Шпаргалки по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:59, шпаргалка

Описание работы

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.
Предметом психологии является изучение строения и закономерностей возникновения, развития и функционирования психики в различных ее формах, в том числе сознания как высшей формы психического отражения.

Работа содержит 1 файл

общие для всех видов специализации.docx

— 123.90 Кб (Скачать)

В этом возрасте уже можно наблюдать  преобладание обдуманных действий над  импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

49. Психологические особенности младшего школьника.

Младший школьный возраст (от 6—7 лет  до 10—11 лет). К началу младшего школьного  возраста ребенок представляет собой  в известной степени личность. Он открывает для себя новое место  в социальном пространстве человеческих отношений. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности; существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом  «я хочу». Этот возраст обещает ребенку  новые достижения в новой сфере  человеческой деятельности – учении. Ребенок в начальной школе  усваивает специальные психофизические  и психические действия, которые  должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной  деятельности, на основе которой при  благоприятных условиях обучения и  достаточном уровне умственного  развития ребенка возникают предпосылки  к теоретическому сознанию и мышлению. Учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной  с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также  контролем за вниманием, мнемоническими действиями, мысленным планированием и решением задач. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Общая сензитивность к воздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям. Ведущей деятельностью становится учебная.

Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7 лет, а может  сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой  социальной позиции – позиции  школьника (эта позиция меняет его  самосознание, рождение социального  Я). Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Всё что имеет отношение к  учебной деятельности (в первую очередь  отметки), оказывается ценным, то, что  связано с игрой, - менее важным. Происходят шлубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В этот период проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний, появляется логика чувств.Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной  сферы приводит к возникновению  внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребёнка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее  адекватно оценить бедующий поступок с точки зрения его результатов  и более отдалённых последствий. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребёнок  размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания  и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

50. Психологические особенности подростка.

Подростковый возраст связан с  перестройкой организма ребенка  — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст  раньше, другие — позже, пубертатный  кризис может возникнуть и в 11, и  в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и  для ребенка, и для близких  ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

На образ физического «Я»  и самосознание в целом оказывает  влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются  в наименее выгодном положении; акселерация  создает более благоприятные  возможности личностного развития.

В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.

Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как  восприятие. Этот процесс зависит  от усложняющегося в средних классах  обучения. На уроках геометрии и  черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.

Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим  мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования  и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение  взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Развитие личности в подростковом возрасте. Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепцию».

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления  о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями  в самостоятельности. Подростковая самостоятельность выражается, в  основном, в стремлении к эмансипации  от взрослых и в разнообразных  увлечениях — неучебных занятиях.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто  противоречивое явление. Подросток  стремится иметь близкого, верного  друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных  переживаний и установок. Друг, умеющий  выслушать и посочувствовать (а  для этого нужно иметь сходные  проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом.

51. Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы.

Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические  особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы  диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов  и психопатологических симптомов  и синдромов, психологию взаимоотношений  пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний .Клиническая психология относится к междисциплинарной области научного знания и практической деятельности, в которой пересекаются интересы медиков и психологов. Если исходить из проблем, которые разрешает эта дисциплина (взаимовлияние психического и соматического в возникновении, течении и лечении болезней), и практических задач, которые перед ней ставятся (диагностика психических нарушений, различение индивидуальных психологических особенностей и психических расстройств, анализ условий и факторов возникновения расстройств и болезней, психопрофилактика, психотерапия, психосоциальная реабилитация больных, охрана и поддержание здоровья), то она является отраслью медицинской науки. Однако если исходить из теоретических предпосылок и методов исследования — это наука психологическая.

Предметом изучения  клинической  психологии  являются:  а) расстройства (нарушения) психики и поведения; б) личностные и поведенческие особенности  людей, страдающих различными заболеваниями; в) воздействие психологических  факторов на возникновение, развитие и  лечение болезней; г) особенности  взаимоотношений больных людей  и социальной микросреды, в которой  они находятся. Объектом клинической  психологии является человек с трудностями  адаптации и самореализации, которые  связаны с его физическим, социальным и духовным состоянием. Связи эти  носят двусторонний характер: особенности  психики обуславливают трудности  адаптации человека, приводящие к  повышению риска возникновения  болезненных состояний (психосоматическая  патология, неврозы и др.); болезни  и их последствия могут влиять на изменения психологического склада человека, что приводит к дезадаптации, требуя психологической помощи в преодолении болезней и восстановления адаптационных способностей.

Существует четыре метода клинико-психологического исследования: беседа (интервью), эксперимент, наблюдение за поведением пациента, анализ истории жизни (сбор анамнеза).

52. Практические задачи клинической психологии.

Практические задачи клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Исследование психических проявлений различных расстройств.
  • Изучение роли психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических  проблем, а также проблемы определения  нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного  и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

53. Принципы построения клинико-психологического обследования.

Описательно-феноменологическая парадигма  клинико-психологического исследования не придерживается четкого разграничения  нормальной и нарушенной психической  деятельности (или поведения). Здесь  существенное значение для диагностики  имеют целостные субъективные переживания  пациента и его собственные трактовки  своего состояния. Феноменологически  ориентированное клинико-психологическое  исследование опирается на четыре основных принципа: принцип понимания, принцип  эпохе (воздержания от суждения), принцип  беспристрастности и точности описания, принцип контекстуальности.

 

Принцип понимания предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией.

Принцип эпохе предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки.

Принцип беспристрастности  и точности описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подбор слов для описания состояния пациента.

Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического феномена.

54. Категория "норма" в клинической психологии.

Категории нормы  и патологии, здоровья и болезни  выступают основными векторами, задающими систему восприятия и  критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория  нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния  людей.

В число норм-нормативов включаются не только идеальные нормы, но также функциональные нормы, социальные нормы и индивидуальные нормы.

Функциональные  нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).

Социальные  нормы контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.

Индивидуальная  норма предполагает сравнение состояния человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором человек обычно пребывал раньше и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) целевым установкам, жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни. Другими словами, индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.

Попробуем выделить основные показатели психической нормы.

• По своим  интересам, склонностям, поведению  не выделяется из общего социума.

• Вполне приспособлен, полностью адаптирован к жизни в обществе: семье, работе, других сферах общения.

• Поведение  и характер в течение зрелой жизни  не меняются, а развитие в детском  и подростковом возрасте протекает  соответственно принятым стандартам. Старится он также по известным закономерностям, и личностные черты при этом сохраняются.

55. Синдром, симптом и фактор в клинической психологии. Примеры классификаций симптомов и синдромов.

Симптом —  это строго фиксированное по форме  описание признака, соотнесенного с  определенной патологией.

Информация о работе Шпаргалки по "Общей психологии"