Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

Основные направления исследований:

1. Исследования различных модальностей  и уровней памяти.

2. Произвольная - непроизвольная.

3. Опосредственное - неопосредственное.

4. Кратковременная, долговременная, ультракратковременная.

 

25. Социальная природа памяти человека. Память и деятельность. Мотивация и запоминание.

Есть несколько  подходов к изучению социальной природы памяти человека:

1. У Бартлетта речь идет о социальной природе человеческого запоминания (опосредованными личными установками развившимися из социальных. Эксперименты по кросс-культурным материалам).

2. В работах  Жане проводились различия между  памятью рассказом и памятью  реминисценцией на материале  патологии и кросс культурного  анализа (социогенез памяти). Здесь же культурно антропологический материал Леви-Брюля. Конечная форм социальной памяти - это память рассказ.

3. В работах  Выготского проводились изучения  памяти как ВПФ (социальная, опосредованная, системная), то есть как возможности  управления натуральным процессом.  Изучались процессы развития  в онтогенезе подчиненные двум  законам интер- и интравзаимодействия и параллелограмм развития.

Память и  деятельность.

Есть специальные  мнемические цели и мотивация, тогда можно говорить о специально организованной мнемической деятельности (произвольная, опосредованная память). Эксперимент Выготского и Леонтьева о соотношении натуральной и опосредованной памяти. (Цель достигается через овладение мнемическим средством).

Зинченко  и Смирнов изучали непроизвольную память в зависимости от содержания, структуры и мотивации деятельности.

Мотивация и  запоминание.

1. Эти исследования, как правило, мотивации и память здесь как следствие. Например, в психоанализе здесь рассматриваются феномены действия защитных механизмов в плане мотивационного забывания (защитный механизм вытеснения: этот материал в памяти есть, но извлечь его трудно).

2. Исследования  мотивации в рамках гештальт психологии Левина: наличие квазипотребности определяет мнемическую эффективность в непроизвольной памяти (сила следа зависит от силы напряжения).

3. Исследования влияния мотивации в рамках деятельностной концепции.

4. В бихевиоризме мотивация исследовалась через разные формы подкрепления заучивания.

 

26. Виды и функции речи. Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный  познавательный процесс, и, наконец, она  выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые  имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система  письменных знаков.

Человеческая речь выполняет целый  ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает  носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого  общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция  состоит в том, что она является инструментом мышления.

Различают внешнюю и внутреннюю речь.

Выготский считает, что только до определенного  момента речь не связана с мышлением (до 2-3 лет), а затем они скрещиваются.

Появление речи – когда слово  отрывается от объекта, когда используются 2-хсловные выражения. От 1 г. до 2 л. речь часто сопровождается жестами, т.е. речь без предмета не существует. По Выготскому слово – плоть мысли. Речь переводит мышление на новый  уровень. Это наиболее важная психическая  функция. Речь перестраивает всю  психику.

Направление развития по Выготскому: практическое мышление -> эгоцентрическая  речь -> логическое мышление -> внешняя  речь -> внутренняя речь.

27. Мышление и интеллект. Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.

Под интеллектом  понимается совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех  познавательной деятельности человека. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком  – его мыслительные способности.

Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно  разделить на две большие группы. К первой группе следует отнести  теории, провозглашающие наличие  у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности  являются врожденными и поэтому  не изменяются в процессе жизни, а  их формирование не зависит от жизненных  условий.

Одной из наиболее известных теорий, входящих в первую группу, является теория мышления, разрабатываемая в  рамках гештальтпсихологии. С позиции  данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект  определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью  получения нового знания. При этом считается, что соответствующие  интеллектуальные структуры существуют у человека с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и при  возникновении потребности в  них. При этом способность преобразовывать  структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

Другая группа теорий рассматривает  умственные способности как развивающиеся  в процессе жизни человека. Они  пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и  другого.

Активные исследования мышления проводятся с XVII в.

Позднее, с появление ассоциативной  психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям.

Мышление широко исследовалось  и в рамках бихевиоризма. При этом мышление представлялось как процесс  формирования сложных связей между  стимулами и реакциями.

Определенный вклад в развитие психологии мышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось  проблеме бессознательных форм мышления, а также изучению зависимости  мышления от мотивов и потребностей человека.

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках психологической  теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории деятельности мышление понимается как  прижизненно формирующаяся способность  к решению разнообразных задач  и целесообразному преобразованию действительности.

28. Этапы развития мышления. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.

В настоящее время существует несколько  наиболее известных классификаций  этапов развития мышления человека. Все  эти подходы имеют определенные отличия друг от друга. Однако среди  общепризнанных концепций и учений можно найти и общее. Так, в  большинстве существующих в настоящее  время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления человека связан с обобщениями. При  этом первые обобщения ребенка неотделимы от практической деятельности, что  находит свое выражение в одних  и тех же действиях, которые он выполняет со сходными между собой  предметами. Следующий этап развития мышления связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений. На следующем этапе развития мышления ребенка он может назвать один и тот же предмет несколькими словами. Это явление наблюдается в возрасте около двух лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение. В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к трем — трем с половиной годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

Широкую известность приобрела  теория развития интеллекта в детстве, предложенная Ж. Пиаже в рамках онтогенетического направления. Пиаже исходил из утверждения о том, что основные умственные операции имеют деятельностное происхождение. Его теория получила название «операциональной». В развитии мыслительных операций у детей Пиаже выделял четыре стадии. Первая стадия — сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни ребенка от одного года до двух лет и характеризуется развитием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. Вторая стадия — операционального мышления — относится к возрасту от двух до семи лет. Этот возраст, как известно, характеризуется развитием речи, поэтому активизируется процесс интериоризацни внешних действий с предметами, формируются наглядные представления. Третья стадия — стадия конкретных операций с предметами. Эта стадия начинается в возрасте семи-восьми лет и длится до 11-12 лет. Четвертая стадия — стадия формальных операций. Она охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. При этом следует отметить, что развитие сформированных на данной стадии операций продолжается на протяжении всей жизни. На данной стадии развития у ребенка формируются способности выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий. При этом отдельные умственные операции превращаются в единую структуру целого.

С позиций общей теории функциональных систем процесс мышления включает универсальные  системные узловые компоненты:

а) результат как ведущий системообразующий  фактор мыслительной деятельности человека;

б) оценку результата мыслительной деятельности с помощью обратной афферентации;

в) системоорганизующую роль исходных биологических и социальных потребностей и формирующихся на их основе доминирующих мотиваций в построении мыслительной деятельности;

г) программирование мыслительной деятельности с помощью аппарата акцептора  результата действия на основе механизмов афферентного синтеза и принятия решения;

д) эффекторное выражение мыслительных процессов через поведение, соматовегетативные компоненты и через специально организованный аппарат речи.

29. Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю  жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей.

 

Этапы социализации

Этап

Содержание

Начальный

Социализация ребенка, преимущественно  в семье

Средний

Обучение в школе

Завершающий

Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.


 

 

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему  общественных отношений, складывания  у него социальных качеств, т.е. формирует  способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: национальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; образование; самовоспитание.

Социализация  выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует  индивида в общество, а также  в различные типы социальных  общностей через усвоение им  элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует  взаимодействию людей в следствии принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет  общество, производит и передает  культуру поколений через убеждения  и показ соответствующих образцов поведения.

В результате социализации формируются различные  типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

 

30. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы. Эмоции и личность. Возможные основания классификации эмоций.

Говоря о переживаниях человека употребляют два термина: эмоции и чувства. В широком смысле слова – это синонимы, в узком – под эмоциями понимают переживание отношений, возникающие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативно-оценочный характер. Чувства более устойчивы и более длительны. Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, каждому  известных по своему опыту, и в  телесных явлениях. Как и ощущение, эмоции имеют положительный и  отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"