)

Тест «Как я  ориентируюсь в разных ситуациях».

Психолог. Ответьте «Да» \+\ или «Нет» \-\ на следующие  вопросы:

Если вы заблудитесь  в лесу, то хватит ли вам знаний, чтобы выйти на дорогу, и силы воли, чтобы продержаться несколько дней?

Попав на необитаемый  остров, будете вы его осматривать  целиком?

Попав в ситуацию, когда на вас летит автомобиль, и ваш спутник бросается влево, вы побежите туда же?

Если вы уходите из дома и не можете найти ключи, то можете ли просто спокойно подумать, где они могут быть?

Вы хорошо ориентируетесь в темноте?

Вы любите исследовать  незнакомые места?

Вам нравится находиться на природе в одиночестве?

Вы легко решаете  задачи на сообразительность?

В критической  ситуации вы быстро принимаете решение?

Психолог. За каждый положительный ответ вы получаете  одно очко. Суммируйте очки. Полученный результат означает следующее:

1-3 очка –  вы несамостоятельный человек,  не умеете принимать решение и брать ответственность на себя.

4-7 очков –  вы сообразительны и сможете  не попасть впросак в трудной  ситуации, хотя и допускаете ошибки  из-за невнимательности и недостатка  знаний.

8-9 очков –  вы нигде не пропадете, спокойная  жизнь не для вас, работа  следователя, каскадера и геолога вам бы очень подошла.

Игра «Вопрос  – ответ»

Играющие бросают  мяч друг другу, задавая любые  вопросы, а затем оценивают, был  ли ответ партнера уверенным или  нет.

Игра «Поводырь».

Участники разбиваются  на пары (один - поводырь, другой – ведомый). Ведомому завязывают глаза. Поводырь водит партнера между расставленных по всей комнате стульев. Участники меняются ролями. После игры проводится обсуждение:

Что чувствовали? Была ли уверенность и почему?

3.      Анализ занятия.

Психолог. Можете ли вы сказать, что после занятия изменили мнение о себе?

Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счёт «три» нужное количество пальцев одной руки.

4.      Домашнее задание.

Психолог. Проследите за тем, как слушают вас окружающие, и проверьте, как слушаете их вы.  

Занятие 10. Нужна ли агрессия?

Цели: Дать учащимся представление об агрессивном поведении.

Вырабатывать  приемлемые способы разрядки гнева  и агрессии.

Материалы: Текст  «Прочти о змее», релаксационная музыка.

Ход занятия.

1.      Обсуждение домашнего задания.

Психолог спрашивает участников, удалось ли им проверить  свое умение слушать других и понаблюдать, как окружающие их слушать. Затем  предлагается вспомнить, что такое  агрессия и когда она проявляется.

2.      Работа по теме занятия.

Психолог. Подумайте, нужна ли человеку в жизни агрессия?

В процессе обсуждения желательно вспомнить, о значении эмоций в жизни человека.

Психолог. А теперь давайте послушаем «Притчу о  змее».

Притча о змее.

Жила на свете  очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому она была очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Осмелели звери и закидали змею насмерть камнями.

Психолог. Какой  вывод можно сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В  каких случаях?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что  агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Учащиеся делают запись в тетради:

Конструктивная  агрессия направлена на защиту себя и  других, на завоевание независимости  и свободы.

Информация о работе Снижение тревожности у подростков