Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.
В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
49. Психологические особенности младшего школьника.
Младший школьный возраст (от 6—7 лет
до 10—11 лет). К началу младшего школьного
возраста ребенок представляет собой
в известной степени личность.
Он открывает для себя новое место
в социальном пространстве человеческих
отношений. У него уже достаточно
развиты рефлексивные способности;
существенным достижением в развитии
личности ребенка выступает преобладание
мотива «я должен» над мотивом
«я хочу». Этот возраст обещает ребенку
новые достижения в новой сфере
человеческой деятельности – учении.
Ребенок в начальной школе
усваивает специальные
Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника (эта позиция меняет его самосознание, рождение социального Я). Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Всё что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Происходят шлубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувств.Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Такое усложнение эмоционально-мотивационной
сферы приводит к возникновению
внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся
дифференциация внешней и внутренней
жизни ребёнка связана с
50. Психологические особенности подростка.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
На образ физического «Я»
и самосознание в целом оказывает
влияние темп полового созревания.
Дети с поздним созреванием
В подростковом возрасте активно идет
процесс познавательного
Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.
Связано с общим интеллектуальным
развитием и развитие воображения.
Сближение воображения с
Развитие личности в подростковом возрасте. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».
В конце подросткового возраста,
на границе с ранней юностью, представления
о себе стабилизируются и образуют
целостную систему — «Я-
Подросток обладает сильными, иногда
гипертрофированными
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом.
51. Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы.
Клиническая (медицинская) психология
— наука, изучающая психологические
особенности людей, страдающих различными
заболеваниями, методы и способы
диагностики психических
Предметом изучения клинической
психологии являются: а) расстройства
(нарушения) психики и поведения;
б) личностные и поведенческие особенности
людей, страдающих различными заболеваниями;
в) воздействие психологических
факторов на возникновение, развитие и
лечение болезней; г) особенности
взаимоотношений больных людей
и социальной микросреды, в которой
они находятся. Объектом клинической
психологии является человек с трудностями
адаптации и самореализации, которые
связаны с его физическим, социальным
и духовным состоянием. Связи эти
носят двусторонний характер: особенности
психики обуславливают
Существует четыре метода клинико-психологического исследования: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза).
52. Практические задачи клинической психологии.
Практические задачи клинической психологии как научно-практической дисциплины:
Клинические психологи занимаются
исследованием
53. Принципы построения клинико-психологического обследования.
Описательно-феноменологическая парадигма
клинико-психологического исследования
не придерживается четкого разграничения
нормальной и нарушенной психической
деятельности (или поведения). Здесь
существенное значение для диагностики
имеют целостные субъективные переживания
пациента и его собственные трактовки
своего состояния. Феноменологически
ориентированное клинико-
Принцип понимания предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией.
Принцип эпохе предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки.
Принцип беспристрастности и точности описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подбор слов для описания состояния пациента.
Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического феномена.
54. Категория "норма" в клинической психологии.
Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей.
В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.
Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
Социальные нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.
Попробуем выделить основные показатели психической нормы.
• По своим интересам, склонностям, поведению не выделяется из общего социума.
• Вполне приспособлен, полностью адаптирован к жизни в обществе: семье, работе, других сферах общения.
• Поведение и характер в течение зрелой жизни не меняются, а развитие в детском и подростковом возрасте протекает соответственно принятым стандартам. Старится он также по известным закономерностям, и личностные черты при этом сохраняются.
55. Синдром, симптом и фактор в клинической психологии. Примеры классификаций симптомов и синдромов.
Симптом — это строго фиксированное по форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.